|
Алоис Назаров
Бердвотчеры Алматы вышли на горные тропы Заилийского Алатау
В минувшее воскресенье в средней части Каскеленского ущелья можно было встретить несколько немногочисленных групп людей. Одеты по-походному. У одних на груди бинокли, у других - фотоаппараты. Одни шли по лесу из тянь-шаньских елей вдоль бурной речки Каскелен, другие - по противоположному почти безлесному склону ущелья, третьи - по центру горной долины. Среди них люди почти всех возрастов - от школьников до пенсионеров
При приближении к одной из групп можно было выхватить фразу переговоров по мобильному устройству:
- Кукушка у нас уже есть. Не тратьте время на нее.
Все люди, о которых речь, - участники соревнований по спортивной орнитологии.
|
Команды перед стартом |
На Западе людей, увлекающихся наблюдениями за дикими птицами, называют бердвотчерами (с английского - “наблюдатель птиц”). В классическом понимании бердвотчер из технических средств имеет при себе только бинокль или телескопическую трубу. И увиденные виды птиц лишь фиксирует в своей записной книжке. Но современные бердвотчеры технически “утяжелились”. Пользуются цифровыми фотокамерами, устройствами для записи голосов птиц. Многие бердвотчеры из Америки, из Европы путешествуют по миру небольшими группами. То есть сам процесс бердвотчинга стал разновидностью экотуризма, довольно прибыльного для стран, богатых орнитофауной.
|
Председатели клуба любителей птиц “Ремез” Валерий Хроков (бывший), Игорь Север (нынешний) |
В Казахстане также есть люди, увлекающиеся любительскими наблюдениями за птицами. Но их не так много, как в странах Европы и Америки. В последнее время они регулярно собираются на соревнования по спортивной орнитологии. В Каскеленском ущелье проходили четвертые по счету. Три предыдущих соревнования проводились в другой географической зоне - у озера Сорбулак в Алматинской области. На этот раз местом выбрали Иле-Алатауский национальный природный парк, его горную часть. Руководство парка поддержало эту инициативу.
По пути к месту соревнований я разговорился с соседкой по микроавтобусу. Ее зовут Рахима. В подобных соревнованиях она участвует с самого начала их проведения. В первый раз участников было мало. В категории “новички”, в которой она участвовала, было всего три команды. Сама Рахима по образованию географ. В прошлом работала в Иле-Алатауском НПП. Сейчас прививает интерес к природе детям на станции “Юный натуралист”. Туда же, в Каскеленское ущелье, едет команда школьников, занимающихся на этой станции.
По ходу соревнований познакомился еще с несколькими участниками.
Андрей Шляхов - в прошлом военно-морской офицер подводной лодки. После выхода на пенсию вернулся на родину, в Иссык. Восемь лет назад там по его инициативе создан научный реабилитационный Центр помощи животным, пострадавшим от человека. Более коротко его называют зоопарком. В его работе принимают участие 720 учащихся. Количество питомцев Иссыкского зоопарка насчитывает 240 видов животных и птиц.
|
Сергей Скляренко. Инструктаж перед стартом |
Валерий Хроков уже пенсионер. Он - один из ведущих орнитологов Казахстана. Автор кандидатской диссертации о куликах. Пятнадцать лет назад стал одним из создателей клуба любителей птиц “Ремез”. Клубом уже несколько лет выпускается электронная газета с одноименным названием. “Ремез” выставил на нынешние соревнования по спортивной орнитологии две команды.
Местом для нынешних соревнований по спортивной орнитологии выбрали довольно дальнюю часть Каскеленского ущелья. Почти у верхнего кордона. Выгрузились. Установили разборные столики. Воткнули флагшток с флагом АСБК - Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана. Именно она организует соревнования по спортивной орнитологии. Главный судья соревнований, сотрудник АСБК Сергей Скляренко дает команду на построение. Краткое повторение правил. За три часа надо обнаружить максимально возможное количество птиц, сфотографировать их и определить вид. В команде не больше пяти человек и на всех не больше двух фотоаппаратов. За возвращение позже условленного срока - штраф в виде снижения баллов.
|
Школьники выступали двумя командами |
Названия почти всех участвующих команд были, как на подбор, “птичьи”. Тут и “Ремез”, и “Коростель”, и “Птаха”, и “Стрижи”, и “Сверчок” (есть, оказывается, такой вид птиц, а не только насекомое). Каждому капитану дали список с примерным перечнем родов и видов птиц, которых можно встретить в Каскеленском ущелье. Я насчитал в нем 95 наименований. При этом указано, что список не полный.
Команды сразу выдвинулись на поиски птиц. За три отведенных часа они прошагали не один километр сначала вверх, а затем вниз. Кое-кто ушел довольно далеко, до самого палаточного лагеря пограничников, охраняющих здесь границу с Кыргызстаном. До нее отсюда километров десять.
Самое интересное - голоса птиц слышны, а их самих не видать. За время своего пребывания там увидел только пролетевшего высоко в небе коршуна. Такое впечатление, что птицы сговорились с судьями и специально попрятались, чтоб осложнить задачу командам. Но мне все равно, так как здесь нахожусь только как сторонний наблюдатель.
|
“Ремез-1” - первые среди любителей |
Ровно через три часа команды вернулись в базовый лагерь и началась работа главного судьи Сергея Скляренко. Он просматривал отчеты команд - записи об обнаруженных видах птиц - и сличал их с предоставленными участниками фотографиями. На это ушло около двух часов. Команды поощрялись в своем классе. А их было два - новички (8) и любители (5). Среди новичков первое место заняла команда школьников “Дружные ребята”. Среди любителей победил “Ремез-1”. Класса “мастера” на этот раз не было. Всего же в соревнованиях приняло участие 50 человек.
За каждый сфотографированный и определенный вид начислялся 1 балл. За сфотографированный, но неопределенный - 0,5 балла. Команда “Ремез-1” определила 14 видов и получила еще 1 балл за два сфотографированных, но неопределенных вида.
|
Андрей Шляхов - создатель Центра помощи диким животным в Иссыке |
Я задал вопрос организатору соревнований Сергею Скляренко о том, насколько сложно было на этот раз участникам.
- Здесь реально сложнее фотографировать птиц, чем на Сорбулаке. Каскеленское ущелье также оказалось весьма подходящим местом. Оно достаточно широкое, чтобы команды не мешали друг другу. Да и отдыхающие, приехавшие позже, не пошли вверх и не мешали, - ответил он.
Того же мнения и участник по имени Санжар: “Здесь сложнее. И горные птицы считаются “круче”.
Вечером того же дня на странице казахстанских любителей птиц в Фейсбуке появились первые отчеты о соревнованиях. В том числе и полный список обнаруженных и определенных всеми участниками видов - всего 34. Такой результат был охарактеризован как замечательный для тех мест. Но, как написал уже знакомый мне бердвотчер Санжар, редких, уникальных видов в этом списке нет. Подавали голос коростель и сверчок, но сфотографировать их из-за скрытности не удалось. Странным для участников было то, что не нашли “синюю птицу”, сизоворонку - довольно обычный для Каскеленского ущелья вид.
Следующие соревнования намереваются провести уже в сентябре. Место пока не определено. Но подумывают о заповеднике Алтын-Эмель. |