|
Наталия Цой
Наступивший учебный год принес старые проблемы, связанные, прежде всего, со здоровьем наших детей. Ведь нагрузка в школе вполне может составить серьезную конкуренцию загруженности взрослых на работе
Таким портфелем
врага убивать
Больше всего пугает тот факт, что эта самая нагрузка имеет несколько составляющих. Именно о них мы и поговорим.
Уверены, что каждый взрослый, чей ребенок пошел в школу, не раз удивлялся размеру и весу портфеля первоклашки. Оно и понятно - в нем все, что необходимо для приобретения знаний. Вопрос в другом: “Насколько оправдана такая тяжесть?”. Неужели нельзя внедрить какую-то щадящую систему, которая позволит сохранить здоровье школьников, при этом не ущемляя право на образование. Ведь иной раз портфель малыша может достигать 3-4 килограммов.
Почему, например, нельзя оставлять все учебники в школе в шкафчиках и брать домой только необходимые. Опять же, во многих школах существует группа продленного дня, где, по идее, дети должны делать все домашние задания, а значит, необходимость в бессмысленной переноске учебников с места на место отпадает сама собой. Но нет, неподъемные баулы сопровождают наших детей и по дороге домой, и по дороге в школу.
О том, какой вред при этом наносится, мало кто задумывается. И только родители, искренне жалея своих чад, покорно несут портфели и рюкзаки, до отказа забитые предполагаемыми знаниями детей.
Что касается школьников постарше, то к ним тоже вполне применима система хранения учебных пособий в школе, ведь из тех 10-15 предметов, которые предлагает школьная программа, в день проходят не более 6-7. Есть еще один плюс - может, будет меньше случаев, когда нерадивые ученики под разными предлогами забывают учебники дома?
Лучше в школе
Кстати, о домашних заданиях. На сегодняшний день возникла острая проблема с объемом этих самых заданий. К сожалению, мы не смогли найти никаких норм или рекомендаций касательно казахстанских школ, поэтому обратились к опыту наших северных соседей - России. Впрочем, мы абсолютно уверены, что они немногим отличались бы от наших, ведь все эти нормативы - родом из СССР.
Итак, с чем связана такая загруженность? Одна из многих причин - желание некоторых учителей достичь лучших результатов по своему предмету путем увеличения объема домашней работы. Правда, при этом не учитывается общая загруженность учеников.
Также свою роль играет переполненность в классах, иногда количество учащихся доходит до 40 человек. Как признаются многие педагоги в приватных беседах, они просто физически не успевают опросить всех, а также убедиться в том, что все присутствующие усвоили новый материал. Поэтому в школах все чаще негласно используется так называемая “система самоподготовки”. Это когда преподаватели дают только основы, а все остальное дети должны добрать сами.
Так вот, каждый родитель должен знать, что санитарные нормы на выполнение домашнего задания все-таки существуют. Например, во 2-3 классе на него отводится максимум 2 часа, в 5-м классе - не больше 2,5 часа, в 6-м - 3, после 7-го - 3,5, но это с учетом, что на каждый предмет потребуется не более 30-40 минут. Конечно, тут следует учесть и тот факт, что время для сильного и слабого ученика варьируется.
Между прочим, по гигиеническим требованиям нельзя, например, в понедельник и субботу проводить математику, химию, физику и контрольные работы, тем более - первым или последним уроками. Занятия математикой или русским языком следует чередовать с физкультурой или рисованием. А еще - не давать домашних заданий на понедельник, чтобы ребенок успел отдохнуть за короткие выходные.
Конечно же, в Казахстане тоже есть свои нормативные документы, но они в основном носят общий характер и касаются нагрузок только в школе. Согласно Государственному общеобязательному стандарту образования РК, максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать в 1-м классе 24 часа, во 2-м классе - 25 часов, в 3-м и 4-м классах - 29 часов, в 5-м классе - 32 часа, в 6-м классе - 33 часа, в 7-м классе - 34 часа, в 8-м классе - 36 часов, в 9-м классе - 38 часов, а в 10-м и 11-м классах - 39 часов.
Между прочим, согласно этим стандартам рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. При этом заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя. А для увеличения двигательной активности рекомендуется включать в учебные планы хореографию, ритмику, современные и бальные танцы, а также обучать традиционным и национальным спортивным играм.
Мы же в свою очередь задались вопросом: “Откуда “растут ноги” у всех этих требований и стандартов?”. Действительно, кто, например, решил, что урок должен длиться 45 минут? Ведь все это время необходимо внимать учителю, а способен ли малыш на полное сосредоточение столь долгий срок и не начинает ли он после первых 15 минут слышать каждое второе, а то и третье слово говорящего?
Может, пора менять стандарты и подход к образованию в целом? Создать новую, соответствующую современным требованиям программу, чтобы наши дети могли по-настоящему с пользой проводить время в школе, вынося оттуда действительно полезные знания и умения. Уже давно ясно, что нам нужна более гибкая система подачи знаний, которая не оттолкнет своей косностью, а наоборот, вызовет желание учиться, познавать что-то новое.
Без спорта сколиоз
обеспечен
Еще один момент, мимо которого нельзя пройти. Понятно, что такой загруженный график не позволяет уделять много внимания физической форме. А зря, ведь малоподвижный образ жизни приводит к различным заболеваниям. Самое распространенное из них - сколиоз. Это сложная деформация позвоночника, при которой происходит боковое искривление его в плоскости спины и скручивающее вращение позвоночника вокруг своей оси. Доказано, что во время активного роста ребенка при условии малой активности и плохой осанки есть большая вероятность заполучить этот недуг. И, к сожалению, на всю жизнь. Потому что даже при упорном лечении уже имеющегося сколиоза избавиться от него крайне сложно.
Дело в том, что запущенный сколиоз опасен необратимыми изменениями в позвоночнике, деформации могут привести к возникновению реберного горба, асимметрии таза и нарушению развития внутренних органов. Быстрая утомляемость, жалобы на головные и мышечные боли - тоже следствие сколиоза, на который вовремя не обратили внимания.
Как мы видим, заболевание действительно серьезное, и не стоит оставлять без внимания вдруг изменившуюся осанку вашего сына или дочери. Причем следить за этим должны не только родители, но и учителя. И начинать нужно, прежде всего, с правильной мебели. Ее размеры зависят от роста. Согласно ГОСТу, высота над полом переднего края столешницы, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. При этом необходимо сразу приучить ребенка к правильному положению тела.
Так как в случае нагрузок у детей страдает не только позвоночник, то в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения на уроках следует проводить физкульт-минутки и гимнастику для глаз. Не забывайте об этом правиле и дома, во время выполнения домашнего задания.
А еще ортопеды рекомендуют, конечно же, занятия спортом. Они считают, что хорошо помогает плавание. Вода естественным образом разгружает позвоночник. Занятия повышают выносливость мышц спины, одновременно развивают и тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Лыжи зимой - еще одно замечательное средство для укрепления спины и всего туловища. Вот только горные лыжи или тем более сноуборд при таком диагнозе категорически противопоказаны!
Для девочек интереснее хореография и бальные танцы, там умение держать осанку под контролем - одно из важнейших условий. Будет ли ваш ребенок заниматься с тренером индивидуально или он начнет ходить в группу - выбор за вами.
Кстати, при сколиозе не стоит посещать спортивную и художественную гимнастику. Нельзя также заниматься бегом или тяжелой атлетикой. Все виды спорта, неравномерно развивающие руки - теннис, бадминтон, тоже могут подождать.
|