|
Битва за Чу-Илийские горы
Когда на переговорах с китайцами новый хунтайши Галдан Церен не стал признавать себя вассалом, богдыхан Юнчжен решил вытащить джунгарскую “занозу”. После пары лет подготовки, в 1729 году, он объявил джунгарам войну. Пока китайский Дракон и джунгарский Волк выясняли отношения в центральной Монголии, в Туркестане приготовился к прыжку казахский Барс. Направление для прыжка - Чу-Илийские горы
Сколько было
Анракаев?
Для соблюдения исторической хронологии оставим на время Сарыарку и вернемся назад к нашему предыдущему путешествию по западному Жетысу. Как обычно, снарядив своего тулпара “Лэндкрузер”, мы выехали из Алматы в Чу-Илийские горы. Сначала путь идет по Бишкекской трассе до Таргапа, а после поворота на Копу - мимо знаменитого ущелья с петроглифами Тамгалы. По ущелью когда-то текла речка Ащису, и здесь был танковый полигон Отрарского гарнизона. Сейчас речка пересохла, танки больше не появляются, а петроглифы бронзового века на черных скальных поверхностях правого берега ущелья взяты под охрану ЮНЕСКО. Здесь есть на что посмотреть в течение целого дня, а то и больше. Но мы после беглого осмотра едем дальше. И вот впереди показались Анракайские горы, возвышаясь, как черная корона, посреди желтой бескрайней степи...
Древний Чу-Илийский горный массив отделяется от западных отрогов Заилийского Алатау перевалом Кордай и тянется на северо-запад до побережья Балхаша. Горы являются водоразделом между реками Чу и Или и состоят из отдельных хребтов, имеющих названия Шагырлы, Жамбул, Хантау, Майжарылган, Жельтау, Айтау, Киндиктас, Анракай. Их максимальные высоты около 1300 метров. С юго-западной стороны гор - река Чу и Чуйская долина, а с северо-восточной - предгорная степь Жусандала, за ней пески Таукум и русло реки Или. На протяжении последних трех тысячелетий горы и прилегающие к ним долины были удобной зоной круглогодичного кочевого скотоводства. Это, конечно, не оазисы Улытау, но и не пустыня Бетпакдала. Весной здесь все журчит, цветет и пахнет. Петроглифы, кыстау, места древних стоянок и захоронений, находимые не только в Тамгалы, но и в соседних ущельях, однозначно говорят о том, что наши предки - арии, саки, тюрки, карлуки, аргыны, а впоследствии дулаты - кочевали здесь и оставили нам свои “каменные мемуары”. Удивительно, но факт - в Чу-Илийских горах мы тоже столкнулись с последствиями добычи урана. Правда, эта добыча открытым способом происходила в советское время. Сейчас все рудники засыпаны, а процветавший ранее поселок Аксуек - центр добычи урана в Прибалхашье - похож на разбомбленный прифронтовой город. Все многоэтажные кирпичные здания разобраны на кирпичи, и на их месте лежат кучи разбитых кусков бетона и ржавой арматуры. Какой разительный контраст с поселком Кыземшек - современным центром добычи урана в Бетпакдале.
С середины XVII и до середины XVIII века Жетысу - территория южной Джунгарии. В верховьях Или, в районе современного города Кульджа, располагалась джунгарская столица - Урга, а Чу-Илийские горы были пограничной зоной между казахами улы жуза и джунгарами. По предгорной части Жусандалы, по рекам Чу и Сарысу проходила Большая калмыцкая дорога из Урги в Калмыцкое ханство на Яике. По ней ездили друг к другу калмыцкие и джунгарские послы, по ней и ее ответвлениям ходили многочисленные торговые караваны. Вдоль дороги были построены укрепленные пункты - шибе, которые выполняли функции и караван-сараев, и баз для караульных отрядов. Самая известная часть Чу-Илийских гор - Анракайские горы, где произошла знаменитая Анракайская битва, многократно описанная и воспетая в трудах казахских историков, фольклористов, публицистов и даже кинематографистов. Тем не менее битва, на наш взгляд, не получила достоверного и исчерпывающего описания в казахской истории. Но об этом чуть позже.
