ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



КАЗАХСКАЯ РЕКОНКИСТА Последняя страница / Горячие новости

(Часть IV)
В 1735 году после смерти богдыхана Юнчженя джунгаро-китайская война заглохла. Галдан Церен, заключив перемирие с новым богдыханом Цянлунем, направил стрелы своего внимания на юго-запад. Джунгарские войска снова дошли до Ташкента и Туркестана, и казахский Улы жуз снова попал в зависимость от джунгар. В Присырдарьинских городах снова стали править джунгарские ставленники, а казахи были вынуждены посылать джунгарам аманатов и выплачивать албан по шкуре корсака от семьи. В результате Улы жуз оказался политически обособленным от Казахского ханства.

Мурат Уали, Марал Томпиев

В долине Согеты - Кокпек
alt
В 160 километрах от Алматы по дороге на Кегень расположены горы Согеты. Топоним образован от монгольского слова “сого” - “самка оленя”. Через ущелье Кокпек дорога выводит на плоскую сухую Согетинскую долину (по-казахски - Кокпек жазыгы). Долина окружена с трех сторон горами. С запада - Согеты, с севера - Бугуты, с юга - хребет Торайгыр. На востоке, замыкая долину, течет река Чарын. Таким образом, долина защищена с трех сторон горами. В долине дорога раздваивается: юго-восточная дорога через Кегень и долину Каркары ведет к реке Текес, в низовьях которой была летняя ставка джунгарских хунтайши (сейчас это территория Китая). Северо-восточная дорога через Чунджу, переправу через Или и Жаркент ведет в район современной Кульджи, где была главная зимняя ставка хунтайши - Урга. С военной точки зрения, долина очень удобна для расположения укрепленного пункта и контроля над дорогами. Вход в долину с северо-запада через узкое ущелье Кокпек, или с запада через перевал Калмак асу вполне могли контролировать относительно небольшие отряды. Посередине долины есть несколько небольших холмов и одиноких деревьев, возле которых, видимо, раньше был водный источник. За холмами сохранились остатки прямоугольного сооружения - торткуля. Здесь и был джунгарский укрепленный пункт - шибе. На юге хребет Торайгыр отделяет долину Согеты от долины Жаланаш. По словам местных жителей, долина Жаланаш раньше называлась Аганас жазыгы. А Аганас - это имя одного из джунгарских полевых командиров, упоминаемых в казахских преданиях. На северном склоне Торайгыра мы нашли множество джунгарских могил, таких же, как в местах “калмак кырылган” в Сарыарке и Прибалхашье. Все это свидетельства крупной битвы, происшедшей в Согетинской долине, подтверждающие данные казахских преданий. Впоследствии это место стали называть Ойран тобе (“Гибельный холм”), а битву - Ойрантобе шайкасы. Видимо, она имела решающее значение для освобождения Жетысу, хотя в исторической литературе о ней практически ничего не известно. Конечно, сражений с джунгарами в Жетысу было множество, но, как обычно, в народной памяти детали многих сражений слились в одну битву Ойрантобе шайкасы.
В 2005 году в честь 300-летия со дня рождения Райымбек батыра на месте битвы (с южной стороны автодороги) был установлен памятный камень. Мы стоим возле памятника и вспоминаем доблестных казахских батыров. Затем повязываем ленточку на стоящее рядом одинокое дерево, и перед мысленным взором возникают события середины XVIII века...
Начало конца...
В 1744 году кокандский бий Абд аль Карим захватил Ташкент. Нескольким захваченным в плен джунгарам он надел на головы шаровары и отпустил их, велев передать Галдан Церену, что если тот мужчина, то пусть приходит следующей весной к Коканду для сражения. Весной 1745 года против Коканда выступила 20-тысячная армия джунгар под командой нойона Септеня. Казахи Улы жуза были в стороне от конфликта, но предупредили Абд аль Карима о приближении джунгар, и тот подготовил для них несколько ловушек. Джунгары, понеся ощутимые потери, так и не смогли взять ни Коканд, ни Ташкент. Галдан Церен, узнав об этом, приказал собирать с Улы жуза не по корсаку, а по лошади с каждой семьи. Фактическим главой Улы жуза в то время был Толе би. Казахи, конечно, возмутились усилением налогового бремени, и в доме Толе би при неизвестных обстоятельствах был отравлен глава джунгарской пограничной службы Сары Манжи. Галдан Церен потребовал выдачи виновных. Толе би был вынужден бежать в Коканд. Но репрессии последовать не успели, так как в сентябре 1745 года хунтайши заболел и умер. Его сын и преемник Цеван Доржи отозвал войска назад.
alt

