|
Константин Маскаев
В преддверии короткого лета уместно посмотреть на Казахстан с позиции туристической привлекательности. И хотя эпоха больших открытий, завоеваний, становления цивилизаций и краха империй - уже история, которая к тому же чаще всего вершилась не в этом уголке планеты, что мешает нам начать играть: создавать увлекательные легенды и прокладывать новые маршруты?
Многие известные сегодня точки притяжения туристического интереса возникли именно благодаря легендам. Какие-то из них стали творчески переработанной былью, иные возникли как бы из ничего. Но даже не имея подтверждений или научных основ, такие легенды живы и поныне и привлекают туристов со всего света.
Наиболее известной мистификацией, пожалуй, можно назвать Лох-Несское чудовище, первые сведения о котором относятся к периоду завоеваний Туманного Альбиона римскими легионерами. Якобы еще они видели нечто огромное, обитающее в этом шотландском озере. Но последние 80-90 лет легенда об обитателе (или обитателях), которому дали вполне коммерческую кличку Несси, активно поддерживается туристическим бизнесом. И хотя за несколько десятилетий не удалось получить ни одной четкой фотографии животного, отели не простаивают без туристов. Природу можно назвать вполне живописной. Но вода в этом озере, как и в других озерах вокруг, очень мутная вследствие высокого содержания торфа в грунте. Платят же, понятно, за возможность увидеть мифического монстра.
Привлекая туристов, в Турции уповают не только на пляжи и all-inclusive. И хотя там явно переигрывают с иными легендами, это работает и приносит прибыль. Если верить рассказам турецкого гида, в древней Смирне (ныне - Измир) родился самый известный античный сказитель Гомер и здесь правили прекрасные амазонки. А в расположенном неподалеку Эфесе находилось одно из семи чудес света - сожженный Геростратом храм Артемиды. Паломники-христиане сюда приезжает из-за того, что в Эфесе доживала свой век Дева Мария. Святые источники рядом с ее домом даруют любовь, здоровье и благополучие, а мечты, высказанные Богородице у стены ее дома, обязательно сбываются!
Современные легенды о Сталкере и Зоне раскручивают украинские агентства, когда предлагают посетить место крупнейшей ядерной катастрофы - территорию Чернобыльской АЭС и город Припять. Тема эта, кстати, дальновидными маркетологами прорабатывается весьма детально. Созданы книги и популярный компьютерный экшн, появились экипировка, средства защиты, инструменты и приборы для посещения опасных зон, заброшенных заводов, военных объектов, создаются якобы рассекреченные карты, интерес поддерживается на нескольких сайтах.
Авантюрно-приключенческий туризм оказался хорошим способом поиграть в опасность.
А чем наши, оставленные военными, объекты не площадка для “адреналиновых” прогулок? Или космодром Байконур, который хоть с некоторых пор и не закрыт для туристов, но один день пребывания там слишком уж дорого обходится. Впрочем, неадекватная дороговизна - известная наша проблема. Будь наблюдение за стартами космических кораблей не таким дорогим, охотно ехал бы туда турист.
Креативный туризм - это и путешествие в этническую глубинку, где люди по-другому живут и мыслят, совершают странные поступки, и приключенческие познавательные туры. К тому же креативный туризм вызывает все больший интерес у жителей городов как форма активного досуга, когда можно отвлечься от повседневных забот и не просто окунуться в совершенно другой мир, но и открыть что-то в себе и других, получить заряд новых идей. Задача тут - не расслабить туристов, а синтезировать для них такие условия, в которых они могли бы совершать открытия, познать, понять, сбросить с себя груз повседневных проблем, зарядиться позитивом и энергией для новых подвигов. Здесь главное - даже не место, куда отправляется группа, а впечатления, которые путешественники выносят из тура.
И вполне состоявшийся руководитель компании, и клерк-финансит или коммерсант не прочь поиграть в искатей кладов, “индейцев” или первооткрывателей. Ведь, по известному выражению, вся наша жизнь - игра. Более того, с самого детства в нас заложена тяга к игре - как стремление к развитию и совершенствованию. Играя, мы не очень боимся сделать что-то не так, легко экспериментируем, находим новые решения. Всего лишь игра, и в случае проигрыша на каком-то этапе всегда можно переиграть.
Нужно только предложить оригинальные креативные решения. Туризм уже не тот, что десяток лет назад. Он будет успешным только в творческой реализации.
Можно не только смотреть на достопримечательности, которых, к сожалению, не так и много. Нужно знакомить с национальными традициями, предлагать заняться ремеслами, отправлять в конные прогулки, на рыбалку...
Этнотуризм - это туризм в сельской местности. Главные клиенты - жители крупных городов. Для горожан это настоящая экзотика. Для жителей деревень и сел - перспективное и выгодное направление для собственного бизнеса.
Почему бы не переодеть группу туристов в традиционные старинные костюмы для пущего вхождения в образ и слияние с местностью?
Другое перспективное направление - событийный туризм, постановка масштабных спектаклей в рамках исторических реконструкций. По большому счету, историческая реконструкция - это хобби. Однако хобби весьма интересное и достойное, которое часто поддерживается и родителями. Они знают, что дети изучают историю, тренируются, учатся полезным жизненным навыкам выживания в суровых природных условиях, воспитывают выдержку, волю и характер. Историческая реконструкция снискала поддержку даже у властей.
Перспективный симбиоз культуры и туризма - фестивали и праздники традиционной культуры, авторской песни, ремесел, мультимедийные проекты, объединяющие различные жанры, праздники шашлыка, льна, молока, винограда, хлопка, конопли, чего угодно. При определенных усилиях Казахстан мог бы принять у себя какой-то масштабный фестиваль даже в формате “Нашествия” или “Вудстока”. |