|
Ирина Ковалева из Павлодара
Павлодарец Юрий Цымбал - один из немногих в стране, кто с полным правом может заявить: “Деньги я зарабатываю пОтом!”. Цымбал - банщик-профессионал с 30-летним стажем. В этом, казалось бы, нехитром с виду деле, мастер должен объединять в себе умения сразу нескольких специалистов: администратора, артиста, командира, конферансье, врача, личного психолога и философа. Эта судьба - для неординарной личности
За 30 лет Цымбал пропарил и промял около 10 тысяч человек и выслушал столько же исповедей. За ним буквально охотятся и хотят переманить к себе знатоки бани. Цымбал работает при заводском профилактории, а после работы его наперебой приглашают те, кто знает, как Юрий парит. Приходится и в Астану, и в Алматы вылетать, чтоб поддать пару настоящим ценителям.
Сейчас Юрию Юрьевичу 50 лет. Правда, на свои годы он совсем не выглядит. Причина - не только в бане, но и в мировоззрении - надо любить жизнь и людей. Банщиком Юрий Юрьевич стал совершенно случайно. В 19 лет поехал в Тирасполь в Молдавии.
“Раньше не так просто было попасть в бассейн, - рассказывает Юрий Цымбал. - Опоздал на запись от завода, и сторож подсказал - открываются курсы массажистов, ты выучись и купайся на здоровье! Стал учиться. Меня заметил профессор из Кишинева. Говорит, у тебя пальцы, как рентген. Вообще, мне в жизни везло на хороших учителей. Потом познакомился с дедом Василием, который был банщиком у обкомовских работников. Учитель нашел ученика, а ученик - учителя”.
Банщиком может стать не каждый. Нужен большой кругозор, ведь с каждым клиентом приходится говорить на его темы. Еще нужны хорошее здоровье и выносливость. Работа очень трудная. Профессиональные заболевания банщиков - это болезни сердца, ожог слизистой оболочки глаз, гортани. И зубы плохие становятся, из организма вымывается кальций. Но пока Юрий Юрьевич на здоровье не жалуется: за 30 лет - ни одного “больничного”.
В Молдавии 1,5 года перенимал тайны мастерства у бабушки-костоправки. Та заново наставляла, как кости вправлять, определять диагноз по запаху, по походке, по взгляду и по лицу. В Тирасполе Цымбал стал банщиком при обкоме партии - числился под другой должностью, но выполнял именно эту непростую задачу. Регулярно проходил “повышение квалификации”: учился у старых мастеров в деревнях. Так и научили “вытаскивать стержень” напряжения из человека, чтоб из бани он выходил обновленным и сияющим.
Но больше всего Цымбалу нравится парить людей искусства: писателей, музыкантов, художников, поэтов. Как-то после такой парилки один художник позвал Цымбала в мастерскую. Говорит, посмотри, какую я картину написал после твоей бани!
|
Юрий Цымбал |
Банщик возрождает утерянные традиции: как правильно париться - это целая наука. Раньше говорили - “веди себя в бане, как в церкви”. А сейчас могут прийти, чтобы попить и поесть.
“Пообедать надо заранее, - объясняет Юрий Юрьевич. - Алкоголь в бане тем более должен быть под запретом: спиртное препятствует выходу пота, а человек пришел в баню вспотеть, это его главная цель. В Древнем Риме раньше говорили не “Здравствуйте”, а “Как потеете?” Если вы потеете хорошо, то ведете правильный образ жизни и у вас отменное здоровье. А Платон, который был не только философом, но и легкоатлетом, говорил, что постройка бань - это обязанность государства. Благое дело для здоровья нации. Везде, где держалась культура бани, чистота духа сохранялась”.
|
В Древнем Риме раньше говорили не “Здравствуйте”, а “Как потеете?” Если вы потеете хорошо, то ведете правильный образ жизни и у вас отменное здоровье. А Платон, который был не только философом, но и легкоатлетом, говорил, что постройка бань - это обязанность государства. |
Когда Цымбал входит в парилку, что-то меняется. И настроение совсем другое, и смысл. При нашей экологии панацея - баня на травах: выводятся токсины и шлаки. И человек теряет за раз до 2 кг! Юрий Юрьевич льет на камни настои трав, и с первого же ковша люди чувствуют разницу. Смысл в том, что травы не терпят высокой температуры - только 60-70 градусов. Эта золотая середина и есть тот самый легкий пар.
