|
Константин Маскаев
Стратегические игры
Что такое промышленно развитая страна? Какие условия сопутствуют экономическому подъему? Способна ли воля первого лица государства обеспечить наступление “экономического чуда”? Каковы перспективы Казахстана (с помощью стратегии форсированного индустриально-инновационного развития) отвоевать себе место в ряду индустриально развитых стран?
Понятно, что экономический успех чаще всего является следствием длительного социально-экономического и исторического развития. Но наряду с этим известны и “чудеса экономики”, которых достигали подчас вопреки ожиданиям и под злорадный зубовный скрежет завистников и идеологических антагонистов. Подчас именно наличие непримиримых противников становилось самой действенной мотивацией в достижении невероятных успехов. И первый шаг в космос, и расщепление ядра, и много чего другого, что досталось человечеству в качестве наивысших достижений разума, происходило “в пику” сопернику.
К началу XXI века сложилась следующая карта развитых промышленных экономик. В Европе лидирующее положение у Германии, с которой ведут совокупное и индивидуальное соперничество экономики Франции, Великобритании и Италии. Российская Федерация также стремится к ключевым позициям в этом процессе, но убедительно выглядит пока только на сырьевом рынке. Хотя, будь на то воля государства, могла бы расположиться гораздо выше в рейтинге, активно внедряя в промышленное производство, например, многочисленные военные разработки и технологии былых десятилетий.
Та же “сырьевая карма” не позволяет России занимать лидирующие позиции и в Азии, где основным игроком сегодня, бесспорно, выступает Китай, претендующий в том числе на мировое лидерство: сейчас это вторая по объему ВВП экономика мира.
Другой признанной, развитой, своеобразной и влиятельной в мировом масштабе экономикой обладает Япония. Достаточно заметное влияние оказывают экономики Южной Кореи и Индии.
В этих условиях США все сложнее удерживать экономическое лидерство на планете, но оно пока сохраняется.
|
По известной поговорке: не всякая кривая выведет |
СССР и Германия
Интересный и эмоционально наиболее близкий нам опыт - из истории двух великих держав, которые выстроили свои экономики на великом же противостоянии, частью которого долгое время оставался и Казахстан.
Советская экономика пошла в гору с низкого старта - после тотальной разрухи 20-х годов. Однако и немецкая экономика начала движение вверх в 1933 году с лежачего положения. Это говорит лишь о том, что на фоне, казалось бы, совершенной безнадеги огромную роль играют амбиции, стремление вернуть былое величие и занять новые позиции. А также воля руководства страны, подпитываемая идеологией и рядом других бескомпромиссных условий.
Подъем экономики Третьего рейха повергал в шок любого экономиста. С 1933 по 1939 год ВВП Германии удвоился. С 1936 по 1939 год объем общего промышленного производства вырос на 37 процентов.
Резкий подъем - в беспрецедентно быстрой милитаризации экономики. Эту военную экономику сразу организовывали так, чтобы функционировать в условиях большой войны. Четырехлетний гитлеровский план развития был нацелен на создание автаркической экономики, способной выстоять в условиях военной блокады. А далее - военная экспансия, поглощение территорий, подчинение экономик окружающих стран и мировое господство.
Тем не менее рост немецкой экономики существенно уступал динамике неудобного соседа - сталинской экономики. Если ВВП Германии за семь лет (с 1933 по 1939 год) вырос примерно в 2,2 раза, то ВВП Советского Союза с 1928 по 1940 год (13 лет) увеличился почти в 6 раз.
Гитлеровский “большой скачок” меркнет в сравнении со сталинской индустриализацией. За первые два года первой пятилетки (1928-1929 годы) рост промышленного производства в СССР составил 52 процента. Индустриализовать Советский Союз, аграрную страну со специфическим укладом жизни, до состояния передовых стран всего за 10-12 лет (а большего времени история не оставила) - это настоящее экономическое чудо.
Характерно, что экономика Советского Союза еще больше соответствовала принципу автаркической экономики, была замкнутой. Рынок практически закрыт как для инвестиций, так и для импорта и выключен из мировой торговли.
Несколько иная ситуация в Германии. Даже в эпоху Гитлера финансовая закулиса, главным образом англо-саксонский капитал, была заинтересована вырастить в Европе экономического и политического монстра. Известным американским олигархиям принадлежали немецкие нефтеперерабатывающая и химическая промышленности, частично авиа- и автомобилестроение, до 40 процентов телефонной сети. Под полным контролем американского финансового капитала находились 278 фирм и концернов, а также ключевые банки.
После Второй
мировой
Обе страны покажут миру еще один небывалый подъем после разрушительной для каждой из сторон войны. Но и в этот период восстановление экономик опиралось на противостояние двух полярных миров. На одном из полюсов остался Советский Союз и страны, на чью долю выпало строительство социалистического пояса. На другом - освобожденная от фашизма Европа, в центре которой основным игроком по-прежнему оставалась Германия, а также временные союзники СССР в войне, а ныне идеологические противники - Великобритания и США. На Востоке, также пережив войну, приступила к возрождению новая экономика Японии.
Экономика новой (Западной) Германии, ФРГ, восстановилась чрезвычайно быстро. Западногерманское экономическое чудо сделало страну одной из ведущих мировых экономических держав и бросило вызов США и Японии. К 1960 годам ФРГ стала бесспорным экономическим лидером ЕЭС. В том числе и ГДР отличалась от других стран советского блока своей высокоразвитой экономикой, до 1945-го являвшейся частью единого хозяйственного комплекса Германии. Несмотря на огромные разрушения военного времени и послевоенный демонтаж промышленной инфраструктуры, Восточная Германия унаследовала важные отрасли промышленности, транспортную сеть и, что очень важно, развитую систему образования и подготовки кадров.
