|
Константин Маскаев
Куда отнести аттестат о среднем образовании - вопрос не праздный. По статистике, примерно 80 процентов выпускников казахстанских школ предпринимают попытки продолжить обучение и получить хотя бы одно высшее образование. Об этом обычно судят по числу заявок на сдачу ЕНТ. Стартовые амбиции примерно половины не будут реализованы, по крайней мере, в первый год. Такова практика. Тем не менее около 100-120 тысяч молодых казахстанцев в этом году станут абитуриентами
Как ни крути, но российское образование на постсоветском пространстве считается самым качественным и престижным. Увы, но к диплому иного казахстанского вуза работодатель отнесется с сомнением. Не без оснований. У выпускника зарубежного вуза больше шансов занять хорошую позицию в компании. Но и в компании от обладателя такого диплома ждут эффективности: инициатив, инноваций или хотя бы компетентной отдачи. К тому же, особенно в последние годы, казахстанская экономика испытывает потребности в реальных, а не мнимых специалистах. Поэтому казахстанцы, окончившие российские вузы, все чаще возвращаются в Казахстан и находят себе применение по специальности. Перспективы открыты, “хороший” диплом обеспечивает свободу выбора.
Более того, примерно к третьему курсу - когда качественные характеристики студента уже не вызывают сомнений - он может стать стипендиатом конкретного работодателя. И даже заниматься исследованиями, изысканиями и разработками в пользу своего будущего.
Детальная информация об образовательных учреждениях, ведущих обучение граждан иностранных государств в России, представлена на сайтах:
www.dis.informika.ru
,
www.russkiymir.ru
Ежегодно, начиная с 2003 года, между Казахстаном и Россией действуют межправительственные договоренности, в соответствии с которыми российская сторона выделяет образовательные гранты для обучения граждан Казахстана. Например, в 2010/2011 учебном году выделялись гранты на 100 мест. Помимо грантов у казахстанцев сохраняется возможность на общих основаниях поступить в российский вуз на бюджетную форму, о чем ниже. Но это путь для самых целеустремленных и подготовленных.
Также в 43 российских вузах проходят подготовку стипендиаты программы “Болашак”. Сейчас на обучении по данной программе находятся 333 казахстанца.
Всего же (по данным МИД РК за 2009 год) в вузах на территории России обучалось около 15 тысяч казахстанских студентов. Данные не самые свежие. Учитывая тенденцию к росту, можно уверенно говорить, что сегодня эта цифра еще увеличилась.
Следует также учитывать, что диплом российского вуза можно получить и в Казахстане. С 1998 года действует Казахстанско-Российский университет с филиалами в 16 крупных городах Казахстана. Сегодня на территории республики также расположены филиалы следующих российских высших учебных заведений: Московская Академия труда и социальных отношений (г. Алматы); Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (г. Алматы); Тюменский государственный нефтегазовый институт (на базе Павлодарского государственного университета); Московский институт экономики, финансов и статистики (г. Усть-Каменогорск); Челябинский государственный университет (г. Костанай).
|
“Знание, свобода, процветание” - не только девиз вуза, а жизненная установка |
Есть и такая возможность: обучаясь в родной средней школе, параллельно получить аттестат о среднем образовании в России. С 2001 года на базе школы № 548 в Царицыно (Москва) функционирует “Открытая Русская школа” (ОРШ), которая ведет дистанционное обучение по программе российской средней школы. Обмен информацией с преподавателями, доступ к учебным материалам через интернет. Программа действует в Молдавии, Латвии, Узбекистане, Казахстане и Туркменистане. По окончании обучения школьник сдает государственную итоговую аттестацию, в том числе в формате ЕГЭ (российский аналог ЕНТ), единого госэкзамена, в Москве. Обучение платное. Но ОРШ обеспечивает экзаменующимся проживание в российской столице, что бывает очень важно.
Ниже дается обобщенная, исключительно полезная как для абитуриентов, так и для родителей информация о том, как проложить дорожку в российский вуз.
Некоторая часть казахстанцев, кто намерен поступать в зарубежные вузы, отказывается от национального тестирования. Они считают, что тем самым смещают вектор усилий в сторону подготовки к вступительным экзаменам либо к сдаче.
