|
Ольга Шишанова
Еще несколько лет назад казахстанские интернет-магазины было сложно назвать серьезными представителями электронной коммерции, да и количество их особо не впечатляло. Сегодня же все больше казахстанцев пытаются приобщиться к виртуальному шопингу
Использовать интернет не только в качестве рекламного инструмента, но и в качестве дополнительной торговой площадки оказалось не только выгодно, но и удобно. И сегодня уже никого не удивить online-покупками, причем продавать умудряются все - от фотографий и бытовой техники до программного обеспечения, от коробки спичек и фильмов до одежды и недвижимости.
В то же время, в силу разных причин, сегодняшние отечественные интернет-магазины пока не совсем соответствуют тому, что они должны собой представлять на самом деле. Или хотя бы тому, что представляют собой их зарубежные аналоги.
Впрочем, как отмечают специалисты, это неудивительно, поскольку рынок интернет-торговли, несмотря на то, что существует он на протяжении нескольких лет, в Казахстане все еще в зачаточном состоянии. Это подтверждают и данные объемов интернет-продаж, которые в 2011 году составили 240 миллионов долларов, в 2012-м - по предварительным подсчетам, едва достигли отметки в 300 миллионов долларов.
Для сравнения - ежедневно полмиллиарда граждан Китая совершают покупки в сети на сумму почти два миллиарда долларов.
В то же время, по мнению специалистов, дело еще и в количестве “настоящих” ресурсов, поскольку интернет-магазины - это не группы в соцсетях, которые более похожи на интернет-киоски, и чья задача - заказ и доставка в Казахстан вещей по списку из интернет-магазинов других стран.
Классический интернет-магазин - это сайт, ориентированный на предварительный заказ определенного выбранного товара, на который должна быть указана четкая цена не только на этом сайте, но и возможность сравнения расценок желаемого товара на других сайтах продаж, а также отзывы о нем. Кроме того, на сайте должна быть функция “корзины” и возможность оплаты для покупателя несколькими удобными для него способами на выбор. Кроме того, покупателю также должен быть предоставлен выбор доставки и просмотр статуса заказанного товара, в буквальном смысле - “от двери до двери”.
Но отечественные предприниматели, как отмечают эксперты, не горят желанием освоить рынок e-commerce. Большинство из них попросту не представляют, что для этого необходимо, хотя бы в первое время, которое специалисты называют самым трудным.
Тем временем, на слабо освоенный казахстанский интернет-рынок приходят российские игроки, которые не только начинают занимать пустующие ниши, но и наращивают объемы продаж. В качестве примера можно привести онлайн-гипермаркет Ozon, который вот уже несколько лет занимает одно из ведущих мест на российском рынке электронной коммерции, причем более трети оборота ресурс генерирует за счет продажи книг - той самой отрасли, которой некоторые эксперты предсказывают сегодня быстрое угасание.
Также, согласно исследованиям компании Forrester Research, список лидеров по перспективе развития e-commerce дополнили Польша, Украина и Турция. В Южной Америке лидирует Бразилия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Китай.
Что касается нашей страны, то на казахстанском интернет-рынке, как отмечают эксперты, много пустующих ниш, много возможностей и три основные проблемы.
Во-первых, это вопрос доверия покупателей к интернет-магазину как структуре, во-вторых, закрытие карточек для интернет-транзакций большинством банков, в-третьих - слабая логистика.
А пока, по оценке экспертов Forrester Research, аудитория интернет-магазинов в США и Канаде в ближайшие пару лет обещает увеличиться на три процента, в Европе - на 20 процентов. Соответственно, к концу 2014 года, согласно прогнозам аналитиков, всемирная аудитория интернет-магазинов должна вырасти до 2,32 миллиарда человек.
Астана |