|
Ольга Шишанова
Благоприятная геополитическая обстановка Казахстана во многом может и должна способствовать развитию в стране такой отрасли, как туризм, развитие которого является одним из приоритетных направлений экономики страны. Однако неразвитость туристской инфраструктуры и невысокое качество сервиса привели к тому, что в настоящее время на Казахстан приходится менее одного процента мирового туристского потока
По миру
Сегодня туризм является одним из главных показателей развития экономики многих стран, особенно таких, как Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, привлекая предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности. Более того, на долю туристического сектора сегодня приходится около шести процентов мирового валового национального продукта (ВНП), семь процентов капитальных суммарных вложений, одиннадцать процентов мировых потребительских расходов и пять процентов всех налоговых поступлений. А в ряде европейских стран вклад ВНП туристской отрасли составляет от 15 до 35 процентов.
Развитию туристской отрасли за рубежом способствует отсутствие налогов на прибыль - в Эстонии, ОАЭ, либо гармонизация налогообложения в целом, как в странах Балтии. В Турции гостинично-туристский комплекс на 40 процентов дотируется государством, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены, а в Израиле до 30 процентов инвестиций в гостиничную сферу возвращается инвестору государством в виде прямых отчислений и налоговых льгот. В Мексике и на острове Тенериф созданы зоны франко - свободные от налогообложения, в Индонезии остров Бали признан свободной экономической зоной, что позволяет существенно снижать цены на туристские предложения.
По Шелковому пути
Чтобы успешно влиться в этот поток, Казахстану необходимо сделать упор на присущие только стране особенности, которые могут и должны быть востребованы, особенно зарубежными туристами.
Так, по мнению аналитиков туристической отрасли, Казахстану стоит обратить внимание на развитие культурного туризма на Шелковом пути - паломнического и традиционного и тесно связанного с ним экоприключенческого туризма, включающего в себя сафари, рафтинг, орнитологические путешествия, треккинг, альпинизм, охоту и рыбалку.
При разработке туристического продукта по этим направлениям необходимо учесть, что отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, требующая принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в “несезон”.
Мы - вам, вы - к нам
Формирование и развитие полноценной индустрии туризма в Казахстане, так же, как и во всем мире, прежде всего связано с привлечением иностранных туристов.
Однако, несмотря на туристический бум, охвативший республику в последние несколько лет, для иностранных туристов Казахстан по-прежнему остается terra incognita. Возможно, это связано с тем, что из существующих более шестисот туристских фирм республики лишь около 15 процентов занято организацией въездного туризма, остальные же работают на выездной, особенно на коммерческий шоп-туризм.
Поэтому, по некоторым оценкам, доходы от международного туризма в Казахстане составляют не более десяти процентов от потенциально возможных.
Рай в шалаше
Второй причиной, несмотря на великолепные туристско-рекреационные ресурсы, называют отсутствие в Казахстане современной туристской инфраструктуры - хороших отелей (многозвездочные отели в Алматы и Астане не в счет), различных видов транспорта, телекоммуникационных систем и в целом высокоразвитой сферы обслуживания, которая стала нормой жизни для западных туристов.
Однако подобное утверждение не всегда соответствует действительности.
Так, по данным опроса ЮНЕСКО, более 70 процентов всех туристов не нуждаются в “высоком” сервисе. “Во всем мире принята такая стратегия - туризм во многих странах развивается на основе непритязательных туристов, которые приносят в бюджет туристической отрасли львиную долю доходов, а уже потом, на основе этого, в значительной степени развивается локальная инфраструктура”, - говорит член ученого совета КазГео Илья Фишман.
Поэтому, по мнению специалистов, в развитии туристического сектора, в первую очередь, большую роль играет информация, и только во вторую - бюджетные вливания.
Деньги не в счет
Между тем денежные вливания не помешали бы реставрации туристических объектов республики, имеющих непреходящую национальную и культурную ценности, что, несомненно, благоприятно повлияло бы на развитие внутреннего туризма, который в большинстве развитых в туристском отношении стран дает от 30 до 50 процентов всех поступлений от туризма.
А пока из-за отсутствия должного внимания со стороны государства и финансирования отрасли по остаточному принципу продолжают разрушаться природные, культурные и исторические памятники, о которых никто не помнит - научный потенциал, который призван заниматься данным направлением, по словам специалистов, находится в зачаточном состоянии.
В сложившейся ситуации могла бы помочь Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстана на 2010-2014 годы, на реализацию которой выделили 4,2 миллиарда тенге.
Однако, по мнению Казахстанской туристской ассоциации, по прошествии двух лет с начала реализации программы существенных сдвигов в решении проблем отрасли замечено не было.
Не говоря уже о том, что Закон “О туристской деятельности в Республике Казахстан” требует серьезных доработок, поскольку не охватывает все стороны туристской деятельности и сведен лишь к регулированию финансовых, валютных и лицензионных отношений в сфере международного туризма, основным правам и обязанностям туристов, въезжающих в Казахстан и выезжающих из него.
Астана |