У каждой развитой экономики свое лицо. Например, экономика США всегда стремилась вобрать и использовать все лучшее и оригинальное, создаваемое в мире. Единожды начавшись, процесс привлечения интеллекта со всего мира продолжается и сегодня. В этом отношении США напоминают сегодняшний Китай с той лишь разницей, что за американский копирайт многие иностранные умы трудятся официально и охотно, а Китай просто использует все, что пользуется спросом.
Экономики развитых стран Запада традиционно опираются на собственные разработки, используемые в производстве, высокое внутреннее потребление и экспорт товаров и капиталов.
Япония
В Японии, пережившей поражение во Второй мировой войне, принудительное уничтожение военной индустрии, по иронии судьбы, подготовило идеальный плацдарм для последующего развития экономики. Появились условия для производства товаров гражданского назначения. Во второй половине 50-х годов в Японии начался бум потребления и спроса на совсем новые для того времени товары - пылесосы, холодильники, телевизоры и постепенно автомобили. Это был период больших надежд на будущее. Индустрия опиралась на разработку и внедрение новых технологий, открытий и достижений в области электроники. Постоянный рост капиталовложений и на первых порах импорт передовых технологий резко повысил производительность труда и обеспечил становление тяжелой и химической индустрии, обладающей большим влиянием на рост других отраслей. В общем объеме капиталовложений иностранные инвестиции занимали незначительную долю.
Китай
Экономический скачок Китая стал следствием, по меньшей мере, двух масштабных реформ - культурной революции 60-70-х годов и социально-экономических реформ 90-х. Успехи экономического развития выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. К середине 90-х годов китайская промышленность оказалась готова к беспрецедентной товарной экспансии. Не секрет, что на лидирующие позиции Китай выскочил за счет чужой интеллектуальной собственности. Используя передовые инновации, китайская промышленность создает упрощенные копии-симуляции, имитации, которые конкурируют с оригинальными прототипами за счет низкой стоимости. Мир ругает китайского производителя, но вынужден признавать, что эта часть рынка продолжает расти. А потребительская способность основной части населения планеты больше соответствует предложению китайского производителя.
Казахстан
Каковы же перспективы у Казахстана занять в ряду мировых экономик хоть сколько-нибудь заметное место? И хотя за последние два года в Казахстане построили несколько промышленных предприятий, среди которых можно, например, назвать завод по производству электровозов, основной сферой экономики по-прежнему остается добыча и экспорт сырья. То есть даже неглубокая его переработка или изготовление на его основе высокотехнологичного конечного продукта, будь то результат усилий химической или пищевой (плодово-овощной, мясо-молочной) промышленности.
Внутренний рынок Казахстана - довольно скромная торговая площадка. Да и с вступлением в ТС выросла она весьма условно. А наличие нефтяных потоков, мягко говоря, не стимулирует по полной включаться в интенсивную трудовую деятельность, связанную с производством товаров.
Для индустриального и экономического скачка Казахстану действительно не хватает какой-то убедительной стимуляции. Внешнего врага или войны, как двигателя прогресса. Быть может, назначить врагом ожидаемый кризис и уже сейчас начинать выстраивать оборонительные промышленные бастионы?
Но успехи любой, даже “холодной”, войны зависят от стройности идеологических схем. Идеология же должна помочь найти и внедрить совершенно иную модель и образа жизни, и гражданского сознания. Не век же теперь лодырями бродить вдоль трубы! Пора, наконец, трудиться. К чему, например, и призывает президент в опубликованной накануне статье “Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда”. Но одной воли даже первого лица, наверное, недостаточно для глобальных изменений. Необходима и воля элиты, которая переориентирует приоритеты с ловкого управления финансовыми потоками на производство чего-то нужного, полезного и ликвидного. И очень важно, чтобы народ видел прямую связь успехов в сфере производства и собственного благосостояниям. Очень, знаете ли, позитивно влияет на самооценку. И стимулирует желание сделать что-то еще на зависть другим. Тогда и стратегия ФИИР - форсированного индустриально-инновационного развития, в сознании граждан обретет конкретику, станет программным документом и планом, выполнение которого и поведет страну к социальной модернизации.
Интеллектуальное богатство
В основе любого “экономического чуда” помимо мотивации лежит огромное интеллектуальное усилие. Например, экономику СССР на первых порах поднимала инженерная мысль специалистов еще царской России, а также привлеченные за золотой червонец инженеры из США, Франции, Германии и других стран - технических пионеров. Одновременно в СССР возрождалась и складывалась новая научная школа и система образования. Германия также опиралась на различные инновации своего времени, использовала собственные новейшие интеллектуальные разработки.
Сбежавшая от “культурной революции” буржуазная китайская интеллигенция стала основой невероятной индустриальной и интеллектуальной революции в Тайване. Сегодня промышленная и финансовая экономика этого крошечного государства играет заметную роль в мире.
Экономический подъем Китая в начале нынешнего тысячелетия также строится на формировании собственной технической элиты. И пусть о собственных открытиях и разработках китайцы пока могут говорить весьма условно, мультипликативный эффект от инвестиций в науку и образование не заставит себя долго ждать. |