ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Битва за Сарыарку Последняя страница

Мурат Уали, Марал Томпиев
Казахская реконкиста (Часть III)
Битва за Сарыарку
Кому принадлежала Сарыарка
Продолжая наше путешествие по Сарыарке, мы покидаем Улытауский район и едем на восток по направлению реки Моинты и гор Тайаткан-Шунак. В предгорьях Улытау нас мучила пыль и жара, но как только мы отъехали от Жезказгана на сотню километров, небо заволокло тучами и пошел настоящий ливень. Вода заливала ветровое стекло, а пара особо яростных порывов ветра чуть не снесла тяжелый “Лэндкрузер” с трассы. Пришлось замедлить скорость. Дождь с перерывами шел весь день и всю ночь, зато под вечер в одном из перерывов мы увидели впереди огромную и яркую радугу. “Тенгри подает нам знак благословления”, - сказал Марал и “сильнее пришпорил нашего тулпара...”

Сам Марал - уроженец Северного Прибалхашья, поэтому приближение к родным местам вызвало у него поток воспоминаний и рассказов о Сарыарке. Тема была актуальна, перед нами расстилалась холмистая северная страна, и мы начали рассказывать друг другу, что мы о ней знаем.
Марал: Сарыарка представляет собой возвышенное плато, на котором беспорядочно раскиданы многочисленные сопки, холмы и увалы высотой до 40-50 метров. Кроме того, имеется несколько невысоких горных хребтов, покрытых лесом. Кроме Улытау, это Каркаралы, Баянаул, Кокшетау, Кызыларай, Кызылтау, Чингистау, Акшатау, Бектау-ата и др. Самая высокая вершина - Аксоран, 1565 м. С севера регион открыт для вторжения арктических воздушных масс, поэтому здесь беспрепятственно циркулирует сибирский антициклон. Это самая северная зона лесостепного кочевого скотоводства. Севернее кочуют только якуты на оленях. Зима холодная и ветреная, и снежные бураны не позволяют кочевникам зимовать где попало. Кыстау - зимовки - возможны только в отдельных местах - в камышах по берегам рек и озер, в защищенных горных долинах, окруженных лесом. Таких мест не очень много, поэтому тот, кто владеет зимовками - владеет Сарыаркой. Зато летом здесь великолепные пастбища - жайляу, на которых воздух чист и бодрящ, вода из родников прозрачна и холодна, а трава мягка, как тонкая шерсть. Исторически казахи кочевали летом на жайляу в южной степной части Сарыарки, а осенью же возвращались в свои кыстау - в низовья рек Сырдарья, Талас, Чу, предгорья Каратау, северные берега Балхаша.
Мурат: А северная часть Сарыарки (севернее реки Нура) относилась к территории Сибирского ханства. Там кочевали те же тюркские племена, относящиеся к тоболо-иртышским татарам. С начала XVII века, после разгрома Сибирского ханства русскими казаками и гибели Кучум хана, в Северную Сарыарку из-за Иртыша хлынули ойратские племена. Теснимые с востока монголами, они двинулись на запад по линии наименьшего сопротивления - по югу бесхозного Сибирского ханства. Как хорошо известно, первые упоминания в русско-сибирских летописях о появлении ойратов-калмак под городами Тара и Тобольск относятся к 1604-1607 годам. Постепенно, к середине - концу XVII века, они заняли большинство удобных зимовок в Сарыарке, ну а летом контролировали большинство летних жайляу.
Марал: А мне мой дед Кали Томпиев говорил, что Сарыарка всегда была казахской.
Мурат: Конечно, некоторые казахские племена в мирные годы могли кочевать на жайляу по соседству или даже черезполосно с джунгарами, но общая тенденция была такова, что казахам пришлось потесниться на юг...
Марал: А на школьных картах джунгар размещают на востоке от Иртыша в предгорьях Алтая.
Мурат: Да, авторы школьных учебников, как и твой дед, уверены, что “ойратские племена просто прошли по территории Северного Казахстана на Волгу”. Соответственно, и большинство народа считает, что Сарыарка всегда была казахской. Однако все доступные нам источники XVII - XVIII веков: русские дипломатические документы и свидетельства путешественников, казахский историко-богатырский эпос, местная топонимика, джунгарские могилы “калмак кырылган”, джунгарский фольклор - свидетельствуют о том, что кроме торгоутов, ушедших на Волгу, часть ойратских племен дербетов и хошоутов остались кочевать в Сарыарке. Для нескольких поколений джунгар Сарыарка стала второй родиной...
alt

