|
Ирина Ковалева из Павлодара
В Павлодаре с 30 июня по 5 июля проходит фестиваль-ярмарка России и Казахстана “День судака”. Рыбную направленность фестиваль получил не случайно - Павлодар, стоящий на берегу Иртыша, из-за экологического бедствия может лишиться речной рыбы. Организаторы праздника решили одним выстрелом убить трех зайцев: поднять экологические проблемы реки, возродить древние торговые традиции Евразии и оказать благотворительную помощь детям-инвалидам
В парке возле областного центра народного творчества “Шанырак” развернулись торговые ряды. Как в стародавние времена, купцы из России привезли редкие для Павлодара товары - кедровые бальзамы из Красноярска, мед из Оренбурга, настоящие павлово-посадские платки, а также рыбу - свежую, вяленую, копченую, в пресервах из города Камень-на-Оби.
“Это уже девятый фестиваль, который мы проводим на территории Казахстана, - рассказывает организатор праздника, ответственный секретарь Алтайского краевого отделения ОО “Российский творческий Союз работников культуры” (г. Барнаул) Наталья Кремлева. - Все наши мероприятия носят благотворительный характер. В марте в Павлодаре мы провели благотворительный марафон “Асар”. В конце сентября проведем “Купеческую ярмарку”, хотим возродить традиции Великого шелкового пути. А сейчас помогаем реабилитационному центру для детей с ограниченными возможностями “Самал””.
Общественное объединение инвалидов “Реабилитационный центр “Самал” посещают в основном дети, страдающие детским церебральным параличом. На фестивале “День судака” собирались деньги в поддержку “самаловцев” - основной сбор шел с продажи “Суперухи”, которую в первый день сварили аж 400 литров! Ухой угощали здесь же, на поляне.
“Судаков и сазанов предоставил Качирский рыбопитомник, уху сварили спонсоры - кафе “Ассоль”, воинская часть предоставила полевую кухню, - объясняет Зинаида Багненко, председатель ООИ “Реабилитационный центр “Самал”. - Все деньги с продажи ухи пойдут на развитие и открытие в нашем центре социального клуба-кафе для молодежи с ограниченными возможностями. Там они смогут встречаться, проводить дискотеки, отмечать праздники, учиться готовить”.
На одной из полянок развернулась “Хижина рыбака”, где по “рыбным” вопросам горожан консультировали бывалые рыбаки, экологи, врачи-диетологи и кулинары.
“День судака” - это как раз то место, где можно рассказать о проблемах Иртыша, - считает ихтиолог, доцент Павлодарского государственного университета Александр Убаськин. - В этом году впервые за многие годы на Иртыше паводок был очень низкий: вместо 4,5 кубического километра воды из Шульбинского водохранилища нам дали всего 1,4. Было залито всего 5 процентов из 377 000 гектаров поймы. Больше всего пострадали фитофильные рыбы, что откладывают икру на растения, - прежде всего карповые. Более-менее не привязан к пойме лещ, остальные - язь, сазан, плотва, окуневые - нерестятся на пойме. Пойма не залилась, нереста не произошло и поэтому в течение 3 лет мы ожидаем урон до 100 тонн рыбы. Будет очень напряженная обстановка зимой, когда воды в озерах практически не останется. Погибнет около 100 миллионов молоди рыбы. Этот кризис будет продолжаться около 5 лет”.
Александр Убаськин вошел в рабочую группу, созданную при областном акимате для решения проблем Иртыша. В начале июня специалисты встречались с сенаторами и по многим предложениям получили их поддержку. На днях глава Павлодарского региона Ерлан Арын встретился с журналистами и сообщил: “На следующий год такая ситуация, конечно, не повторится. Я думаю, соответствующие структуры сделали выводы. Но наше предложение остается в силе - необходимо нарастить плотину Шульбинской ГЭС, от которой идет подача воды, на 5 метров. Мы получим гарантированный объем воды, которая будет накапливаться. А пока она просто сбрасывается всю зиму, все лето, и сейчас они сбрасывают воду больше, чем положено - на 25 процентов. Мы возмущаемся: 2 месяца назад воду нам не дали, а сейчас сбрасывают! Ситуация, оказывается, общая: я был в Новосибирске и мы с губернатором Новосибирской области спускались к реке Обь. Он говорит - у вас вода на пойму не пошла, а на Оби отошла от берегов на 8 метров! Такого у них никогда в жизни не было, это трагедия. Причины те же - отсутствие снега и воды в новосибирских лесах. Хоть это и северная зона, снега там не было уже в марте. Единственная надежда - нас спасут дожди. Метеорологи обещают дождливый июль”.
Проблемы с попусками воды на павлодарскую пойму начались года 3-4 назад. В этом году казахстанцы и вовсе оказались без весеннего половодья. Как говорит ихтиолог Александр Убаськин, был нанесен комплексный урон пойме. Пострадала не только рыба, но и перелетные птицы, которые прилетают сюда выводить птенцов, погибло очень много растений, в том числе лекарственных и краснокнижных.