Для сдачи ЕГЭ можно обратиться в консульские учреждения Российской Федерации на территории Казахстана, которые должны обеспечить условия для сдачи. На практике это происходит далеко не в каждом городе, где есть российские консульства. Поэтому другой и более надежный способ - приехать в любой вуз в любом удобном для посещения российском городе и сдать ЕГЭ там. С результатами ЕГЭ можно затем поступать в любой российский вуз, независимо от того, в каком городе он расположен.
|
Победитель программы “Умник” (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Георгий Мамонтов уже занят в реальной экономике |
Самый же незамысловатый способ - ехать в вуз с аттестатом о среднем образовании в кармане и багажом знаний в голове и проходить вступительные испытания на общих основаниях. Минус этого способа в том, что результаты экзаменов в конкретном вузе - в другом вузе могут не принять.
Но даже пройдя только ЕНТ в Казахстане, можно отправляться в Россию и проходить стандартные для каждой специальности или факультета вступительные испытания. По словам директора Центра управления контингентом студентов Томского политехнического университета Бориса Кадлубовича, практика показывает, что успешно прошедшие ЕНТ в Казахстане, затем уверенно справляются со вступительными экзаменами и даже претендуют на бюджетную форму обучения. Шансы определяются результатами испытаний. Гражданство претендентов в этом случае роли не играет. Это касается граждан ряда республик бывшего СССР, среди которых есть и Казахстан. Существует соответствующее межправительственное соглашение. То есть, в большинстве российских вузов абитуриенты - граждане Казахстана, могут рассчитывать на равные условия с россиянами.
Понятно, число бюджетных мест, в том числе и для россиян, ограничено. Поэтому далеко не каждый абитуриент претендует на обучение за счет бюджета. Но ничто не мешает, сдав вступительные экзамены, заплатить за обучение на контрактной основе - в одном ряду с другими россиянами и иностранцами. Следует лишь усвоить, что обучение на платной основе не освобождает студента от усердного постижения наук. Отстающему контрактнику в российском вузе дается срок максимум в два семестра, чтобы поправить дела. Затем следует отчисление. В старейшем в Сибири Томском госуниверситете, где мне недавно довелось побывать, недвусмысленно разъяснили, что репутацией вуза дорожат. Понятия вроде “развести сессию за деньги” тамошних преподавателей просто шокируют и оскорбляют. Можно надолго испортить отношения.
|
“Умник” - теперь не прозвище, а оценка конкурентоспособности |
В последние годы российские вузы все активнее предлагают программы обучения иностранных граждан. В данном случае казахстанцы - иностранцы весьма условные. Общая культурная и языковая среда, история, сходное общественное устройство дают свои преимущества. Поэтому едут казахстанцы поступать и в такие отдаленные центры, как Москва или Санкт-Петербург, и в города поближе: Омск, Новосибирск, Тюмень, Красноярск, Воронеж, Томск, Барнаул.
В качестве примера возьмем МГУ имени Ломоносова. В уставе самого известного вуза СССР записано положение, согласно которому любой человек, не имеющий высшего образования, может стать студентом университета, успешно сдав экзамены на общих основаниях. Другими словами, если абитуриент владеет русским языком и имеет достаточный уровень подготовки, он может рассчитывать на поступление в вуз наравне с гражданами России.
Став студентом, он так же, как и остальные учащиеся, претендует на место в общежитии и государственную стипендию. Что касается проживания, то тут казахстанцы даже в более выгодном положении, чем иногородние россияне. В МГУ, как и в других российских вузах, для иностранных студентов предусмотрено компактное размещение.
Понятно, что такая политика любого российского вуза связана со стремлением привлечь наиболее сильных русскоязычных студентов. На сегодня примерно каждый пятый студент МГУ является иностранцем.
Территориально наиболее интересны для казахстанцев традиционные университетские центры за Уралом. Полученное там образование не только не уступает московскому аналогу, но в некоторых случаях превосходит его по качеству (как, например, механико-математический факультет Новосибирского государственного университета или ряд факультетов Томского политеха). Технари, окончившие университет в Томске или Новосибирске, имеют все шансы сделать успешную карьеру как у себя на родине, так и в России или в любой другой стране.
Неплохим потенциалом обладают и дальневосточные вузы, однако поступление и обучение там крайне осложнено из-за огромных расстояний.
фото автора |