В поисках калмак кырылган с местными проводниками

Партизанская
война
Как известно, после Анракайской битвы коалиция казахских жузов распалась, и ханы Абулхаир, Самеке и Жолбарс, заключив перемирие с Галдан Цереном, занялись своими внутрижузовыми проблемами. Абулхаир, подначиваемый вернувшимися из калмыцкого плена батырами тама Есетом и табын Богенбаем, ушел на Иргиз наводить порядок в своих улусах и просить российского подданства. Самеке двинулся на Тобол воевать с башкирами, Жолбарс с Толе би ушли в Ташкент на разборки с местными ходжами. Что же оставалось делать молодым амбициозным султанам Абилмамбету, Аблаю, Бараку и батырам Орта жуза?
В руках у них было оружие, под седлом - быстрые кони, под началом - рвущиеся в бой жигиты, а перед ними лежала и манила полынно-ковыльным ароматом, прозрачными родниками, горными озерами и сосновыми борами великая равнина - Сарыарка. Хорошо известно, что для казахов, если они этого сильно не хотят, решения ханов - не указ. Поэтому наиболее радикальная часть батыров: канжыгалы Богенбай, суюндик Олжабай, найман Кабанбай, керей Кожаберген, басентиин Малайсары, тобыкты Мамай, каракесек Ес и др. во главе жигитов своего рода двинулись на завоевание (или отвоевание) Сарыарки.
Эта война 1730-х годов не получила прямого отражения в письменных источниках и не стала широко известной. В источниках можно найти лишь косвенные ссылки. События происходили вдали от Туркестана, России и Китая, а у самих казахов и джунгар не было развитой письменной традиции. Возможно, у джунгар с появлением алфавита “тодо бичиг” и появились зачатки историографии, но все тексты, даже если они и были, сгинули в огне пожаров или утонули в море несчастий после гибели Джунгарии. Остались только устные казахские предания о походах и подвигах ханов, султанов и батыров. Среди них авторские произведения великих казахских жырау известны и опубликованы давно, а вот народные анонимные предания, благодаря национальной программе “Мадени мура”, собраны и опубликованы относительно недавно, в рамках 100-томного издания “Бабалар с?зi” (Астана, 2010). Те, что касаются интересующей нас темы событий XVII - XVIII веков, называются “Тарихи жырлар” (“Исторические песни”) и занимают тома 56 - 61. Конечно, туда вошло не все, а относительно крупные сюжетные общеказахские жыры. Многие разрозненные мелкие предания и сведения о родовых батырах до сих пор передаются из уст в уста среди аксакалов Орта жуза.
Война за освобождение Сарыарки не носила организованного общенационального характера, как упомянутые ранее битвы за Улытау и Чу-Или. Борьба не имела целью уничтожение джунгар, она шла за пастбища, за места зимовок. Если вытесненный противник покидал спорную территорию - этого было достаточно. К тому же главные силы джунгар были заняты на китайском фронте, поэтому зачастую они не могли оказать организованного сопротивления. Казахские батыры совместно с некоторыми султанами на свой страх и риск выбирали понравившиеся им места кыстау и пытались вытеснить оттуда джунгар. Чаще всего это были горные массивы Тайаткан-Шунак, Ерейментау, Каркаралы, Баянаул, Кокшетау, Чингистау и т.п. При этом применялась партизанская тактика. Вот, что пишет известный казахстанский историк Р. Темиргалиев о партизанской войне в Сарыарке: “Вероятно, небольшие отряды батыров, укрепившись в горах, где превосходство противника в численности не играло решающей роли, постоянно тревожили диверсиями джунгарские улусы. Это была беспроигрышная тактика. Все мирное население Среднего жуза находилось на территории современного Узбекистана и было недоступно для ответных джунгарских набегов. А борьба с батырами была бесперспективна. Стремясь подавить сопротивление, джунгарские отряды неоднократно попадали в засады, и все новые местности в степи получали название “Калмак кырылган”.
alt

Казахские могилы в местности Тайаткан-Шунак

Проливая кровь
врагов, Источая
мед речей...