Одна из калмыцких могил на северном склоне горы Торайгыр

Смерть великого хунтайши ознаменовала начало конца эпохи господства джунгар в Центральной Азии. Грандиозные планы Галдан Церена по созданию объединенного тюрко-монгольского государства от Арала до Керулена оказались построены на песке. Поражение в войне с Кокандом еще более подорвало влияние Джунгарии в Средней Азии. Более того, непрекращающиеся войны, тотальная мобилизация, рост затрат на вооружение и снабжение армии надорвали силы самой Джунгарии. Еще при Галдан Церене наметились контуры экономического кризиса, а после его смерти кризис разразился в полную силу. Уникальный кочевой военно-промышленный комплекс, созданный отцами джунгарской “пороховой революции” хунтайши Цеван Рабданом и шведом Густавом Ренатом, приходил в упадок. Перестали добываться железо и отливаться пушки, закрывались мастерские по производству доспехов и ружей, войскам не устраивали смотров и учений. Постепенно экономический кризис стал перерастать в политический. Джунгарию потрясали заговоры, казни, эпидемия оспы, нападения киргиз в Восточном Туркестане... В конце 1745 года по обвинению в заговоре был отравлен известный полководец Септень, не раз водивший войска против казахов, в 1748 году раскрыт заговор сестры хунтайши и казнены 300 джунгарских аристократов. Некогда могучая кочевая империя стала постепенно распадаться изнутри на племена и улусы, утрачивая контроль над своими прежними владениями. Казахстанский историк В. Моисеев в книге “Джунгарское ханство и казахи” приводит донесение одного из русских разведчиков о ситуации в армии: “...железа весьма малое число, и у многих копейные ратовища без копей (наконечников), а для виду на концах остроганы и обожжены, и стрел у чириков в сайдаках весьма мало... А огненного ружья недовольно ж, також на оные пороху и пуль помалу. Да и лошадей довольного числа не имеют... Подлой (простой) же народ чирики и протчие весьма желают быть в покое и о войне слышать не хотят...”. Солнце Джунгарии покатилось к закату.
Тем не менее по инерции джунгарская армия оставалась еще достаточно сильной и ежегодно продолжала военные действия с Кокандом, а новый хунтайши Цеван Доржи пытался диктовать условия среднеазиатским городам и казахским жузам. С другой стороны, молодое агрессивное Кокандское ханство стало расширять свои владения в Средней Азии. Абд аль Карим стал требовать от казахских племен признать его ханом. Казахи Улы жуза оказались между двух огней. Рода курама, канлы и шанышкылы открыто поддержали Коканд, другие рода откочевали от греха подальше - к Туркестану. В такой ситуации радикальные батыры Улы жуза, рассчитывая на поддержку Коканда, попытались развернуть партизанскую войну против джунгар. Начали с Ташкента и городов Келес, Бадам, Туркестан, Сайрам. Но в 1750 году умер кокандский правитель Абд аль Карим, а в Джунгарии в результате очередного заговора к власти пришел другой сын Галдана Церена - Лама Доржи. Известно, что в самом конце 1751 года Лама Доржи вызвал Толе би к себе в ставку. Тема и результат переговоров неизвестны, но известно, что хунтайши принял его весьма приветливо. А после возвращения Толе би пишет письмо Аблай султану о разрухе и голоде в Джунгарии и о том, что не выдавать мятежных нойонов Даваци и Амурсану, укрывшихся от Лама Доржи в Орта жузе, не опасно. Вскоре после этого Аблай султан отказывает в выдаче мятежных нойонов. Он пишет Ламе Доржи, что “казахи даже собак, убежавших от плохих хозяев, не выдают, не говоря о людях”. Тогда Лама Доржи в сентябре 1752 года собирает войска на Северном фронте в Тарбагатае и начинает войну с Орта жузом. Можно предположить, что Лама Доржи за какие-то территориальные уступки (например, Ташкент) просил у главы Улы жуза мирной передышки (или даже защиты своих юго-западных рубежей). Видимо, Толе би обещал. За это он и получил в 1752 году в управление Ташкент. Веря обещанию Толе би, Лама Доржи перебрасывает отряды Саин Белека из Жетысу в Тарбагатай, оставляя Жетысу без регулярных войск. На первый взгляд это был серьезный просчет. Но Лама Доржи известен как опытный военачальник, не раз водивший джунгар против казахов. Поэтому иначе, чем договором с Толе би, этот факт трудно объясним.
 Война в Северной Джунгарии - Восточном Казахстане осенью 1752 года не приносит победы никому. После ряда боев с переменным успехом мятежные нойоны Даваци и Амурсана, сражавшиеся вместе с казахами, узнают об отсутствии войск в Жетысу. Решив воспользоваться выпавшим шансом, в самом конце 1752 года они с небольшим казахским отрядом затяжным рейдом обходят Балхаш и выходят на Или. Никем не остановленные, они проходят вдоль Или и врываются в Ургу - зимнюю ставку хунтайши. В январе 1753 года Лама Доржи был убит. Новым хунтайши становится Даваци. Видимо, только после этого осторожный и мудрый политик Толе би, считая свои обязательства перед джунгарами исчерпанными, дал бата батырам Улы жуза на активизацию действий.
alt

Холмы Ойрантобе и горы Торайгыр

Как наточил
я острие,
Тогда узнал
его живот...

В это смутное для джунгар время главной задачей батыров Улы жуза снова стало вытеснение джунгар из пограничных территорий. Небольшие мобильные отряды батыров, используя фактор внезапности, нападали на вражеские караулы, укрепленные пункты, сея ужас и панику среди джунгар. Борьбу за Жетысу возглавили не торе Улы жуза, а простые батыры: албаны Райымбек, дулат Отеген, ошакты Санрак, шапрашты Наурызбай, жалаир Ескельды, басентиин Малайсары и многие др. События этой героической эпохи описаны в анонимных дастанах: “Райымбек”, “Ер Отеген”, “Наурызбай батыр” и др., зафиксированы в местных топонимах: перевал Калмак асу, гора Бакай, хребет Малайсары, долина Аганас жазыгы и других, сохранились в джунгарском фольклоре. Из них следует, что под давлением казахских отрядов джунгары стали отступать на восток. Как было указано выше, джунгарская армия оказалась в это время не в лучшей форме. Постоянные войны, экономический кризис и истощение людских ресурсов привели к набору в войска молодого неопытного ополчения, нехватке вооружений, падению дисциплины. В результате превосходство джунгар в вооружении, дисциплине, воинском мастерстве, силе духа постепенно сходило на нет. Казахское ополчение под руководством батыров стало сражаться с джунгарскими войсками на равных. Наурызбай батыр действовал в западном Жетысу против полевых командиров Каскелена и Чемолгана. Вот как мог бы рассказать Наурызбай батыр о своем поединке жекпе жек с Каскеленом, если бы умел говорить по-русски:
Однажды в день осенний, хмурый,
Был Каскелен, одетый в бронь,
Так грозен. И под ним каурый
Храпел и горячился конь.
Я сжал в руках свое копье
И поскакал стремглав вперед.
Как наточил я острие
Тогда узнал его живот.
Броне защитной вопреки
Мое копье прошло насквозь,
Ломая с хрустом позвонки,
Пробив живот, как доску гвоздь.