Засуха на сенокосных угодьях, расположенных в пойме Иртыша, в итоге ударит по животноводству. А если сено станет на вес золота, то крестьянам останется только пустить скотину под нож - зимой кормить ее будет нечем. Один из спонсоров “Дня судака” Николай Алейников, директор ТОО “Качирский рыбопитомник”, который снабжает молодью рыб все рыбные хозяйства Павлодарской области, посетовал, что из-за отсутствия половодья речная вода не зашла в водоемы питомника.
“Мы днем и ночью качаем воду из реки большим насосом, это очень накладно, - говорит он. - Если не будем качать воду, то всю рыбу загубим, маточное поголовье не перезимует без воды. Из зимы вышли хорошо, всю рыбу сохранили, а весной нас так подвели!”
|
Рыбные разносолы из Камня-на-Оби |
Настоящим украшением “Дня судака” стало выступление этнического ансамбля “Эквадор-Боливия” из Южной Америки. Настоящие индейцы из гор Анд играют волшебную музыку в стиле нью-эйдж, сочетая электронное звучание и игру на народных индейских духовых и перкуссионных инструментах. В группе играют 3 музыканта-мультиинструменталиста: Хосе Канамар, Малес Руми (Эквадор) и Луис Вильегас (Боливия). В их арсенале масса экзотических инструментов: южноамериканские флейты - кена и кеначо, индейская сампоньо, пан-флейта, окарина, разного рода свистки и погремушки из орехов и копыт лам, всего не перечесть. Была еще “палка дождя”, сделанная из кактуса, но ее почему-то не пропустили на границе.
Все инструменты имитируют шумы природы - ветер, гром, ливень, морской прибой, крики орла, пение птиц и так далее. Интересен тот факт, что музыканты делают эти музыкальные инструменты своими руками. “Эквадор-Боливия” много гастролирует по разным странам мира, участвует в этнических фестивалях, в том числе в России и странах СНГ. В Казахстане впервые выступали еще при Союзе - в Петропавловске. В независимом Казахстане - впервые.
“Мы вместе уже 18 лет. Рады, что когда-то состыковались и смогли исполнять то, что на самом деле хотели, - рассказывает музыкант и администратор коллектива Луис Вильегас. - Мы занимаемся делом, которое нам нравится, которое нам дает воздух, вдохновение, открывает границы, позволяет делиться нашим мировоззрением и общаться сейчас с вами. Боливия, Эквадор, Перу - три разных государства в текущее время, но живет там один народ - народ кечуа, индейцы из гор Анды. Просто произошло территориальное деление, но, по сути, мы являемся одним народом. Мы унаследовали богатую культуру от древней цивилизации Южной Америки - инков”.
В 1999 году в Боливии Всемирный банк и Нидерландская компания приватизировали всю систему водоснабжения, даже воду из рек и родников, законодательно было запрещено собирать дождевую воду. Цены на воду были взвинчены до предела. Местные жители были поставлены перед выбором - либо оплачивать обучение своих детей в школе (образование тоже было платным), либо покупать воду, чтобы не погибнуть от жажды. Этот страшный факт умалчивался всеми мировыми СМИ, потому что может стать антирекламой для ВТО, со вступлением в которую в Боливии начались эти бедствия. Так что разлив Иртыша, контролируемый иностранцами - ягодки по сравнению с тем, что происходило в Боливии.
|
Луис Вильегас |
“Мы, коренные жители, считаем, что есть некоторые ресурсы, которые являются приоритетом для человечества и не должны стать предметом меркантильного интереса, - убежден Луис Вильегас. - Вода - это дар природы, как можно им торговать? Мы национализировали все наши природные ресурсы, чтобы они были доступны всем. Сейчас речь идет даже о сотовой связи, она должна быть доступной, об энергетике. Ведь, добывая энергию, мы используем нашу природу. И наш президент, брат и товарищ Эво Моралес (кстати, первый в истории Боливии президент - этнический индеец) сделал все, чтобы в стране все важные решения принимались только через народный референдум, с участием народа”.
В ходе беседы Луис Вильегас подчеркнул, что музыка, которую они играют, является звеном между человеческими чувствами и окружающей природой. Примечательно, что музыканты “Эквадор-Боливии” предпочитают выступать не со сцены, а стоя на земле, заряжаясь ее энергией. Жители Боливии трепетно относятся к древним традициям, связанным с природными силами. Недавно на конституционном уровне было закреплено почитать богиню земледелия и плодородия древних индейцев - Пачамаму.
Рассказал потомок древних индейских цивилизаций и о том, стоит ли верить сведениям о конце света в 2012 году. По его словам, Запад разыгрывает эту тематику для того, чтобы достичь определенных, в том числе и материальных, целей.
“Все, что есть в нисколько не загадочных изображениях календаря майя, означает, что заканчивается определенный период и начинается другой, - поясняет Луис Вильегас. - Жизнь - это бесконечность, космос. Она никогда не заканчивается, а наоборот - расширяется. Будет переход на другой уровень в сознании человека, новый этап. Мы, как люди, будем учитывать другие ценности, которые у нас есть, расширять наши возможности. Нам все дано, но мы пока можем только часть из этого, потому что себя ограничиваем”.
Фото автора |