|
Декабристки
Русские и казахи. А история - река. Столько в ней замешанного. Вспоминать надо лишь хорошее.
В детстве моими друзьями были русские мальчуганы. На севере, где казахов было немного, нас называли казачатами. Повзрослев, осознал - это было оскорбительно. Но что с юнцов возьмешь. Какое зло? Дети его не таят.
Женами великих казахов начала ХIХ века были русские. Оставили они о себе добрую память, сполна разделив трагическую судьбу мужей. Елена Севостьянова - жена Алихана Букейханова, Мария Горина - Мустафы Шокая, Ольга Колоссовская - Жаханши Досмухамедова, Александра Ивановна, нареченная Бадрисафой, - Ахмета Байтурсынова...
Все они приняли фамилию мужа.
Почитаем русских историков - писателей Костомарова, Ключевского, Платонова, Соловьева... И мы узнаем немало обратного - русские князья охотно брали в жены казашек. И отнюдь не по принуждению. Все, кто за 250 лет хлопотал в Орде ярлыки на отчину свою (никакого ига по сути не было, плати мирную дань - и господствуй в уездных княжествах), порой припеваючи проживали в ханской ставке по нескольку лет, - разве могли пройти мимо волооких пери. Всесильный хан Узбек отдал в жены даже сестру свою Кончаку за князя Юрия - внука Александра Невского. Было это в 1315 году, и красавица Кулыншак сама приняла имя Агафья. На Тверской - главной улице России - рядом с памятником Долгорукому молча ставлю памятник казашке, вознесшей имя и деяния мужа...
32 года своей жизни Алихан Букейханов (1866-1937) находился под сыском - спецслужбы и старой, и новой власти не оставляли его ни дня без присмотра. Дважды приговоренный к расстрелу, он сидел в тюрьмах Павлодара, Омска, Семея, ссылался в Самару. Одна Бутырская тюрьма в Москве чего стоила.
И рядом все эти годы была верная Елена.
...Путь к свободомыслию связан с духом декабризма - и русским, и казахским. Общие корни символичны. И история - река тому подспорье.
В любом правом деле важно искать и женское начало...
Широка большая река
“Кең болсан - кем болмайсын!” - “Широк душой - да не оскудеет рука дающего!” Верю почему-то в неоспоримость этого народного постулата. Хотя кто знает - нет вещей праведных лишь.
Но я и верю, и следую в своей повседневности этому правилу. Речь все-таки о широте души, о незаскорузлости сердца, открытости и вере ближним.
Слышу в ответ: люди ведь разные, по большому счету, идеальных нет среди них. Доброе и злобное соседствуют в каждом. “Будь как все”.
Да, идеальных среди нас уж точно нет. Но “как все”- не желаю. И в перевес добрых начал верю. Человек, который кеѓ (широк), он, как правило, незлопамятный, понимающий, контактный, сострадательный. Самое главное - добрый. С таким нет проблем.
Правда, этого человека, который кеѓ, можно обидеть, зачастую одурачить, воспользоваться им в своих целях. И делают это, думая: а что с ним может статься? Перебьется.
И это, конечно, нехорошо. И все же человек-кеѓ и впрямь большая река в веках - несет свои воды неумолчно, смывая наносное, даря жизнь, в конечном счете.
Уверяю, все-таки это лучше - быть ћазаћша кеѓом. Испытано собой. И проверено. А там видно будет. Ћџдайдан келуге тиiс. Надеяться всегда лучше.
А кенты, увы, как были, так и остаются кентами...
Баксы жизни
За двадцать лет новой жизни столько перемен. Вспоминается вчерашнее - очереди с домочадцами за маслом и прочим съедобным, сдача пустой тары, бумаги в обмен на книги, отсутствие той же бумаги на собственные нужды. Помню, как объехал пол-Москвы, чтобы найти так необходимую для диссертационной работы пачку качественной финской бумаги... Деньги есть - купить нечего.
В памяти не нуждается сегодняшнее - очам виднее жизнь борзых и нуворишей. Особняки, блестящие авто и девочки, выбор магазинов. Живи - не хочу. Были бы деньги.
В новые времена случилась элементарная домашняя кража. Бесшабашность, излишняя открытость, ашык-аузен (ротозейство) - тому виной. Накопленные баксы, прочий домашний скарб как ветром сдуло.
Деньги лишними не бывают, равно как и не пахнут, естественно. А тут утеря, равноценная закордонным вояжам - отдыху с семьей.
Терзание - здоровью вред. Пришло смирение, забылось, заросло. Вору уготовано подзаборье и проклятье. Но, собака, проживет ведь дольше праведных. Лишь это обидно...
Возможно, жизнь - тлен, деньги - зараза. На отнюдь нелишние возможности покупаю перед Новым годом ребенку елку со всеми причиндалами ей необходимыми. Полон дом Китая, лишней елка не стала. Ребенку - в радость, отец в кои годы - Дед Мороз. В бесхитростный день привнесены новые краски.
...По телевидению выбираю программу об импрессионистах. Мне это ближе - Моне, Ренуар, Писсарро. Перед сном - книга, сегодня это Коран, осмысление аятов в прекрасном переводе арабистки Шидфар. Нюхаю спящую дочь, ее сон, наверное, тот же повседневный кумир - певица Нюша.
Жизнь, оказывается, имеет свойство продолжаться...
Мера
О, Алла, всезнающий Гер-ага (білгір Бельгер) утверждает в своих мудрых заметах, что по крайней мере 30 современных бумагомарак считают себя национальными Шекспирами. Мания величия поистине не знает границ.
Стыдобище. Ұяттық ұяты. В таких случаях выражаюсь - “не просто мыркымбайство, а полное”.
Как ни крути, истина в одном - ни один соплеменник за последние полстолетия не стал вселенски знаковым. Казахи - народ бесспорно талантливый и способный, но сплошными гениями он не может разродиться. Такого в природе просто не бывает. Приемлешь ли, о благородный разум, подобный довод?
Но вот на днях коллега презентовал пустой десятитомник. В советские годы (модно сегодня хулить то время) из них в результате выжимки состоялась бы лишь более-менее стоящая брошюра. Но времена и амбиции другие. В предисловии к многотомному опусу автор загодя оговаривается, что цифра десять отнюдь не предел, ждите, дескать, продолжения. Вот так мы живем сегодня в тине повседневной экспансии беспредельного чудотворящего мозга.
Умудренный жизненным опытом, зачастую горьким, ухмыльнется. Но не будет он давать совета. Назидания и советы бесполезны, они не впрок доморощенному величию. Затаит обиду, станет душманом, а то и жития не даст. Подумаешь - одним Шекспиром станет больше. Оно-то так, но за “гением” шлейф ему подобных. Их немало, счет может идти на сотни.
Что ни говори, а приятно жить в стране уникумов. Поскольку их целая орда, иногда и себя попутно причислишь к ним.
Есть хорошие бытовые слова. Одно их них - қанағат, другое - тәуба. Если попроще - спасибо жизни за жизнь. Большего и не прошу. Это и есть бесхитростный перевод указанных слов.
Да довольствуется непросящий многого!
Калитка
Вроде нет смысла держать книги дома. Былой антураж совковых лет нынче не в моде. Книжная мудрость теперь в памяти компьютерного мозга.
Но мозги мозгам рознь. И общий уровень познания упал. Сегодняшняя поросль не напрягается: зачем книги, когда есть интернет. Письменные работы более высокого свойства: дипломная, диссертация - до уныния похожи друг на друга, кочуют из страны в страну. Пара других вопросов - и знание авторов сих опусов тотчас рушится, сами не знают толком, о чем же речь в якобы собственных творениях.
Подобным заимствованием не обделена и школа. Отписка в форме рефератов, аккуратно скаченных с того же интернета.
Кому это надо? Надо, раз напряга никакого. Да и образование в своей стране не в почете. Понимаю и завидую, юнец мир посмотрит, языком чужим овладеет, порой в совершенстве, в ущерб даже родному. И так ли важен тогда умственный потенциал, который должен идти от корней, знаний, книги, от калитки родного дома. И так ли важна собственная страна...
...Глобализм. Есть теперь и такой термин. Но пахнет ли сим мудрым словом, когда кондуктор по дороге на работу (это повторяется изо дня в день) объявляет следующую остановку. А она, оказывается, носит имя Розы Бакиевой. Пусть непроизвольно, пусть по недомыслию, но на том свете аунайды (переворачиваются) по двум поводам: когда с честью вспоминают, либо когда ушедших из жизни обижают.
А как вам такое из жизни высшей школы. Альтернативные ответы на вопрос: “Где родился Шокан Уалиханов?”: юрта, телега, аул, пустыня... Составитель забыл еще и станцию метро, я бы посоветовал конкретную - “Алма-Атинскую” в Москве.
В жизни немало и смешного, и горького. Если все дороги нынче ведут в Астану, то главная из них - подлинное познание и совершенствование собственного мозга.
Что слаще: дым родного очага, то бишь калитка, иль умная книга?
Сладкого в повседневности все-таки больше... |