Светлана Фельде
Я вот всегда думала, что взятки берут только у нас, ну вы ж понимаете, то есть на всей территории постсоветского пространства. Это у нас национальная черта такая. Хорошо еще, что есть и другие черты. Типа романтичности, отзывчивости, гостеприимства. Ну вот, а оказалось, что и порядочные немцы берут взятки. Ура, мы не одиноки!
Организация TransparencyInternational опубликовала доклад о степени неподкупности в 25 европейских странах. Начиная с 1995 года неправительственная организация TransparencyInternational (TI) поставила одной из своих задач высветить теневую зону между явной и воспринимаемой коррупцией. Каждый год Transparency публикует так называемый “Индекс восприятия коррупции” в мире, в котором Германия в настоящее время занимает 14-е из 182 мест.
Тем не менее и в Германии политика не застрахована от коррупции. Возьмем, например, Герхарда Шредера, Владимира Путина и проложенный по дну Балтийского моря газопровод из России в Германию. Вы спросите, а какое отношение сей факт имеет к коррупции? Так вот, газопровод этот остается спорным в политическом, экономическом и экологическом отношениях. Господин Шредер в свою бытность канцлером сильно продвигал вышеназванный проект. Кстати, никто не понимал, зачем он это делает. Ни политики, ни асы экономики не могли взять в толк, чего канцлер так возбудился на предмет газопровода. А доводы Шредера выглядели не слишком убедительно. Убедительным было и остается другое - партнером Герхарда был Владимир, которого немецкий канцлер именовал “демократом чистой воды”, пятьдесят один процент в консорциуме “Северный поток” принадлежит “Газпрому”.
Немецкий публицист, автор нашумевших журналистских расследований Юрген Рот в своей последней книге называет “Газпром” “зловещей империей” с мафиозными структурами. По мнению господина Рота “Газпром” может купить кого угодно. Словом, чисто теоретически и практически Шредер к коррупции в этом контексте отношения не имеет никакого. Но! Многие факты или их отсутствие - дело интерпретации. Догадывайтесь сами. Интерпретируйте.
TransparencyInternational определяет коррупцию как “злоупотребление вверенной властью в целях получения личной выгоды или преимущества”. Далее - умный поймет сам, как говорится.
Борцы с коррупцией обнаружили в Германии немало недоработок. Например, подкуп депутатов. Уголовный кодекс в статье 108е признает наказуемым деянием только дачу и получение взятки при покупке голосов в парламенте. А ООН в своей конвенции, которая вступила в силу в 2005 году, предусматривает гораздо более широкий спектр санкций. Конвенцию ратифицировали уже 160 стран, но Германии среди них нет. Поразительно при немецкой-то щепетильности, но - факт. И наводит на размышления, согласитесь.
Чтобы присоединиться к конвенции, бундестаг должен принять поправки к закону. Оппозиционные социал-демократы уже внесли соответствующий законопроект. Он предусматривает наказание для депутатов, если они предлагают, обещают или обеспечивают выгоды третьим лицам с использованием своего мандата. Но пока правящая в Берлине коалиция против.
Еще одна проблемка - прямые пожертвования через депутатов. Действующее законодательство предусматривает, что депутаты обязаны декларировать все пожертвования на сумму свыше 10 тысяч евро. Это слишком много, настаивает TransparencyInternational. И вообще, почему надо передавать эти деньги через депутата, а не прямо в казну его партии? Подобная практика вызывает подозрение, что тут рука руку моет.
Важным инструментом в борьбе с коррупцией TransparencyInternational считает общегерманский и, главное, обязательный список лоббистов. Он должен включать в себя все агентства, предприятия и адвокатские конторы, имеющие дела с министерствами, ведомствами и отдельными депутатами. Пока регистрация в списке происходит только на добровольных началах.
Между тем вокруг правительственного квартала в Берлине вьются тысячи лоббистов, пытающихся оказать влияние на политиков и законодательство. Чтобы внести ясность, Transparency требует фиксировать “след” депутата. Иными словами, отслеживать, какие депутаты и на каком этапе принимали участие в подготовке и принятии того или иного закона. |