|
Ботагоз Омар
Потребительский рынок Казахстана заметно оживился, оправившись от последствий недавнего финансового кризиса. Это подстегивается активностью банков, предлагающих сегодня новые кредитные продукты, и ростом платежеспособности граждан.
В случае подтверждения опасений экспертов, говорящих о возможной второй волне кризиса, рынок вновь может охватить паника казахстанцев, скупающих все в страхе очередной девальвации. В развитых странах в случае кризиса, напротив, прослеживается картина замораживания средств и чрезмерной экономии граждан
Панические траты вместо
обдуманной экономии
Вспомним ситуацию осенью 2008 года, когда эксперты, а за ними члены правительства были вынуждены констатировать факт о том, что в страну пришел финансовый кризис. Тогда потребительский рынок в стране, вопреки всему, очень сильно оживился. Особенно заметно это было на рынке недвижимости, когда стоимость жилых “квадратов” в Астане и Алматы достигла своего ценового пика.
Казахстанцы стремились взять то, на чем в обычные времена хотели сэкономить: бытовую технику, золотые изделия, отправиться на отдых за рубеж, не говоря уже об одежде, технике и предметах домашнего обихода. Все это не случайно: при слове “кризис” люди советской закалки вспоминают рухнувшие рубли, потерянные сбережения и инвестиционные купоны, беспомощно напоминавшие о средствах, вложенных в предприятия страны, которой де-юре уже не существовало.
Девальвация весной 2009 года, когда народ в одно утро узнал о 25-процентной потере своих сбережений в тенге, показала, что предыдущие покупательские настроения щедрости были оправданными.
После этого рынок замер. Такая ситуация прослеживалась в 2009, 2010 и первую половину 2011 года. Тем временем медленно, но верно покупательская способность казахстанцев восстанавливалась. Но если власти страны объявят о второй волне кризиса, вполне вероятно, что ситуация с резким (можно сказать, паническим) всплеском может повториться.
В развитых странах Европы, которая, как известно, в настоящее время переживает кризис, складывается прямо противоположная картина. У них совершенно другой менталитет, европейцы начинают тратить тогда, когда чувствуют себя уверенными.
По данным The Wall Street Journal, долговой кризис заставил европейцев экономить. В июле индекс потребительской уверенности в Евросоюзе упал до минимального уровня 2009 года, а потребительские расходы жителей Франции, одной из наиболее стабильных стран Европы, во II квартале были на 0,2 процента меньше, чем в первом. Экономисты Euromonitor считают, что потребление будет сокращаться до конца текущего года: расходы потребителей на товары и услуги в Западной Европе снизятся на 0,9 процента, на еду - на 2,7 процента. Особенно европейцы откладывают большие покупки: по подсчетам Европейской ассоциации производителей автомобилей, в первом полугодии в еврозоне куплено на 6,8 процента меньше автомобилей, чем годом раньше. Кроме того, европейцы стараются в это время менять свои предпочтения, выбирая дискаунтеры вместо супермаркетов.
Ситуация
“устаканилась”
В нашей стране в настоящее время потребительский рынок уверенно растет. Здесь немаловажен вопрос финансового благополучия казахстанских граждан и наличие достаточного количества постоянных рабочих мест. Итак, обратимся к официальной статистике. За период 2006-2010 годов у государственных служащих заработная плата выросла на 142, у специалистов среднего и высшего уровня квалификации - на 129 и 119 процентов соответственно, у квалифицированных рабочих - на 117, у специалистов сферы обслуживания, ЖКХ и торговли - на 116 процентов.
Растущий уровень платежеспособности казахстанцев подтверждают данные Агентства по статистике по темпам розничного товарооборота, возросшего с 2005 по 2009 год с 1,408 до 2,551 триллиона тенге. Причем если изучить цифры по потреблению гражданами продуктов питания, то становится очевидным качественное улучшение.
В вопросе изучения потребительского рынка немалую роль играет и доступ к кредитным ресурсам. В 2000-е годы банки проявляли очень активную позицию в этом вопросе. Как результат, в 2008 году объем потребительского кредитования в Казахстане составил 424 миллиарда тенге, ипотечного - 650 миллиардов, объекты жилищного индивидуального строительства банки профинансировали на 85 миллиардов тенге. В итоге только за 2008 год сумма, выданная в качестве банковских кредитов, в полтора раза (!) превысила объем розничного товарооборота.