Институт батырства в Казахской степи в это время достигает расцвета. Батыры становятся одной из наиболее элитных социальных групп кочевого общества. Знаменитые батыры, как профессиональные воины, были не просто полевыми командирами и бесшабашными вояками, они были завоевателями новых земель, становились родоначальниками, покровителями и защитниками народа. Отряды батыров, отвоевав новые земли, переселяли туда свой род, раздавали земли друзьям и родственникам, маркировали новую территорию. Расцвету батырства сопутствует расцвет феномена казахских жырау. Имена великих жырау: Маргаска, Актамберды, Умбетея, Бухара, Кожабергена - известны достаточно широко. Они создатели выдающейся философско-батырской степной поэзии. Нередко в одном лице соединялись качества и батыра, и жырау. Такими батырами-жырау были найман Актамберды, керей Кожаберген, уак Татикара. Они бились с врагами, играли на кобызе и сочиняли песни - “Жаудын канын агызган, аузынын балын тамызган (Проливали кровь врагов, источали мед речей)”. Замечательные характерные строки о судьбе батыров принадлежат Актамберды жырау:

Жауга шаптым ту байлап
Шепти буздым айгайлап,
Душпаннан корген корлыктан
Жалынды журек канн кайнап.
Ель-журтты коргайлап
Олiмге журмiз бас байлап.

Развернув свое знамя, готов
Разрушать укрепленья врагов.
Что терпел я от них, защищая народ
Знает сердце горящее и кипящая кровь.
Вот и кружимся все в круговерти,
Мы за шею привязаны к смерти.

Предыдущие битвы, в том числе Анракайская, показали уязвимые стороны джунгар. Оказалось, что “не так страшен черт, как его малюют”, поэтому отряды казахских батыров, перепоясавшись поясом мужества, отправились на север. Первые битвы с джунгарами произошли в Северо-Западном Прибалхашье, в местности Тайаткан-Шунак, западнее верховий реки Моинты. Это был один из узлов степных караванных дорог. Здесь местность представляет собой типичный казахский мелкосопочник с разбросанными по степи грядами высоких холмов и одинокими сопками. На одной из таких сопок сохранился кумбез Ес батыра, сложенный из плитняка. Степь вокруг называется Ес батыр жазыгы (долина Ес батыра). На ней полно калмыцких могил, поэтому местность также носит название “Калмак кырылган”. По преданию, перед битвой молодой племянник Ес батыра - Жарылгап батыр вызвался на поединок жекпе жек с джунгарским батыром Капалом. Оба поскакали навстречу друг другу с копьями наперевес. Удары копий пришлись в щиты, те лопнули, как яичная скорлупа, и батыры вылетели из седел. Благодаря кольчугам они остались невредимы и, схватившись за сабли, снова бросились друг на друга. У Жарылгапа была одна особенность - очень длинные руки, поэтому он носил не саблю, а длинный палаш, которым мог наносить колющие удары. Вот и в этот раз, пока Капал махал саблей, Жарылгап сделал неожиданный выпад и попал палашом в незащищенное место чуть ниже подбородка противника. Из горла хлынула кровь, Капал зашатался и упал замертво... Джунгары были побеждены и, обратив лицо в долину бегства, ушли на северо-восток. Сопка, под которой похоронили Капал батыра стала называться Капалтау.
alt

