|
Мурат Уали, Марал Томпиев
Туркестан!.. Как много в этом слове для сердца тюркского слилось! Туркестан как город - это центр средневекового суфизма и вторая Мекка мусульманского мира, это бывшая столица Казахского ханства. Туркестан как местность в долине великой реки Сырдарьи - это контактная зона между оседлыми и кочевыми тюркскими народами, это связь земледелия, ремесла и городской культуры со степным скотоводством. Туркестан - это знамя, под которым в начале XX века пытались объединиться тюрки Средней Азии и Южного Казахстана...
Шавгар - Ясы -
Туркестан
Покинув Ордабасы, мы едем дальше в сторону города Туркестан по трассе северного отрезка Шелкового пути. По дороге то и дело встречаются огромные глиняные холмы с плоской вершиной и черной табличкой перед ними. Останавливаемся и подходим ближе. Оказывается, это не холмы, а остатки бывших селений-рабатов на трассе Шелкового пути, а на черных табличках написаны их названия: Караспан, Карачук, Алтын тобе, Актобе, Аккурган... Когда-то в них кипела жизнь и шумели голоса, а теперь тишина, и лишь желтая глина осыпается под ногами, да между редких кустов бегают маленькие ящерицы... Конечно, самый большой холм - развалины Отрара... Его высота метров 7-8, а протяженность по верху около 500 метров. Он обнесен забором и даже охраняется. Получилось так, что мы подъехали к нему с тыльной стороны, где в заборе зияла дыра, и через нее мы попали на территорию самых знаменитых развалин Казахстана. Видно, что здесь проводятся археологические работы, расчищены фрагменты крепостных стен, фундаменты многих зданий, несколько сухих колодцев. В остальных местах под ногами та же мелкая глинистая пыль да осколки битой керамики. Ходим, осматриваем, фотографируем. Со стороны “парадного входа” к нам направляется охранник. Возможно, здесь нельзя находиться без специального разрешения. Поэтому, на всякий случай, спускаемся с холма и идем к своей дыре в заборе...
Через сорок километров въезжаем в город Туркестан. При въезде нас встречает памятник Кабанбай батыру. Это четвертый или пятый по счету памятник батыру, который мы встречаем в путешествиях по Казахстану. Почти как Ленин в советское время. Дальше, в другом конце города, на огромном поле стоит всемирно известный Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Здание мавзолея и находящийся в нем Тай-казан не раз описывались в исторической литературе и туристических буклетах, поэтому не будем повторяться. Мы планировали проскочить Туркестан транзитом. Но как проскочишь такие сакральные места как мавзолеи Арыстанбаба и Ахмеда Ясави, Стена памяти, развалины Отрара и Саурана, горы Каратау?..
Первые поселения на месте современного города Туркестан появились более 1500 лет назад. Самое крупное называлось Шавгар, и к XI-XII векам это был большой средневековый торгово-ремесленный город. Одно из маленьких соседних селений называлось Ясы, видимо, по имени кангарского или аланского племени асов. Поселение в Ясах и последующая смерть в XII веке суфийского пророка Ходжи Ахмеда стала решающим событием для судьбы маленького селения. Толпы поклонников со всего региона приходили к его могиле, молились, очищались духовно, а читая его хикметы, заряжались энергетикой новой веры и распространяли затем каноны суфизма среди местного населения. Постепенно Ясы становятся главным городом региона, разрастаются и поглощают Шавгар. А в XV веке после постройки Тимуром огромного мавзолея над могилой Ходжи Ахмеда Ясави город окончательно превращается в крупнейший религиозный центр Средней Азии и вторую Мекку мусульманского мира. Мавзолей над могилой Ахмеда Ясави, по признанию мусульманских авторов, стал “редкостным чудом творения рук человеческих”. В таком сакральном месте тюркская знать начинает хоронить своих близких. В последующем рядом с мавзолеем была похоронена дочь Улугбека (жена хана Абулхаира) - Рабига Султан Бегим, затем дочь Жанибек хана - Аманбике, затем здесь стали хоронить других знатных лиц. Возникшая традиция была продолжена казахскими ханами и султанами в XVII веке. Одним из первых был похоронен Есим хан, его сыновья Жанибек и Жангир. Сейчас напротив мавзолея Ходжи Ахмеда установлена большая Стена памяти, на которой написаны имена похороненных в Туркестане казахских ханов, султанов, биев, батыров и другой знати, всего - 171 имя, в том числе 25 ханов и султанов и 51 батыр. Начиная со смерти Ондан султана в 1585 году, здесь их хоронили до конца XIX века. Конечно, это не вся казахская знать. После расширения ханства на север, запад и восток не все имели возможность везти тело в Туркестан, хотя некоторые везли. Многие герои похоронены в местах смерти или в родовых кочевьях.
В 1723 году Туркестан наряду с другими Присырдарьинскими городами был захвачен джунгарами. В конце 1724 года Абулхаир хан отбил столицу, но в середине следующего года джунгары снова захватили город. Абулхаир был вынужден уйти на запад и стал воевать с волжскими калмыками. Туркестан был освобожден в 1729 году, на последнем этапе казахско-джунгарской войны.
|
Вид на мавзолей ХАЯ через ворота |
Вилайет Туркестан
С XV века город Туркестан стал центром обширной области по среднему течению реки Сырдарьи. Эта область всегда имела огромное значение для кочевников восточного Дешт-и-кипчака. Являясь контактной зоной между оседлыми и кочевыми народами, долина великой реки выполняла функции связи земледелия, ремесла и городской культуры со степным скотоводством. Крупные города правобережья: Сыганак, Сауран, Ясы, Отрар, Сайрам, а также Созак (на северной стороне хребта Каратау) - были центрами денежной и меновой торговли, транзитными пунктами на Шелковом пути. Здесь кочевники меняли скот, кожи, шерсть, войлок на продукты ремесла и земледелия, а их вожди собирали налоги с местных жителей. Наряду с городами вдоль правого берега Сырдарьи и в ущельях по обе стороны хребта Каратау располагались кыстау - зимние квартиры тюркских, а затем и казахских племен, где, возвращаясь с летних жайляу, встречались племена улы, орта и киши жузов. Именно этот регион среднего течения Сырдарьи, ограниченный с северо-запада Приаральскими Каракумами, с северо-востока песками Мойынкум, с юга хребтами Каржантау и Огем, с юго-запада пустыней Кызылкум, назывался вилайетом Туркестан. В течение нескольких столетий вилайет Туркестан был яблоком раздора между саманидами и караханидами, тимуридами и узбеками-шейбанидами, шейбанидами и казахами, казахами и джунгарами, кокандцами и русскими. К началу XVII века, после смерти последнего шейбанида Абдулмумин хана в 1598 году, казахские ханы окончательно овладели не только степными пространствами, но и большей частью городов Туркестана. Есим хан сделал своей столицей Ясы, который стал называться Туркестаном.
В политическом плане вилайет Туркестан граничил с Мавераннахром на западе, Дешт-и-кипчаком на севере, Джунгарией (Могулистаном) на востоке и Кокандом на юге. К концу XIX века все эти наименования, как политические единицы, исчезли, и территория Средней Азии была объединена под русским влиянием. По мере роста тюркского самосознания термин “Туркестан” стал толковаться расширительно - как территория проживания тюркских народов от бассейна Тарима до Каспийского моря и стал символом объединения российских тюрков. И надо признать, что тюркское объединение в начале XX века было вполне реальным. У тюрков был общий алфавит - арабица (с 1928 года - латиница), общий письменно-литературный язык - чагатайский, общий литературно-политический журнал - “Яш Туркестан”, общая идеология - пантюркизм, общая религия - ислам и даже общие вооруженные силы - басмачи. Но в конце концов большевистские комиссары и пушки оказались сильнее. При Советской власти после “национального размежевания” из страха перед призраком пантюркизма в каждой тюркской республике был провозглашен национальным языком местный диалект и принят свой кириллический алфавит, а термин “Туркестан”, как символ объединения тюрков, был запрещен к использованию. Ну а сейчас, как говорится, “сколько ни повторяй: Туркестан, тюркское объединение реальнее не станет”.
|
Стена
памяти |
Казахский
Туркестан
Во второй половине XVII века для Казахского ханства наступили трудные времена. Волжские калмыки на западе потеснили в низовья Сырдарьи каракалпаков и племена киши жуза. Из центральной Сарыарки джунгары-хошоуты вытеснили племена орта жуза, которые расположились в Каратау и в нижнем течении Чу. Джунгары-дербеты, заняв Жетысу, вытеснили к Ташкенту и Сайраму племена улы жуза. Таким образом, с середины XVII века территория Казахского ханства сокращалась, как шагреневая кожа, сократившись в итоге до Казахского Туркестана...
Но, видимо, это пошло на пользу административному устройству ханства. Ранее разрозненное аморфное Казахское ханство, где каждый улус мог кочевать сам по себе, вдали от других, сконцентрировалось и структурировалось. В условиях ограничения территории владельцам улусов все сложнее было откочевать “куда глаза глядят” при конфликтных ситуациях. Увеличение плотности населения и уменьшение пастбищ потребовали более тщательной регулировки общественных отношений. Все это привело к усложнению существующей социальной структуры кочевого общества, выработке новых правил, прогрессу культуры. Не исключено, что дело было не столько в прозорливости “Ликурга казахских степей - Тауке хана”, сколько в сложившихся объективных условиях. Во времена Тауке хана вольные кочевники в окружении врагов осознали себя единым народом - казахами, и приняли свою конституцию - Жеты жаргы. В результате окрепла законодательная власть хана и орда биев, и исполнительная - родовых биев. Тауке хан даже ввел регулярные налоги (зякет) в пользу хана в размере 1/20 части скота для скотоводов, чего никогда ранее не было. При плотном контакте с оседлым населением и мусульманским духовенством возникли зачатки образования. Так, например, в медресе обучались будущие великие жырау Бухар, Актамберды, Кожаберген. Это стало залогом взлета казахской поэзии жырау XVIII века. Достиг своего нового расцвета специфически казахский феномен батыров. Наиболее известные из них стали входить в степную элиту и участвовать в руководстве родами и племенами. Не зря, несмотря на территориальные потери, это время в народе назвали золотым веком, “когда на спинах овец жаворонки вили гнезда”.
Конечно, у кочевников так долго продолжаться не могло. Экстенсивное животноводство диктует свои правила. Рост населения и численности скота должны были привести к “земельной тесноте” и поиску новых пастбищ. Так и произошло. В конце XVII века казахи находят на севере “щель” между джунгарами на Улытау, калмыками на Эмбе и башкирами на Тоболе и Жаике. В эту щель по рекам Иргиз и Тургай вклиниваются племена киши и частично орта жузов. Этому способствовало ослабление давления джунгар, многие из которых вместе с Галданом Бошокту в 1688 году ушли на завоевание Монголии. Хорошо известно, что в это время казахские отряды появляются на русской границе в Западной Сибири и совершают налеты на русские слободы и башкирские кочевки. Сибирские власти в 1692 и 1694 годах вынуждены отправить послов к Тауке хану для выяснения отношений. Но Тауке хан вряд ли мог повлиять на местных батыров. Русские слободы просто “попадали под раздачу” казахским отрядам, которые отвоевывали жизненное пространство, оттесняя джунгар на восток, калмыков - на запад, башкир на север. Сюда, на север, во время Актабан шубырынды откочевала еще часть казахов киши жуза.
|
Алтын Тобе |
Пуп страны
Из города Туркестан дорога ведет нас через горы Каратау на северный склон, в город Сузак. Горы Каратау являются северо-западной периферией Казахского Туркестана и северо-западным отрогом Тянь-Шаня. Самая высокая вершина Безсаз - 2176 метров. В отличие от Алатау на них нет снега летом, и они действительно черные, хоть издали, хоть изнутри, поэтому они и получили свое название. Вполне приличная асфальтовая дорога проходит через город Кентау и живописное ущелье Ащисай. По мере углубления в ущелье дорогу сжимают крутые, почти отвесные черные скалы. Порой они нависают над самой дорогой, закрывая небо, порой расходятся в стороны, отсвечивая в лучах вечернего солнца то черным, то желтым, то красным. Очень эффектное и впечатляющее зрелище. Но вот через перевал Турлан дорога выводит на короткий северный склон в поселок Шолаккурган и далее в Сузак. На следующий день горы возле Сузака оказались не такими черными и мрачными. В коротких и зеленых саях чабаны пасут овец, журчат маленькие речки, питающиеся из родников, а на поверхностях черных камней выбиты стандартные петроглифы бронзового века... Местный художник по имени Шафкат показал нам свои петроглифы, которые он выбивает в сае Кошкарата...
Присырдарьинские города, в которых жили в основном оседлые мусульмане - сарты, были основой вилайета Туркестан. Основой Казахского Туркестана и казахских кочевых племен были предгорные долины южного и северного склонов хребта Каратау и долина реки Чу. До сих пор в горах Каратау сохранились названия ущелий Аргын сай, Найман сай, Садыр сай, Таракты сай и др. Кроме того, здесь места рождения известных казахских героев XVII и начала XVIII веков. То, что здесь рождались представители улы жуза - неудивительно, они всегда жили здесь и живут до сих пор. А вот племена орта и киши жузов сейчас занимают совсем другие территории. Тем не менее в Казахском Туркестане родились Абулхаир хан, Айтеке би, Казыбек би, Актамберды жырау, Бухар жырау, Бокенбай батыр, Есет батыр, Тайлак батыр, Кокбори Керней батыр, Ес батыр.
После Актабан шубурынды джунгары, конечно, контролировали Присырдарьинские города и собирали с них налоги, но для кочевок отошли в более безопасные места - в Жетысу, на Улытау, за Сарысу, а казахи стали возвращаться на свои территории. После Ордабасы, с 1726 года, отсюда, с Каратау, началась казахская реконкиста против джунгар.
Аттан! На Улытау!
|