Как результат, в те годы иллюзия значительного роста благосостояния, подпитанная грамотной PR-политикой банков, обернулась ростом проблемных займов для банковской системы. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что страна уже почти оправилась от последствий кризиса 2007-2008 годов и начала заявлять о новых проектах (на том же рынке недвижимости - о запуске амбициозной программы “Доступное жилье-2020”), а банки снова начали проявлять активность на рынке кредитования.
При изучении потребительского спроса на перспективу особая роль отводится анализу демографической ситуации. Здесь у нашей страны демонстрируется уверенный рост. По данным официальной статистики, в период с 2001 по 2011 год в Казахстане рождаемость увеличилась на 68,2 процента. Причем, по мнению ученого-демографа МакашаТатимова, в ближайшие годы в Казахстане ожидается демографический взрыв, и пик этого явления может прийтись на 2012-2015 годы.
Развивающиеся страны станут более
расточительными
Последнее исследование HSBC показало, что человечество стоит на пороге глобальной потребительской революции. Аналитики, обнародовавшие недавно исследование-прогноз “Потребитель в 2050 году”, заявили, что более 40 процентов населения Земли, три миллиарда человек по состоянию на сегодняшний день, пополнят средний класс к 2050 году, и практически все эти люди - жители развивающихся стран. Эта группа будет потреблять до двух третей всех товаров и услуг (тогда как в настоящее время они покупают около 30 процентов от всего мирового потребления).
При анализе мировых тенденций не стоит сбрасывать со счетов Поднебесную. По подсчетам авторов исследования, средний ежегодный доход китайского рабочего до 2050 года вырастет семикратно - с нынешних 2500 до 18 000 долларов США. Это означает, что внушительная часть страны с населением в 1,4 миллиарда человек за 40 лет превратится в состоятельных граждан.
Авторы исследования сделали акцент на 17 странах, которые до 2050 года будут драйверами глобальной экономики. В докладе анализируются потребительские предпочтения населения этих государств. Эксперты отмечают, что развивающиеся страны уже сегодня активно адаптируют новые технологии, оборудование и управленческие навыки. Это приводит к росту производительности труда и реальных доходов населения. А это, в свою оередь, приводит к тому, то расходы на еду и другие базовые продукты занимают все меньшую долю в потребительской корзине жителей развивающихся стран.
Итак, эксперты HSBC предрекают серьезный сдвиг в географии потребления. Если развитые страны обеспечат менее двух процентов ежегодного роста потребительского рынка в ближайшие четыре десятилетия, то такие государства, как Россия, Китай, Индия, Филиппины, Перу и Малайзия, смогут демонстрировать ежегодное увеличение реальных доходов населения на уровне не менее 4 процентов. А значит, на рынках одежды, технологий, мебели и рекреационных услуг рост составит от 5 до 8 процентов.
Макроэкономические последствия бурного роста потребительского рынка будут касаться трех основных направлений. Во-первых, в развивающихся экономиках за потреблением потянется сфера услуг, которая перестанет быть чересчур уязвимой для конъюнктуры мировой торговли. Во-вторых, на первых порах случится всплеск потребления недорогих товаров с низкой добавленной стоимостью. Этот тренд по цепочке спровоцирует рост других развивающихся стран. Третье последствие касается Запада, которому придется подстраиваться под новое устройство потребительского рынка через возвращение экспортных позиций для смягчения глобального дисбаланса.
Рост реальных доходов обеспечит психологическую уверенность людей в завтрашнем дне. Это будет способствовать выработке долгосрочных стратегий обращения с личными капиталами, что спровоцирует увеличение спроса на здравоохранение, социальную сферу, страхование и финансовые услуги - их доля в расходах вырастет с 5 до 12 процентов. Для оценки масштабов вовлекаемых в процесс масс можно привести один пример: за последние 12 лет услугами частной медицины начали пользоваться 17 миллионов жителей Бразилии. Эта цифра сравнима со всем населением Нидерландов.
Астана
Если в 2005 году среднестатистический казахстанец в месяц покупал 3,3 килограмма мяса, то в 2009 году - 4,4.
Значительно увеличились и объемы потребления фруктов - с 3,0 до 4,0 килограммов на душу населения, рыбы и морепродуктов - с 0,7 до 0,8 килограмма в месяц за аналогичный период времени (2005-2009 годы).
При том, что потребление картофеля немного снизилось - с 3,9 до 3,5 килограмма. Его заменили на другие, более дорогие продукты. |