В Чу-Илийских горах мы обнаружили два памятника Анракайской битве. Первый - в горах Хантау, у подножия горы Сункар, дата установки 1998 год. Второй - на северном склоне Анракайских гор у поселка Алмалы, дата установки - 2001 год. Есть и третий памятник - в 10 километрах от Каскелена с южной стороны трассы Алматы - Бишкек. Так где же произошла Анракайская битва?
|
Вон джунгары! |
Направление
главного удара
В Хиве в конце 1727 года в результате заговора хивинской знати был убит хан Ширгазы. Местные эмиры решили поставить ханом одного из казахских чингизидов и обратились к Абулхаир хану. Всю зиму и весну 1728 года Абулхаир провел в Хиве, устраивая на освободившийся трон своих родственников. В силу разных обстоятельств за несколько месяцев там сменилось несколько ханов. Сначала ханом стал племянник Абулхаира Мамай, затем зять - Батыр, затем, уже окончательно, двоюродный брат Ильбарс. Пользуясь возросшим военным и политическим авторитетом, Абулхаир подтверждает мирные соглашения с узбекскими ханствами и волжскими калмыками. Из калмыцкого плена возвращаются батыры тама Есет и табын Богенбай. Успех дипломатических усилий позволяет Абулхаиру обезопасить тылы и переключить внимание и военные силы на главное направление - борьбу с джунгарами.
Среднее течение реки Чу и далее на восток Чу-Илийские горы с джунгарскими караульными шибе - еще один джунгарский аппендикс, торчащий в казахском боку. Для его удаления Абулхаир решает выступить в конце зимы 1729 года. Зима 1728-1729 годов опять проходит в подготовке наступления, мобилизации ресурсов, согласовании сроков и маршрутов похода. И тут казахам снова повезло. Весной китайский богдыхан Юнчжен объявляет войну Джунгарии. Может, это не просто везение, а согласованные действия союзников? Мы не знаем. Документов нет, поэтому будем считать, что просто повезло. Вот указ богдыхана от 17 марта 1729 года: “Джунгария - крошечная страна и к тому же она находится на крайнем севере. Если получим эту землю, для обработки ее будет недостаточно, а покоренные жители непригодны для службы. Я об этом много думал и советовался. Оставлять в живых этих последышей нельзя, они могут принести величайшие беды монгольскому народу... К тому же мой покойный отец Шэнцзу (Канси) в течение многих лет стремился осуществить [это], но не успел довести до конца. Теперь наступил подходящий момент, который нельзя не использовать, и я его использую.
Мнения всех гуннов, а также маньчжурских и китайских чиновников, гражданских и военных, полностью совпадают. И это решение подлежит осуществлению.
Повелеваю привести в исполнение”.
Весьма характерный документ! Под ним мог бы подписаться и Абулхаир хан.
Казахское ополчение сначала очистило от остатков джунгарских гарнизонов Туркестан, а потом двинулось на восток по трем направлениям: по реке Чу, вдоль северных склонов киргизского Алатау и по долине Таласа. По пути уничтожались джунгарские караульные шибе в долине рек Чу, Талас, Курагаты, а уцелевшие джунгарские цирики бежали на восток к главным укрепленным пунктам на юго-западной стороне гор Хантау, Жельтау, Киндиктас, перевалу Кордай. На стоящих вдоль Чу джунгарских сигнальных сопках Аяктобе, Ортатобе, Балатобе зажглись сигнальные костры. Они предупреждали основные отряды на склонах Хантау о приближении казахов. В Чу-Илийских горах развернулась такая же длительная война, как в Улытау, со множеством больших и малых сражений. Битвы на Чуйской стороне гор прошли в 1729 году, а на илийской (алакульской) стороне - в 1730 году. В честь битв 1729 года установлен памятный камень в предгорьях Хантау (дата и название Анракай ошибочны), а в честь битв 1730 года - в предгорьях Анракая, где и произошла Анракайская битва. Общим исходом этих битв стала победа казахов и отступление джунгар все дальше на восток. Некоторые из битв перечислены на стеле под Каскеленом: Туркестан, Мынбулак, Чу, Хантау, Танбалытас-Итишпес, Анракай.
|
Памятник на трассе Алматы - Бишкек |
Великое сражение
или большая
барымта?
Наибольшую известность, опять же благодаря статье дореволюционного этнографа А. Диваева, получила Анракайская битва, которая считается последним аккордом казахско-джунгарской войны 1723 - 1730 годов. К месту битвы - северным склонам Анракайских гор - казахи подходили с разных сторон. По одному из преданий, казахский отряд, продвигавшийся с севера вдоль западного берега Балхаша, столкнулся с превосходящим по численности караульным отрядом джунгар. Отряды остановились друг против друга, готовясь к битве. Ночью командир казахского отряда каракесек Ес батыр приказал каждому воину разжечь костер. Джунгары, посчитав костры и зная, что у каждого костра (казана) должно быть по 5 - 6 воинов, решили, что к казахам подошло подкрепление, и предпочли отступить. С тех пор местность стала называться Мынказан, а речка, на которой стоял джунгарский караульный отряд - Караулкашкан.
Известный казахстанский историк Ирина Ерофеева в научном сборнике “Анракайский треугольник” утверждает, что в этом великом сражении с джунгарской стороны участвовало 5000 воинов, а с казахской - 3000. И якобы эти 3000 воинов ополчения уничтожили джунгар, загнав в каменные мешки ущелий Анракая. Возникает вопрос: неужели на самое значимое в истории казахско-джунгарских войн “великое сражение” казахи смогли выставить всего 3000 воинов?! В таком случае это не “великое сражение”, а просто большая барымта или локальная пограничная стычка, которых было великое множество в истории казахско-джунгарского противостояния. Возможно ли это? Теоретически - да. Только тогда зачем говорить о “великом сражении”? Кроме того, возникает другой вопрос: как казахское ополчение, будучи в меньшинстве, смогло победить профессиональную, боеспособную джунгарскую армию на ее территории, да еще с имеющимся укрепленным пунктом? Ерофеева утверждает, что это казахский боевой дух и знание местности. На это нужно возразить, что джунгары обладали не менее крепким боевым духом и защищали свои родные кочевья и, как они считали, свою землю, которую знали не хуже, если не лучше, чем казахи. С военной точки зрения исход сражения обычно определяет не столько боевой дух, сколько вполне конкретные факторы: численность, дисциплина и профессионализм воинов, их вооружение, рельеф местности, применяемая тактика, мастерство полководца, внезапность нападения и т.п. Если сравнивать джунгар и казахов по этим параметрам, то вряд ли сравнение будет в пользу казахов. Конечно, казахские батыры были выдающимися профессионалами военного дела, но их было ограниченное количество, а основную часть войска составляли ополченцы, воевавшие топорами и дубинами. Хотя Абулхаир хан стал к этому моменту выдающимся полководцем, вряд ли он смог победить джунгар с 3000 ополченцев. Да и внезапности нападения не было. Джунгары со своей развитой пограничной службой наверняка знали о приближении казахских войск и были готовы к битве, заняв господствующие высоты и переправы через местные реки Сарыбулак и Копалы. Ну а превосходство джунгарского вооружения - вообще отдельная тема. Казахи могли, безусловно, превосходить джунгар только в одном параметре - численности (может быть, еще и в мастерстве полководца). Кроме того, из законов военной науки давно известно: чтобы окружить и победить обороняющегося противника, требуется 3-5-кратный перевес в численности. Поэтому, если согласиться, что джунгар было около 5000, то численность казахов должна была быть не 3000, а гораздо больше. Как минимум, 15 тысяч или, как утверждает другой казахстанский историк Виль Галиев, около 20-25 тысяч.
