|
Константин Маскаев
Отважный прыжок австрийского парашютиста из стратосферы, с высоты 39 километров от поверхности Земли, то есть с высоты границы космического пространства, оказался новостью, которую до сих пор обсуждают в телеэфирах и подают как сенсацию. В наше время человека мало чем можно удивить. YouTube иной раз такое покажет! Тем не менее случай из разряда “штучных”, который не только разрушает очередную границу возможностей “человека безбашенного”, но и демонстрирует уровень развития человека разумного: без технологий, соответствующего снаряжения и оснащения у Феликса Баумгартнера было бы очень мало шансов
И хотя это не первый космический полет, и даже не первый стратосферный прыжок с парашютом, австриец побил сразу несколько мировых рекордов: максимально высокий на сегодня подъем человека на стратостате, самый высотный прыжок с парашютом и самое быстрое свободное падение, во время которого спортсмен преодолел звуковой барьер. Скорость в фазе свободного падения зафиксирована на отметке 1713 километров в час. Феликс не раскрывал парашют 4 минуты 20 секунд.
О том, с чем сталкивается человек на экстремально больших высотах и скоростях, я попросил рассказать тех, кто в теме. То есть людей опытных. Старший тренер сборной команды Казахстана по альпинизму Ерванд Ильинский признает, что происшедшее было сопряжено с определенным риском, и отдает должное смелости австрийца. Однако обращает внимание на то, что от воздействия внешней среды австрийца защищал специальный костюм, скафандр. Для дыхания Феликс использовал кислород. А на реализацию всего плана ушло два с половиной часа. Альпинисты, которые гораздо дольше находятся в условиях низких температур и дефицита кислорода, подвергают себя более серьезным испытаниям.
Ерванд Тихонович, как человек советской еще школы и закалки, напоминает, что первые стратосферные прыжки с парашютом с высот около 30 километров произвели в Советском Союзе со стратостатов “Осоавиахима” в 30-е годы XX века. Он убежден, что тем отважным ребятам было куда сложнее, учитывая уровень технологий того времени. Он также обратил внимание на то, что первые космонавты возвращались на Землю не в спускаемых модулях, а в скафандрах, так же, как Феликс, пролетали стратосферу, входили в плотные слои атмосферы и затем раскрывали парашют.
В качестве примера, который действительно заинтересовал Ерванда Тихоновича, он привел случай с австрийской же парашютисткой, которую восходящими потоками случайно вынесло на высоту примерно 14 километров. В условиях кислородного голодания, низкого давления и экстремально низких температур девушка провела без сознания несколько минут, но все закончилось благополучно. Спортсменка получила лишь легкое обморожение и чудесным образом избежала тяжелых последствий. По словам Ерванда Тихоновича, он “отключился” в барокамере в условиях 10 километров над уровнем моря. Так что, Феликс Баумгартнер, конечно, рекордсмен и где-то даже герой, но бывает и круче.
Весьма сдержанно оценивают достижение австрийца и казахстанские военные пилоты, летающие на сверхзвуковых скоростях. Да, признают они, полет на достигнутой скорости не на борту воздушного судна, а “пешком”, это любопытно и внушает уважение, но организм военного летчика подобные перегрузки испытывает довольно часто.
По-достоинству оценить поступок Феликса Баумгартнера могут только сами парашютисты. Руководитель Спортивной парашютной команды Министерства обороны РК Леонид Дудкин говорит, что следил за подготовительными прыжками австрийского коллеги, ему известны технические детали всего плана, и он оценивает эксперимент как достойный, опасный. Леониду очень хорошо понятно, какую подготовку должен пройти спортсмен, чтобы совершить подобное.
А вот хорошо известная в Казахстане и за рубежом спортсменка и военная парашютистка, многократный призер международных соревнований, мастер спорта по парашютизму
Бибигуль Рамазанова не отказалась бы и сама совершить такой прыжок. Она припоминает, как несколько лет назад в Казахстане вроде бы готовился стратосферный прыжок с высоты 35 тысяч метров. Во всяком случае, ей, как опытнейшей спортсменке, предлагали принять участие. Но проект не осуществили.
Наибольшая высота, с которой совершала прыжки Бибигуль Рамазанова, - 5 тысяч метров от поверхности Земли. С таких высот прыгают, например, в Фергане. Учитывая высотное расположение Алматы над уровнем моря, здесь максимальная высота для прыжков составляет 4 тысячи метров от поверхности Земли. Но и на такой высоте уже трудно дышать. За рекордами же высотных прыжков парашютисты всего мира едут в Таиланд и соседние страны. Там прыгают с 6 тысяч метров, используют баллонный кислород.
Что касается скорости свободного падения при прыжках, обычно она составляет около 50 метров в секунду (180 километров в час), но достигает и 80 метров в секунду (288 километров в час), когда это касается уровня “профи” спортсменов. Бибигуль наблюдала попытки российских спортсменов поставить рекорды скоростей свободного падения с использованием гиревого балласта. В такие моменты парашютист рассекает пространство строго вниз головой, называется это лететь “на кола” (произносится с ударением на “а”).
Автоматика же парашюта “считает” штатным полет, если спортсмен проходит точку высоты 1200 метров со скоростью 50 метров в секунду. Если она выше, парашют откроется принудительно.
Современные парашюты для свободного падения - вероятно, именно им пользовался Феликс, допускает Бибигуль, - меньшей площади, чем те, что используются для точного приземления. Они раскрываются постепенно и значительно мягче “принимают” спортсмена, позволяют избежать динамического удара. Раньше, говорит Бибигуль, на точность и на свободное падение использовался один и тот же парашют. Спортсмены неизбежно получали травмы при резком замедлении скорости спуска после раскрытия купола.
Мои личные дилетантские впечатления от просмотра видеопрыжка Феликса Баумгартнера сосредоточены на той потрясающей картинке, которую мы имели возможность наблюдать посредством расположенных на стратостате видеокамер. Это вам не картинка в иллюминаторе пассажирского самолета. Вот Феликс сидит даже не в корзине, а на чем-то напоминающем табурет, а под ним распростерта наша планета. С этой высоты она явно круглая и вполне объятная: не пролететь бы мимо! Над головой испытателя космос, внизу - все, что мы имеем в качестве осязаемого материального мира. Кажется, что с этой точки открыты все направления. Это иллюзия. Через мгновение притяжение Земли увлечет спортсмена вниз, в полном соответствии с законами традиционной физики тел. Крайние секунды, чтобы решиться на возвращение. Собственно, ради него все и затевалось. Феликс покидает свой неуютный “стульчик” и устремляется домой. Спасибо!
Скорость звука при температуре 0 градусов по Цельсию составляет 1193 километра в час. Первый стратосферный прыжок осуществили в 1930 году. |