Кумбез Ес батыра в долине Ес жазыгы

Один из самых известных казахских батыров канжыгалы Богенбай двинулся в горы Ереймен. Там он отвоевал для своего рода канжыгалы горные ущелья и долину реки Оленты. После он отвоевывал долины рек Есиль и Иртыш. Одно имя Богенбай батыра внушало джунгарам почтение и страх. Его младший современник Умбетей жырау позже так говорил о Богенбае (приводим только перевод на русский, т.к. главное здесь - географические названия):

Баян-Аула, Кызылтау, 
Абралы, Шынгыстау,
Горы Козы и Кой Манрак,
Полным-полно там калмак.
Ты их заставил бежать,
За черный Иртыш прогнал.
За Алтайские горы загнал.

В это время Богенбай батыр познакомился и стал близким соратником Аблай султана. В год празднования 300-летия Аблайхана нельзя не упомянуть о его подвигах в молодые годы. Тот же Умбетей жырау говорит о поединке с джунгарским батыром Шарышем (племянником Галдана Церена), когда Аблаю исполнилось двадцать лет: “Жиырма жаска толганда, Шарыштын басын какканда...” Как известно, у казахов дни рождения не фиксировались. Год жизни прибавлялся всем одинаково весной с наступлением Наурыза. Если Аблай родился в первые месяцы 1711 года, то весной этого же года ему исполнился уже один год, а весной 1730 года - 20 лет. Таким образом, Аблай султан вполне мог сразиться с Шарышем во время Анракайской битвы. Ну а если Аблай родился позже весны 1711 года (или даже в 1713), то поединок случился в 1731 (33) где-то в Сарыарке. После этого поединка Аблай султан стал батыром, возглавил рода аргынов атыгай и караул и двинулся на завоевание Кокшетау.
Еще один батыр аргын, басентиин Малайсары во главе своего рода двинулся в горы Каркаралы. После длительных боев джунгары были вытеснены из Каркаралы. Малайсары понравилась небольшая долина, с трех сторон окруженная горами. По распоряжению батыра басентииновцы перегородили долину с четвертой стороны, построив стену в 4 километра длиной и высотой свыше двух метров. Эту импровизированную крепость джунгарам взять так и не удалось. Отстояв территорию Каркаралинских гор, Малайсары вместе с другими батырами двинулся к Баян-Аулу...
В конце концов джунгарские улусы стали отходить все дальше на юго-восток, чтобы обезопасить себя от набегов казахских батыров. А джунгарские жырау - улгэрчи - сочиняли печальные песни-воспоминания о благодатной холмистой стране севера. Одну из них в переводе на казахский язык приводит в своих сборниках казахского фольклора Машхур-Жусуп Копейулы. Вполне добротный поэтический текст длиной в 115 строк под названием “Ћалмаћтын Сарыарћаны жоћтап жылаѕан зары”. Неизвестный автор - улгэрчи - ярко и образно описывает красоты и особенности Сарыарки и боль утраты своей родины. Полностью приводить весь текст здесь нет смысла. Приведем лишь “отрывок от поэмы” с географическими названиями в нашем переводе на русский язык.
alt

Могилы джунгарских батыров

Плач калмака,
покидающего Сарыарку

В лесу - русские, в степи - казахи.
Теперь покоя нет, остались страхи.
Каркаралы, Казылык, вас забыть нелегко,
Как стояли в степи широко...
Наш бесчисленный скот вы помните, горы?
Моих прадедов помните, горы?
Отца - женихом и невестою - мать
Не устали еще вспоминать?
Шершавые скалы и дикие козы,
Как вспомню о них - появляются слезы.
Есиль и Нура - две реки.
Не омыть в них теперь ни лица, ни руки.
Одна - как сахар, другая - мед.
Где такие найти повезет?..
Приближается вражеский шум.
Со слезами от вас ухожу.
Свою скорбь я с собой уношу...

Впоследствии, в 1739 - 1741 годах джунгары попытались отомстить казахам, вторглись в Сарыарку, нанесли несколько поражений и даже пленили Аблай султана. Но закрепиться им не удалось. Сарыарка уже навсегда осталась территорией Орта жуза.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение