|
Константин Маскаев
Подводя итоги 13-й Международной туристической выставки KITF в Алматы, мнения экспертов рынка и городских чиновников оказались весьма созвучны. Как будто в одну и ту же Концепцию развития туристической отрасли Казахстана смотрели. Говорили, правда, не за весь Казахстан. Всячески стремились представить Алматы как город, наиболее привлекательный с точки зрения делового, профессионального, коммерческого туризма
К чиновникам в этом плане совершенно никаких вопросов, им положено. Президент указал на приоритетные направления экономики, вот они и упражняются: кто в лояльности, кто в популизме. Куда меньше стимула для победных реляций в среде профессионалов туристического рынка, ан нет! Иные тоже изощряются, возводя потемкинские деревни. Хотя именно от этой категории участников KITF следовало бы ожидать компетентного анализа и тревожных сигналов: профи знают болезни отрасли.
Прежде об Алматы. По озвученным оценкам, на этот город приходится до 70 процентов въездного и внутреннего туризма. Хотя в натуральном выражении это лишь 411 557 иностранных граждан за 2012 год (по данным миграционной службы). Кто в этом потоке “чистые” туристы, а кто прибыл по делам, разбираться не к месту. Въехал, значит, турист!
Туристские услуги в 2012 году в Алматы оказывали 1037 предприятий (на 101 больше, чем в предыдущем). За год они обслужили почти 810 тысяч клиентов. По странам это выглядит так: 123 600 россиян, 28124 человека из Китая, 26 635 - из Турции, 22 583 - из Германии, 13 896 - из Южной Кореи. Приведены наиболее многочисленные. Понятно, что “дикари” не учитывались, а только клиенты турфирм.
Для полноты картины и сравнения - данные по стране. За 9 месяцев 2012 года въездной туризм - это 4 219 600 человек, выездной - 6 732 700. Как при таких цифрах на долю Алматы может приходиться 70 процентов, не очень понятно. Но не будем о манипуляциях с цифрами и очковтирательстве.
Опираясь на мнение специалистов, попробуем разобраться в особенностях казахстанского туристического рынка.
Никто не подвергает сомнению то, что во многих странах, регионах или отдельных провинциях туризм стал основой экономики. На некоторых европейских курортах каждый пятый житель занят в туристской отрасли. Данные по таким ментально близким городам, как Сочи, Ялта, Евпатория - еще выше: треть населения связана с приемом отдыхающих, размещает, перевозит, кормит, обслуживает, оздоравливает. Правда, сфера и культура туризма в этих и подобных уголках складывалась исторически. И работа эта сезонная. Чем дольше сезон, тем большей части местного населения он дает работу.
Купальный сезон на широте Алматы (да и южнее) составляет три месяца. Это у самых отчаянных, на деле - два. Активный зимний лыжный сезон в Алматы также сжат до двух-трех месяцев. Местные катаются чуть дольше. Но речь идет о массовом посещении, причем желательно иностранцами.
А иностранцы не слишком стремятся в Алматы и Казахстан, потому что, во-первых, очень далеко для того, чтобы неделю посвятить лыжным прогулкам; во-вторых, не очень уверены в уровне номинального сервиса и безопасности; в-третьих, попутный сервис - ночные клубы, бары, дискотеки - провинциален; цены же на все, как в Европе. Так ради чего отправляться в Казахстан, если есть проверенные временем горные склоны в нескольких часах езды, к тому же известные, с безупречной репутацией?
То есть, развивая зимний туризм, в первую очередь нужно делать ставку на соотечественников. И на гостей из ближнего зарубежья. И понятно, что пока основной процент туристов будет все из той же России (смотрите статистику выше). Поэтому и работать пока нужно с целевой аудиторией: изучать ее ценовые и сервисные предпочтения. А не задирать цены до уровня европейского курорта с видом типа “не вписываешься в наш ценник - скатертью дорога!”
С утратой санаториев делать ставку на оздоровительный туризм тоже не приходится. Не обладая репутацией страны с сильной медициной, Казахстан не может убедительно предложить медицинские туры. Зато в копилке добрых дел акимата Алматы в сфере туризма - создание Туристского инфоцентра. Центр установил информационную стойку в алматинском аэропорту. Она работает круглосуточно, обслуживает прибывающие рейсы. Там гости города могут бесплатно получить помощь сотрудников центра: информацию о гостиницах, печатные материалы о туристских местах Алматы, досуге в городе и области (карты, путеводители, анонсы культурно-массовых мероприятий, о выставках). Такое же информационное отделение открыто в центре города. Ориентировочно в районе наибольшего скопления туристов, как сказано на сайте управления туризма Алматы. Правда, где это, сайт не указывает. Видимо, туристов туда должен приводить инстинкт или какие-то иные позывные.
Остается проблемой нехватки квалифицированных гидов-экскурсоводов. Иностранным туристам сложно ориентироваться в городе, так как названия улиц и объектов не продублированы в латинской транскрипции.
По поводу кадров в сфере туризма мне довелось послушать мнение руководителя Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Как специалист и эксперт, она смотрит на проблему глубже.
Она признает, что в казахстанских вузах, где обучают специалистов сферы туризма, пока достаточно преподавателей со знанием краеведения, географии, экскурсионной работы. Но это лишь часть туризма, хотя и немаловажная. Зато нет или почти нет преподавателей, которые владеют экономической, маркетинговой, сервисной стороной туризма. А те, кто есть, не связаны с реальной ситуацией на рынке. Потому нет и анализа этого рынка. Какие же рекомендации туризму, как бизнесу, они могут дать?
Видимо, перед ними пока даже не стояли такие задачи. Прежде в Казахстане нужно обучить туристическому делу преподавательский состав, считает Рашида Рашидовна. А иначе мы так и будем получать якобы специалистов по туризму, которые порой предлагают забронировать номер в парижской гостинице с видом на море.
Нужно также разработать и внедрить хотя бы краткосрочные курсы интенсивного повышения квалификации для работников туристического рынка. Для этого нужно сформировать свой отряд экспертов и тренеров.
Что касается первичного обучения в сфере туризма, оно должно соответствовать профессиональным стандартам. По ее словам, такие стандарты в КТА разработали и даже утвердили в Министерстве индустрии и новых технологий. Теперь черед Министерства науки и образования, от которого ждут появления модульных учебных программ.
- Выглядело это так: весь казахстанский туристский рынок сел и написал, какими знаниями и умениями должен обладать, например, человек на ресепшене отеля, авиаагент, менеджер по выездному туризму, менеджер по въездному туризму, специалист по бронированию билетов и т.д., - поясняет Рашида Шайкенова. - Мы получили хорошие отзывы на эту нашу работу. И теперь ждем. Но в Минобразования пока не торопятся, хотя такие учебные программы было бы желательно видеть уже на период 2013/-14 учебного года, то есть с ближайшего сентября.
Впрочем, прежде, чем подбирать набор продавцов, нужно сформировать “вкусный” турпродукт. Нужны маршруты. К сожалению, казахстанский рынок не стремится работать в этом направлении. Располагает ли тот же оргкомитет EXPO-2017 набором турмаршрутов, которые он может успешно предлагать в ходе проведения Всемирной выставки? Ведь это замечательная возможность не только в течение трех летних месяцев (примерно с 10 июня по 10 сентября) принимать гостей со всего света. Это может быть использовано и для того, чтобы представить Казахстан во всем своем многообразии, показать его рекреационный потенциал, познакомить с природой и культурой. Пока неизвестно, работают ли организаторы в этом направлении. Или четырех лет, что остались до мероприятия, будет достаточно, чтобы решить эту задачу?
Из того немногого, что можно предложить иностранным туристам. В отдельных регионах удалось на грантовой основе хотя бы начать развивать экотуризм. Но, во-первых, это пока лишь единичные предложения на целые регионы: несколько гостевых домов в какой-то экзотической глубинке. Во-вторых, такая форма отдыха, как проживание в сельском доме (со всеми понятными издержками), интересна далеко не многим туристам. Немцы или канадцы, например, охотно примеряют на время этот стиль simple living и не очень требовательны к наличию благ цивилизации. Но другие европейцы и американцы стремятся получить период, состоящий исключительно из опций комфорта: расслабиться и отдохнуть, купив всестороннюю заботу о себе любимом.
Плохое знание целевой аудитории, кстати, тоже можно отнести к большой проблеме въездного казахстанского туризма. Это к вопросу о действительных специалистах, способных оценить потребности и сопоставить их с картой предложений. Немцы, например, любят путешествия, вплоть до пеших походов и проживания в палатках. Китайцы и японцы не путешествуют в одиночку, ездят большими группами. Чаще всего это люди взрослые, которые нуждаются в комфорте, вплоть до туалета в автобусе и непременного наличия горячей воды в номере.
Казахстан не является страной массового туризма. Сюда до сих пор не протоптали дорожку десятки миллионов отдыхающих или искателей приключений. О том, как и в какой степени можно изменить положение дел, мы продолжим разговор в следующих номерах. |