Константин Маскаев
Охрану казахстанской границы усилили за счет авиации. Имеющийся парк воздушных судов пополнился новейшими вертолетами российского производства Ми-171 Ш (штурмовой) особых комплектаций. Пограничники довольны: они получили самую совершенную в своем классе технику на сегодняшний день
Чем теперь обладает казахстанская пограничная авиация, нам показали на примере Ушаральской эскадрильи. Это авиаподразделение несет дежурство на протяженном участке границы от Костанайской области до Талдыкоргана. В зоне внимания, пожалуй, самая сложная горная местность, включая высокогорье.
Новая техника поступила на вооружение пограничной авиации в начале года. Количество новых бортов не называют, показать решили семь вертолетов, четыре из которых - из новой партии. Каждый из них вооружили для различных видов атак с воздуха: стрельб из авиационных пушек и пулеметов, пуска неуправляемых ракет типа С-8 и метания авиабомб типа П-50. Работали звеньями и в одиночку, заходили на условного противника на различных, в том числе сверхмалых, высотах.
Самыми непростыми, таинственными и зрелищными стали боевые действия в ночное время. Ночные полеты вертолетов и особенно их боевое применение всегда сопряжены с трудностями. Понятно, что темное время суток играет на руку нарушителям. Ночью вероятность прорыва или скрытного пересечения границы бандформированиями значительно выше. Кроме того, летящий ночью вертолет - четкая мишень: навигационные огни и прожектор делают его уязвимым. Но теперь и темнота врагу не поможет! Новые системы позволяют вертолету идти совершенно без огней, при этом экипаж отчетливо видит местность до горизонта и, если нужно, бьет прицельно!
Экипаж - пилоты и операторы вооружения - использует американскую инфракрасную систему ночного видения Spectrolab. Это шлемы, на которые крепится небольшое устройство, напоминающее бинокль. Выглядит эта работа так: машины в воздухе различить почти невозможно, их приближение можно угадать только по рокоту двигателей, затем видишь вспышку, это ракеты уходят к цели, после чего сноп огня где-то на земле ярким цветком сообщает: цель поражена. Спустя секунды слуха достигает густой и упругий звук орудийного выстрела. Эффектно ночью выглядит и стрельба из установленного на носу пулемета или из пушки: трассирующие снаряды малиновыми точками указывают направление к цели.
К слову, такое использование вертолетов в ночное время в Казахстане еще не применялось. В этом пограничники опередили армейские подразделения.
- В обычном повседневном режиме вертолеты и другая авиация используются для патрулирования и наблюдения, доставки вооружения, провианта, медикаментов, перевозки личного состава, - разъясняет задачи начальник Главного управления авиации погранслужбы КНБ РК полковник Мирбек Курманалиев. - Но в то же время экипажи должны быть готовы и нарушителей взять, и оказать действенное сопротивление, если идет речь о нападении, например, вооруженных бандформирований.
Полковник не подтверждает, но можно предположить, что сейчас казахстанские пограничники действуют на опережение: в перспективе изменения ситуации в Афганистане после ухода коалиционных сил не исключены попытки проникновения оттуда вооруженных людей и налаживание каналов поставки наркотиков через Среднюю Азию и Казахстан. Тем не менее он говорит:
- Есть там коалиция или нет, наша повседневная задача - охрана границы, предотвращение ее нарушений и достойный отпор в случае нападения. Вот над этим мы каждый день и работаем. Пограничники всегда и на переднем крае, и на войне.
Фото Талгата Галимова
Поездку в Ушарал приурочили к сборам летчиков, инженеров-техников и групп обеспечения полетов пограничной авиации. Сборы - это часть подготовки летного состава к комплексному боевому применению авиационных средств поражения, которыми оснащаются как прежние многоцелевые вертолеты Ми-8 МТВ, так и войсковая модификация новейших Ми-171. Опытные или уже прошедшие подготовку пилоты и другие инструкторы Ушаральской эскадрильи и Бурундайской базы обучают и консультируют молодых офицеров, отрабатывают технику пилотирования и ведения боевых действий на средних и предельно малых высотах. Сейчас тренируются 20 специалистов.
|