На землю рухнул Каскелен
И рать джунгаров обомлела.
Душа, покинув тела плен,
На встречу с Буддой полетела...
alt

Памятник Ойрантобе

Битва Ойрантобе

Батыр Райымбек со своими соратниками-батырами Бакаем, Сатаем, Малаем, Корамом действовал самостоятельно в центральной части Жетысу против джунгарских предводителей Секера, Арыса и Аганаса. Джунгары отступали на восток вдоль северных отрогов Алатау по направлению к реке Текес. В долине Согеты произошла решающая битва. Когда же это случилось?
В Казахской энциклопедии выпуска 1998 года указано время сражения - 1747 год. На наш взгляд, это ранняя дата, когда джунгары еще не растеряли свою грозную силу. В последний раз джунгарская армия под руководством Саин Белека ходила под Ташкент в 1750 году. По нашему мнению, битва Ойрантобе была не ранее 1753 года, после смерти Лама Доржи и санкции Толе би на активизацию военных действий. Попробуем, опираясь на дастан “Райымбек” и логику военных действий казахов и джунгар, реконструировать ход битвы.
Понятно, что казахи должны были наступать, а джунгары - обороняться. Наиболее вероятный путь наступления казахов в Согетинскую долину - с северо-запада, через ущелье Кокпек, поэтому его должны были охранять очень плотно. Джунгарами руководил нойон Секер, а казахскими отрядами - Райымбек батыр. Он не был бесшабашным воякой, который шел напролом и крушил врага направо и налево. Батыр, как искусный полководец, тщательно исследовал местность перед битвой, изучал противника, просчитывал шансы предстоящего боя. Вот и в этот раз он не стал ломиться напролом через Кокпек, как, видимо, ожидали джунгары, а пошел на очередную хитрость. Он разделил свои силы на три части. Первая часть под командой Сатай батыра отправилась в горы Бугуты и через перевалы спустилась в Согетинскую долину с северо-запада, со стороны Или. Вторая часть под командой Бакай батыра через реку Тургень вышла на плато Асы. Затем отряд Бакай батыра, пройдя через Аганас жазыгы, занял высоты в горах Торайгыр. Сам Райымбек с небольшим отрядом, переодевшись в одежду джунгар и зная монгольский язык, пошел через Кокпек под видом одного из возвращающихся джунгарских отрядов. Проникнув в долину с двух сторон и застав джунгар врасплох, в ожесточенном сражении казахи вынудили джунгар к отступлению. Райымбек лично убивает джунгарского нойона Секера, а Сатай батыр перекрывает путь отступления джунгарам по северо-восточному направлению. В конце концов джунгары обращают лицо в долину бегства и отступают на юг, к хребту Торайгыр. Там их уже поджидал “засадный полк” Бакай батыра. Вот здесь остатки джунгар и могли попасть в каменные мешки ущелий Торайгыра... После победы отряды Райымбек батыра наступают дальше, разбивают отряды зайсана Аганаса и с боями доходят до реки Сумбе (приток Текеса). Там, на самой крайней точке похода, они насыпают из красных камней большой холм, высотой около восьми метров. Холм назвали Кызыл оба, и он стал впоследствии одним из маркеров казахско-китайской границы.
В прошлой статье мы приводили “отрывок от поэмы” неизвестного джунгарского улгэрчи, покидающего Сарыарку. Вот другой “отрывок” другого улгэрчи, покидающего Жетысу.

Плач калмака,
покидающего Жетысу

Где еще есть такая земля, как Алматы?
Где травы высоки,
А яблоки красны и огромны, как сердце.
Райымбек, Караш, Наурызбай,
Отеген, Болек и Сатай
Загнали наши души в пятки.
Куда девался в это время
Высокородный хунтайши?

Конечно, битва за Жетысу на этом не закончилась. Еще в течение нескольких лет до гибели Джунгарии от китайцев казахские батыры производили “зачистку территории”, участвовали в джунгарских междоусобицах, сражаясь на стороне того или иного тайши, и даже доходили до ставок хунтайши на Или...
Солнце клонится к закату... В долине быстро темнеет... Мы отряхиваем с наших плеч пыль прошлых столетий и возвращаемся в наше время. Повеселевший “Ландкрузер” резво везет нас домой в Алматы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение