|
Юлиана Жихорь
Перспектива дефицита питьевой воды продолжает будоражить казахстанское сообщество. Постепенное обмеление озер и рек грозит в самом ближайшем будущем поставить крупнейшее государство Центральной Азии на грань экологической и экономической катастрофы. Если, конечно, не предпримут экстренные меры по, с одной стороны, урегулированию вопроса деления трансграничных рек, с другой - поиску новых источников воды
Как Китай
водой “рулит”
Мы уже писали о проблемах, которые возникли в Казахстане из-за неурегулирования трансграничных с Китаем рек Иртыша и Или. Ученые прогнозируют, что при реализации всех планов КНР по развитию Западного Китая экологическая катастрофа угрожает как Казахстану и лежащей ниже по течению рек России, так и всему миру в целом - таяние ледников Тибета грозит оставить землю без одного из главных запасов пресной воды.
Впрочем, вопрос сохранения экосистемы Тибета - это тема для переговоров не только Казахстана и Китая. КНР видит в Индии геополитического конкурента в регионе и, как и следует ожидать, ищет “чувствительные” точки, чтобы удержать свое лидерство. В том числе и в водном вопросе.
Сегодня Тибетский автономный район (ТАР) Китая - один из основных доноров крупнейших рек, протекающих как на территории КНР, так и на территории Индии. Общий запас водных ресурсов Тибета оценивается в 40 тысяч раз больше, чем на остальной территории Поднебесной. (Сегодня Пекин всерьез задумывается над реализацией глобального проекта по переброске воды “с юга на север” - некий аналог советской идеи поворота сибирских рек в Среднюю Азию.) А значит, учитывая грандиозную Стратегию масштабного освоения Западного Китая, включающую в себя развитие водно-энергетического потенциала, можно уже сейчас предположить, что реки, стекающие в сторону китайско-индийской границы, ждет та же печальная участь, что и Или с Иртышом. Уже сейчас Пекин активно проводит меры по улучшению инфраструктуры ТАР, в их числе и строительство двух гидросооружений: Чжикун на реке Лхаса (одной из рек, питающих Брахмапутру) и Шицюаньхэ, расположенного в верхнем течении реки Инд.
Кроме того, КНР планирует соорудить крупнейшую в мире платину Great Bend на одном из пяти основных притоков Брахмапутры - реке Ярлунг-Цангпо.
По сути, сегодня Пекин рассматривает Тибетское плато исключительно как личную собственность. При этом он абсолютно не берет в расчет мнение государств, находящихся ниже по течению рек, берущих начало на этом плато (то есть не следует международным правилам). А именно оттуда вытекают Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Инд и Сатледж - крупнейшие реки региона. В бассейне этих рек проживают около двух миллиардов человек. Ученые подсчитали, что чистый гидрологический поток водных ресурсов Тибета составляет приблизительно 6 процентов всего годового водостока Азии и 34 процента от общего объема водных ресурсов рек Индии.
Интересно другое. Так же, как и в ситуации с Казахстаном, проблемные вопросы использования трансграничных рек (ТГР) между Китаем и Индией практически не обсуждаются на высшем уровне. Несмотря на инициативы индийской стороны по запуску переговорного процесса по ТГР и созданию совместной комиссии, китайские власти под различными предлогами оттягивают рассмотрение этой инициативы. На сегодняшний день между сторонами осуществляется обмен данными по ТГР только в сезон наводнений для того, чтобы своевременно предотвратить возможные масштабные разрушения и жертвы по обе стороны границы в результате стихийных бедствий.
Одновременно с этим Китай всячески отказывается от ратификации международных конвенций, обязывающих при использовании стоков трансграничных рек учитывать мнение стран ниже по течению.
Уже сейчас эксперты предрекают перспективу перерастания пограничного водного конфликта в немирный политический. Пока же остается лишь одно - всем странам, у которых Китай забирает воду (включая Индию, Казахстан, Россию, Пакистан, Бангладеш и Непал), активнее вовлекаться в переговорный процесс по согласованию “общего тона разговора” с Поднебесной. Ну а ООН пора бы уже всерьез задуматься о последствиях для всей мировой экологии, которыми грозят экономические планы КНР по использованию водных запасов Тибета.
Альтернативный
вариант
для Казахстана
Пока “разборки” по трансграничному водному сотрудничеству с Китаем зависли на уровне ожидания, Астана срочно изыскивает альтернативные уже известным источники питьевой воды.
В конце декабря мажилисмен Андрей Бегенеев обратился к премьеру с депутатским запросом, в котором помимо всего прочего интересовался, насколько в Казахстане изучены, разведаны и подтверждены запасы подземных вод и насколько они перспективны на будущее?
Ответ Серика Ахметова не обрадовал.
Сегодня в республике разведано 1552 месторождения подземных вод общим объемом 42,2 миллиона кубометров в сутки. Из них для хозяйственно-питьевого водоснабжения - лишь 13,7 миллиона (для производственно-технического - 2,1 миллиона кубометров, орошения земель - 18 миллионов).
Если верить данным отечественной науки, то сегодня самой водообеспеченной (имеется в виду наличие подземных пресных вод) областью страны считается Алматинская. Вслед за ней по убыванию следуют ВКО, Павлодарская, ЮКО, Актюбинская области. “Крайне ограничены ресурсами (водными. - “НП”) Акмолинская, Западно-Казахстанская, Атырауская и Мангистауская области”. Последние две весьма спорны - например, в Арабских Эмиратах давно научились извлекать в нужном объеме техническую пресную воду (в том числе для орошения) из вод Персидского залива.
При этом в правительстве считают, что “республика имеет большие перспективы по 3-кратному приросту запасов подземных вод”: “По результатам гидрогеологических исследований, в 2004 году прогнозные ресурсы составили 100,5 миллиона кубометров в сутки, в том числе пресных подземных вод - 63 миллиона кубометров в сутки”. Однако следует учитывать общее состояние водных ресурсов в Казахстане на текущий момент. “НП” уже писало о том, что в последние годы наблюдается резкое уменьшение уровня многих озер, питающихся из подземных источников. А это означает, что громкие заявления правительства по “трехкратному росту” могут оказаться несостоятельными.
В общем, как ни крути и не изыскивай “внутренние резервы”, без дополнительной подпитки трансграничными реками Казахстану никак не обойтись. А значит, необходимо изыскивать дипломатические или другие способы договориться с жадными до воды соседями.
Астана |