|
Константин Маскаев
Военно-морская тематика
“Команде подняться на мостик! Гостей это тоже касается, идем полным ходом!” - перекрывая шум корабельных двигателей, расставляет всех по местам командир. Команда - это экипаж сторожевого корабля “Атырау”, военные моряки. Точнее, моряки береговой охраны Погранслужбы КНБ РК, несущие постоянное боевое дежурство на Каспии. А гости - это мы, “зелень подкильная”, сухопутный народец из журналистов, которым любезно разрешили подняться на борт военного судна. Но с условием, чтобы не лезли, куда не просят. И расспросами в самые ответственные моменты не донимали: мы на охоте
Мы ищем людей, которые попирают интересы Казахстана. Рыщем по морю в поисках браконьерской быстроходной лодки, байды (произносится с ударением на “а”). Осадка этого браконьерского плавсредства малая, длина около 10 метров. Конструкция и форма лодки таковы, что позволяют преодолевать морскую волну на большой скорости. Окрашена байда в цвет волны. Даже в бинокль обнаружить ее, особенно на расстоянии, можно с большим трудом.
Утром наше судно вышло в море в составе соединения из семи кораблей береговой охраны. И хотя это учебный выход в море, но волны, ветер и сам процесс поиска - самые настоящие.
Несколько минут назад, выйдя к участку, где будет производиться поиск, мы в буквальном смысле в развалку ползли по периметру невидимой зоны. Но затем расположенные по всему побережью средства технического наблюдения засекли судно нарушителей и передали примерные координаты кораблям. Примерные, потому что оснащенная тремя-четырьмя мощными японскими моторами байда каждую секунду преодолевает по воде 30 метров (около 100 километров в час!).
Поймать такую помогает взаимодействие нескольких судов. Поддержка вертолета повышает шансы на успешную охоту.
Итак, координаты приняты. Капитан и его помощник берут короткий тайм-аут, чтобы, спустившись в рубку, склониться над картой с карандашом и циркулем и через минуту определить, куда направить свой корабль. Одновременно другой офицер дублирует их действия, забивая координаты в прибор спутниковой навигации. После чего следует команда: “Полный ход!”. Два судовых дизеля тут же набирают максимальные обороты. И корабль срывается с места, набирая максимальную для себя скорость - 37 узлов. Для перемещения по воде это очень впечатляет: 70 километров в час, разрезая волны, поднимаясь и глиссируя (это когда в воде остается только задняя часть судна, а почти весь его корпус нависает над водой). Для несведущих: с такими скоростями по воде способны ходить далеко не все скутеры. Но наше судно - военное, сторожевое, предназначено для патрулирования, погони и захвата нарушителей.
Сейчас в этой операции перед нашим кораблем стоит задача разместиться на наиболее вероятном курсе отступления байды и, в случае необходимости, отсечь ей дорогу к вольным водам. Мы уже видим судно, которым в данном случае управляют условные нарушители, на самом деле они офицеры-пограничники, опытные мореходы. Но и у них азарт - не дать себя захватить. Поэтому они лавируют между судами-охотниками, пытаются выскочить из этой “коробочки”, скачут с волны на волну. Собственно, эта волна не позволяет байде использовать все свои скоростные возможности: она то отрывается полностью, обнажая ходовые винты, то зарывается в волны. К “охотникам” присоединяется вертолет. Он нависает над байдой, чуть ли не “втаптывая” браконьерское суденышко в пучину волн. Несколько минут, и условных браконьеров “принимают” на борт пограничного судна.
Эта стадия учений завершена.
Собственно, учения в чистом виде прошли накануне. Журналистам, особенно телевизионным, постарались показать, как эта работа происходит в реальности. Сами морячки говорят, что получилось очень правдоподобно. В обычной повседневной работе точно так же на пограничный корабль поступает сигнал об обнаружении нарушителя, передаются координаты, другие суда идут в заданный квадрат и ведут поиск. Визуально обнаружив браконьерское судно, ведут погоню, идут на захват. Происходит это достаточно часто. Причем именно в территориальных водах Казахстана, поскольку именно здесь возможен промысел рыбы ценных пород. В других частях Каспийского моря рыба просто уже не обитает.
На это богатство посягают “рыбные мафии” из Азербайджана и стран российского Северного Кавказа.
Известно, что с начала этого года в своей повседневной работе береговая охрана Погранслужбы выводила корабли в море 159 раз. Общая продолжительность рейдов составила 632 суток, пройдено более 40 тысяч морских миль (теперь еще больше). Задержали не менее 60 байд и с десяток рыбацких баркасов (на таком пытался подойти поближе к берегу легендарный таможенник Верещагин из фильма “Белое солнце пустыни”). Байды в огромном количестве мы видели в бухте у поселка Баутино, они изъяты и свалены на берегу. Баркасы ржавеют и тонут в заливе. Раньше захваченные иностранные моряки и браконьеры проживали в ожидании приговора прямо на своих судах на территории базы. Теперь их сразу определяют в СИЗО, а плавсредства приводят в негодность.
Но сценарий данных учений решили усложнить. Легенда такова: с гражданского сухогруза пограничники получили информацию, что на удалении пяти миль от берега замечена байда предположительно с вооруженными людьми на борту. Обычные браконьеры не вооружены, у них другие цели. Значит, в данном случае отрабатывается борьба с вооруженными бандформированиями.
По тревоге подняли 12-й пограничный отряд, который стоит в Актау, и 100-километровым маршем перебросили в полевой пункт управления на территории Тюб-Караганского района. 21-й и 22-й пограничные дивизионы надводных кораблей перевели в повышенную боевую готовность. Всего к учениям привлекли 500 человек личного состава, в том числе 11 кораблей и катеров береговой охраны погранслужбы.
Итак, одну байду захватили на наших глазах. Но еще две по замыслу устроителей иными путями добрались до берега. Выступившую на захват тревожную группу условные бандиты обезвредили и ушли в глубь материка. Где они укрылись, искали с воздуха и прочесывали местность. Понятно, что справились: нашли и обезвредили обе группы. Одну “положили” на берегу, другую - в развалинах бывшего военного городка советских еще ВВС. Отрабатывали приемы поиска, ведения боестолкновения, захвата и уничтожения. Общая цель учений - отработать совместные действия на море, суше и с воздуха. И тем самым обеспечить охрану границ и защиту интересов Казахстана на Каспии.
Позже начальник регионального управления береговой охраны Пограничной службы КНБ капитан I ранга Кадыржан Муканов признает, что учения достигли цели, поставленные задачи выполнены успешно, личный состав показал высокую боевую выучку. Все участники получили ценный опыт организации взаимодействия частей и подразделений Погранслужбы в условиях ведения боевых действий.
- Мы сегодня показали, что для нас не составляет труда задерживать нарушителей, которые используют мощные быстроходные катера и постоянно совершенствуют тактику противодействия нашим службам. В составе береговой охраны на данный момент находятся современные корабли с большой скоростью, которые имеют явное преимущество по сравнению с техникой тех, кто нам противостоит. Благодаря современному вооружению и постам радиолокационного наблюдения нам удается полностью вести мониторинг и контролировать территориальные воды Каспийского моря, - подвел итог военный.
Фото автора |