|
Поселок Аксуек |
Ход битвы
Возможно, в памяти местных казахов грозные джунгары со временем превратились в “овечек для заклания”. Произошел известный феномен мифологизации сознания. На самом деле вряд ли джунгары были загнаны в “каменные мешки” ущелий Анракая. Это, как говорил русский синолог Н. Бичурин, “киргиз-кайсацкие сказки”. Джунгары - “степные волки”, а не бараны, чтобы позволить загонять себя в такие очевидные ловушки. Ими руководил вполне опытный нойон Лацзан Церен, и они прекрасно ориентировались на своей родной территории. Боевые качества профессиональной джунгарской армии нельзя недооценивать. Ведь чем достойнее противник, тем почетнее победа. А джунгары в разгаре своего могущества были более чем достойным противником. Тем удивительнее и почетнее выглядит победа казахов. Здесь нужно добавить, что Абулхаир хан, не раз битый в молодости калмыками и джунгарами, прекрасно знал все их сильные и слабые стороны. За годы непрерывной войны он создал профессиональный костяк казахского войска, и в череде побед от Буланты до Анракая - немалая доля его заслуг.
Конечно, настоящий ход сражения никому не известен. Но зато хорошо известна боевая тактика джунгар и казахов из других сражений, попавших в письменные источники. Известен играющий очень важную роль рельеф местности. Известно вооружение противников и результат битвы. Поэтому, не считая противников дилетантами в военном искусстве, включив логику оптимальной тактики обороны джунгар и нападения казахов, попытаемся реконструировать ход битвы. Хотя бы как версию.
Обрывистые берега рек Сарыбулак и Копалы с востока и запада, топкие солончаки Бесколь с севера и Анракайские горы с юга создавали со всех сторон удобные природные рубежи для обороны джунгар. Когда казахи подошли с двух сторон к джунгарской линии обороны вдоль рек, им не удалось с ходу перейти к рукопашной схватке, в которой их преимущество в численности могло решить исход боя. Залповый ружейный и, возможно, пушечный огонь пеших джунгарских стрелков, прятавшихся в складках местности или за деревянными щитами, держал казахов на расстоянии. Такой дистанционный бой мог продолжаться и день, и два, и больше, пока у джунгар хватало запасов пороха и пуль. Понимая бесперспективность позиционной войны и помня уроки Аягоза, Абулхаир решает создать внезапность. Он посылает отряд отчаянных - “Мын бала” - в обход через Анракайские горы. Те, перевалив через горы, как Суворов через Альпы, падают на джунгар с тыла как снег на голову. На переправах казахи начинают атаки перед рассветом, когда у джунгарских стрелков затруднено прицеливание и отсыревает порох. Оборона джунгар расстроена. Они стягивают отряды к своему укрепленному пункту. Казахи прорываются через реки и окружают джунгар. Лацзан Церен, предвидя угрозу полного поражения, собирает силы в кулак, находит наиболее слабое звено среди казахских отрядов, отчаянной копейной атакой прорывает окружение и уходит на восток, на переправы через Или...
Казахи победили. Но победа, видимо, досталась дорогой ценой. Немало казахских воинов полегло от залпов огнестрельного оружия джунгар. Абулхаир понимал, что джунгарский Волк в расцвете сил и для него это поражение не более чем болезненный укус, а не смертельная рана. Продолжать войну на территории врага было бы безрассудством. А может быть, они договорились с Лацзан Цереном? Джунгары уходят, оставляя скот и оружие, а казахи не преследуют их... Так тоже бывало не раз.
В конце мая 1730 года ханы казахских жузов Абулхаир, Самеке и Жолбарыс заключили с Галдан Цереном перемирие. Еще один джунгарский аппендикс был отрезан.
|
Памятник в Анракайских горах |
|