|
Дамира Балтабаева
Певица Асем - рок-мечтательница в прошлом и этнофилософ в настоящем.
Несмотря на кардинальную смену имиджа, это все та же юная девушка с длинными косами и неуемной музыкальной энергией.
По ее собственному убеждению, основное отличие между прошлым и будущим - сегодня Асем стала взрослее и ближе к народу
- Асем, когда мы виделись с Вами в последний раз, Вы были увлечены работой над новым этнопроектом “Тенгри”. Как продвигается Ваша деятельность на ниве народной музыки?
- Этот год для коллектива “Тенгри” оказался очень продуктивным. Мы гастролировали по всему Казахстану, а также приняли участие в нескольких музыкальных телевизионных проектах. Меня стали приглашать не просто как рок-певицу, а именно в составе этногруппы. То есть у нас была возможность убедиться в том, что слушателям интересна народная музыка.
Мои коллеги по цеху теперь часто подходят ко мне и говорят: “Асем, ты нашла себя. Тебе это очень идет”. И, конечно, приятно слышать такое и от простых людей.
За этот год мы подготовили материал для первого альбома этногруппы. В нашем репертуаре старые народные казахские песни, среди которых, впрочем, есть одна киргизская, неимоверно красивая. Что для нас самое важное в подаче этого ценного материала? Представить народное творчество так, чтобы песни не утратили своей души и при этом насытились свежестью нового современного звучания.
- В “рокерские” времена Ваша аудитория в основном состояла из молодежи. Сейчас же Вы ближе взрослому поколению?
- Вы знаете, раньше моя музыка тоже нравилась взрослым слушателям. Ведь мы нередко играли народные песни в роковой обработке. И если среди слушателей были люди старшего поколения, мы чувствовали, что они полностью одобряют наше творчество.
Сейчас, несомненно, я стала ближе к взрослому поколению, к пожилым людям. Мы играем песни, которые были у наших отцов на слуху. Мы с радостью отмечаем - наш круг слушателей стал шире.
- Состав Вашей этногруппы остался прежним?
- Да, у нас по-прежнему трио. Со мной кобызист Ерлан Сабитов и домбрист Абулхаир Абдрашев. Иногда мы приглашаем сессионных музыкантов и разбавляем нашу игру перкуссиями, звуками гобоя, бонгов и прочих интересных инструментов.
Ерлан-ага и Абулхаир помимо основных инструментов включают в нашу ритмическую палитру другие оттенки - игру на шан-кобызе, гитарные мотивы.
- В последнее время наблюдается такая тенденция - молодые музыканты охотно осваивают этнические инструменты, иногда довольно редкие и специфичные. И это несмотря на то, что у молодых сегодня есть возможность заниматься электронными направлениями музыки. С чем, по-Вашему, связан этот интерес к архаичному звучанию?
- Наш юный участник Абулхаир Абдрашев как раз из таких музыкантов. У него множество различных инструментов, а недавно он приобрел ситар и учится играть на нем.
Молодым музыкантам вообще свойственно находиться в постоянных поисках нового необычного звучания. Сейчас в современной музыке множество необычных звуков - люди увлечены африканскими, китайскими, кавказскими мотивами. А от электронного звука быстро устаешь.
К слову, для людей, играющих этно, это не просто музыка, это целая философия. Понимание этого направления гораздо глубже. Если ты играешь на древнем инструменте, ты обязательно захочешь узнать его историю, эстетику, окружавшую его в те времена. А если начнешь копать еще глубже, то обязательно обнаружишь схожие черты между архаичными инструментами различных народов, даже самых удаленных друг от друга. Это увлекает и затягивает.
- Недавно Вы приступили к совместной работе с творческой командой поэтессы и писательницы Карины Сарсеновой. Расскажите о Вашем совместном проекте.
- Сейчас мы работаем вместе с замечательным музыкантом, деканом консерватории имени Курмангазы Галымжаном Берекешевым. Он написал для меня красивую рок-балладу на стихотворение Карины Сарсеновой. Мне она, признаться, очень понравилась, в первую очередь благодаря стихам. В этой композиции есть надрыв, а я очень люблю эмоциональные трогающие за душу песни. Хотелось бы снять клип на эту композицию.
Вместе с Кариной Сарсеновой мы строим грандиозные планы, но пока не известно, получится ли их осуществить. Мы, в частности, задумали осуществить постановку на одной из театральных сцен города. Основная концепция - объединение музыки, поэзии, танца и актерской игры. Это, правда, пока только призрачная творческая идея, но, мне кажется, это должно быть достаточно интересно и необычно.
Многие характеризуют поэзию Карины как нечто достаточно сложное, философское. Мне же ближе женская сущность ее стихотворений. Я ее прекрасно понимаю и чувствую как женщина женщину.
- Помните, как Вы раньше энергично выкладывались на сцене во время исполнения роковых композиций? Это был драйв и своеобразный романтический мятеж. Сейчас же Вы играете умиротворяющую музыку. Как эта смена повлияла на Ваш характер и на образ жизни?
- Вы знаете, на самом деле эта перемена очень сильно повлияла на мою жизнь. Не говоря уже об образе жизни, который действительно стал более размеренным и спокойным. Мы все не молодеем, а взрослеем, и я, хочется верить, повзрослела. И в жизни, и в плане музыкальной деятельности.
В жизни каждого музыканта рано или поздно наступает момент, когда с относительно коммерческой музыки он переключается на то, что ему действительно нравится играть. Конечно, я не отношу то, что я делала до этого, к коммерции, это тоже шло от души. Но это условия роста.
Я не ставлю крест на рок-карьере, но могу с уверенностью сказать, что этномузыка сегодня - это то, что созвучно с моим внутренним миром. Чем старше становишься, тем больше хочется покоя. Ты не сможешь вечно скакать по сцене с гитарой, вечно молодой и пьяный.
Помню, как я впервые услышала игру Ерлана-ага на кобызе. У меня мурашки побежали по коже. Этот инструмент говорит с тобой, как живое существо, и в этом диалоге есть глубина и философия.
- К слову о философии, как Вы относитесь к повсеместной истерии по поводу конца света?
- И к этому я отношусь философски (смеется). Касательно нынешнего случая, то, на мой взгляд, это придумали умные люди для того, чтобы подстегнуть потребительские способности людей. Ведь даже в Казахстане мы сейчас наблюдаем за тем, как люди либо отрываются напоследок, тратят деньги, чтобы насладиться последними, как им кажется, днями, либо скупают консервы.
Вообще, верна поговорка “Чему быть, того не миновать”, потому нужно наслаждаться каждым днем, чтобы потом не спохватиться в последние дни перед каким-то вымышленным концом света.
Справка “НП”
Исполнительница Асем помимо музыкального образования имеет профессиональную кинематографическую закалку. Выпускница актерского отделения ВГИКа, она не упускает возможности сняться в кино и телевизионных проектах.
На ее счету, к слову, роль первой учительницы Президента Казахстана в фильме Рустема Абдрашева.
Совсем скоро ожидается выход на экраны сериала “Отцовский долг”, в котором Асем Копбаева исполнила одну из главных ролей. Этот сериал стал совместным продуктом Казахстана и Турции. Съемочная группа из Турции ранее работала над такими популярными у казахстанцев сериалами, как “Фатмагуль” и “Сулейман Великолепный”. В проекте заняты казахстанские актеры - артисты ТЮЗа имени Мусрепова и Театра имени Ауэзова. |