|
Алан Байтенов
Весна - традиционное время для старта очередного мотосезона. Представители этой субкультуры, как правило, открывают его весело, но в рамках закона (что, собственно, и произошло в начале мая). Готовятся к мотосезону и представители власти - с точки зрения мотоциклистов - оппоненты в борьбе за свободу передвижения. Так, буквально перед официальным открытием сезона дорожная полиция ДВД города Алматы предупредила всех - отныне надзор за двух- и трехколесным транспортом усиливается в разы. У байкеров же своя позиция - отношение властей к их образу жизни и способу передвижения откровенно предвзятое
У мотоциклистов никогда не было проблем с законом, и общество всегда относилось к ним с пониманием. На самом деле - мотоцикл относительно доступный вид транспорта, при этом он занимает минимум места, потребляет минимум топлива, следовательно, и вредного выхлопа практически не имеет. Не зря весь двухколесный транспорт ценят по всему миру и особенно в крупных городах.
Но стоило им назваться байкерами - что-то переключилось! Тут же оказалось, что выхлоп у их машин не самый чистый, да и шумят аппараты чрезмерно. И, наконец, им запретили передвигаться по наиболее важным магистралям города - улица Саина, проспект Райымбека, улица Луганского и проспект Аль-Фараби для них закрыты еще с 2007 года...
Запретное
движение
В общем, запретили и даже не потрудились разобраться, что к чему. Конечно, зачем мотоциклу “горшок”, как у ЗИЛа 130 или DODGE Viper? Для тяги? Нет, не угадали - для того, чтобы рык был, как у медведя гризли, и чтобы асфальт сзади шел рябью... Или “пылесосы”, мирное урчание двигателя которых в момент может выйти в область инфразвука и на пути примерно к 25 КГц порвать пару десятков перепонок. А вот и “эндурики”, “свеча” для которых, по сути, обычное положение на дороге. А вот и сами “пилоты” - да вы посмотрите на их тусовки! Алкоголь, езда в пьяном виде и откровенный вертеп. Здесь же рок-музыка и еле трезвая масса, одетая по форме топлесс. Сказать честно, это все красиво, отчего это и есть идеал и мечта. Правда, идеал и мечта того самого байкера, который живет не у нас. Он другой, забугорный, там, где он буквально является представителем сил зла и употребляет на завтрак исключительно пиво, тут же закусывая битым стеклом и младенцами.
Образ такого байкера существует исключительно в некоторых странах мира, где байкерское движение является символом чрезмерной свободы, граничащей с безрассудством. При этом там есть и цивилизованные мотоциклисты, которые чтят закон, имеют высокооплачиваемую работу и платят налоги. Однако там, где этим культуре и движению более 50 лет, все же научились отделять правильных мотоциклистов от отвязных полупьяных экстремистов, которые только и делают, что вызывают общество на дуэль. У нас же пока еще не научились их различать. Дело в том, что в Казахстане заболевание “мотоциклизм” является дорогим, позвольте так сказать, удовольствием. И люди, конечно же, если речь идет об официальных байкерских движениях и клубах, как правило, представляют крепкий средний класс. За него так бьются все экономисты, и именно он является украшением и опорой любого государства и строя. Так вот, развернуться на всю катушку им не дает тот самый внутренний цензор. Он как раз и заставляет их получать официально права, оплачивать налоги, следить за своим транспортом и за его экологичностью. И, конечно же, соблюдать правила и не уходить от погони в случае нарушения, подвергая себя и окружающих опасности. Но при этом они являются теми, кто имеет двухколесное зло, следовательно, они являются потенциальными возмутителями спокойствия и вообще антисоциальными типами. Все.
В общем, у нас все, кто имеет мотоцикл, в обязательном порядке нарушители. Поэтому власти действуют по давно уже отработанному и отлаженному принципу - не можешь навести порядок в какой-либо области - просто истреби явление. В нашем же случае - запрети. При этом даже объяснить толком не могут причины запрета. Мол, в городе, кроме официально оформленных мотоциклов, есть и другая двухколесная техника с мотором, на которую номерные знаки не повесишь. Однако они допущены на городские дороги. Но в случае нарушения или совершения преступления концов не сыщешь. Поэтому такие улицы, как Саина, Райымбека и особенно Луганского и Аль-Фараби лучше закрыть. Кроме того, шумят они сильно, а горожане этого не любят. Но вот нестыковка - только ты пересекаешь линию (обязательно пешком и волоча мотоцикл сбоку) ровно на перекресток дальше от установленного знака - пожалуйста, заводи двигатель и езжай. Следовательно, не устраивают байкеры своим видом только на определенных магистралях. “Какая безопасность? - спрашивают адекватные байкеры. - Почему тогда около школ нет таких вот знаков? Где же логика? И как теперь добираться до работы или места жительства?” Конечно, в правилах есть пункт - если живешь или работаешь там, где действует знак, у тебя иммунитет. Не работает - иногда, говорят бывалые, такие облавы устраивают, что даже объясниться не дают. Кстати, вот еще кое-что - в спальных районах, где дома стоят вплотную и великолепная акустика, запретов на мотоциклетный шум нет. Интересно, а как же тогда покой жителей этих районов, если быть до конца честным?
Взгляд со стороны
Как видно, в существующем запрете множество натяжек. Байкеры, конечно же, борются за свои права и делают это тихо и интеллигентно. Пишут официальные письма, собирают ответы-отписки и ожидают лучших времени. А по пути спрашивают - нет же конкретного указания и документа, почему же нам тогда ограничивают свободу передвижения?! Есть с их стороны и конкретные предложения, как сделать так, чтобы всем было хорошо - граждане не возмущались по поводу шума (нормальные мотоциклисты понимают, что есть исключения из их рядов, этих людей необходимо нещадно штрафовать), а мотоцикл, наконец, можно будет использовать в качестве повседневного, удобного, маневренного, экономичного и экологичного транспорта. В конце концов, все документы оформили по закону, налоги оплатили, а права на вождение получили официально.
Конечно, есть и неучтенный транспорт. Сегодня в городе очень много мопедов и мотороллеров, которые не числятся ни в одной базе данных. Следовательно, не установлены их владельцы. И из-за этого запрет распространяется на всю двухколесную технику с двигателем. Но эту проблему можно решить, создав дополнение к существующим положениям о регистрации личного транспорта. Такой подход позволит получать дополнительные бонусы в государственный бюджет - например, транспортный налог. Это тоже своеобразный фильтр - можешь заплатить, следовательно, имеешь определенный уровень. Кроме того, при существовании базы данных, где учтут все мотоциклы и им подобные, за этими транспортными средствами сможет следить система камер, которая доказала свою эффективность неоднократно. При этом необходимо также подготовить и экипажи дорожной полиции, например, доукомплектовать специальными приборами, которые бы фиксировали уровень источаемого шума.
Если разобраться, то навести порядок в этой области не столь сложно. Взамен мы получаем гораздо больше. Вспомнить хотя бы относительно недавнее высказывание Владимира Меренкова, начальника управления автомобильных дорог города Алматы (на одном из заседаний речь шла о чрезвычайной загруженности дорог Алматы): “Представляете, 180 тысяч автомобилей идет по Аль-Фараби, и где-то в 90 процентах случаев всего один человек сидит - водитель. Все. Разве это дело? Вот тут надо вести в первую очередь пропагандистскую работу, потому что такой поток автомобилей - это вопрос экологии для нашего города, это здоровье наших детей и нас самих”. Мы полностью согласны с господином Меренковым и в свою очередь хотим обратить внимание на то, что двухколесная техника гораздо компактнее. Отчего она так популярна во многих крупных городах мира.
В общем, необходимо еще раз вернуться к теме запрета. Все же шесть лет прошло, и за это время многое изменилось |