“Травяная баня в том и заключается - я не парю людей, а лечу их в бане, - продолжает тему Цымбал. - Бабушка-костоправка научила работать с травами. Беру в аптеке, но предпочитаю покупать настоящие алтайские. Сначала я лью на камни чистую мяту. Это для работы желудка. Потом - грудной сбор. Тут, кстати, самое время рассказать хороший анекдот, чтобы люди рассмеялись и вдохнули полной грудью живительный дух”.
В парилке обязательно должны быть форточки, ведь главное в бане - воздух. В обычную баню можно ходить раз в неделю, в травяную - пару раз. Еще Юрий Цымбал придумал особый матрас. Обтягивает чехлом из марли душистое сено и парит человека на нем. Мягко, удобно, и аромат на всю парилку. Есть в его арсенале и спа-массаж. Чередуя нагретые и охлажденные базальтовые камни, банщик заставляет их накапливать энергию в человеке.
|
Есть общие каноны: заходить только сухим, подливать на камни потихоньку, обязательно надевать шапочку. После первого пара - ни душа, ни бассейна. |
Рассказывает банщик и о заблуждениях. Например, что чем жарче пропарил, тем лучше. И ныряние в прорубь тоже опасно. О вреде либо не знают, либо не говорят. Зато многие сибиряки, любители понырять в ледяную воду после баньки, страдают от заболеваний простаты, развенчивает очередной миф Юрий Цымбал. Еще люди думают, что вениками в бане обязательно нужно исхлестаться до голых прутьев. Ходит такой “знаток” в полоску, как тигр. Юрий Цымбал объясняет: и тут надо меру знать.
Если сильно бить человека веником, когда он лежит на жесткой лежанке, получается гидроудар сердца, аритмия. А в области почек вообще нельзя веником охаживать, надо только похлестывать.
“Прежде чем зайти, я открываю парилку, даю горячему воздуху выйти, - начинает с азов Юрий Юрьевич. - Главное - горячие камни. Потом 2-3 тазика - облить стены. Жду минут 5, когда влага выйдет. Захожу и проверяю: когда машешь рукой, должно быть не сухо и не мокро. И вот тогда приглашаю в парилку людей”.
Вспоминает, как в 90-х приходилось парить “чисто конкретных братков”. На банщика смотрели так, словно провожали в последний путь. Действительно, народ был опасный. Вели себя “героически”. В парилке сидели и жарились: кто первый выбежит, тот слабак. Цымбал вывел полумертвых “братков”, приготовил парилку, как положено, и только после пригласил на правильный пар.
|
И ныряние в прорубь тоже опасно. О вреде либо не знают, либо не говорят. Зато многие сибиряки, любители понырять в ледяную воду после баньки, страдают от заболеваний простаты, развенчивает очередной миф Юрий Цымбал.
|
“Как-то приезжал посол Татарстана, был с ним кто-то из помощников или друзей. Мужчина с сильным варикозом. Мне, говорит, нельзя в парилку, а я так мечтаю! Посадил прямо перед порогом, укутал ноги одеялом, открыл дверь и слегка пропарил - пульс у него даже не поднялся. Он так и парится теперь. То есть для каждого человека можно найти оптимальный вариант”.
Есть общие каноны: заходить только сухим, подливать на камни потихоньку, обязательно надевать шапочку. После первого пара - ни душа, ни бассейна. Но подход к каждому нужно искать индивидуальный. Парил банщик даже беременных женщина на 8-м месяце - и все нормально, родили когда положено и без осложнений. Самое главное - надо найти золотую середину. Консультирует Юрий Юрьевич и при обустройстве бань. Говорит, распространенная ошибка - шикарные апартаменты и маленькая парилочка: не баня, а бильярдная с теплой комнатой.
И для мужчин, и для женщин баня - это не просто место для мытья, но и клуб по интересам. Важно не только попариться, но и пообщаться. Как шутит банщик: если мужчина не дает женщине на шопинг, то она будет контролировать его саунинг. Много значит компания. Как-то парил Цымбал группу бабушек от 70 до 90 лет. Старушки попались из крепкого племени: такие забористые частушки пели, каких банщик и не слышал. А когда парил, кричали: “Мало!”. Потом, говорят, - отлично отдохнули, давно так не веселились.
Задача банщика - в случае чего разрядить конфликтную обстановку, если беседа пошла не в то русло. За этим надо следить и сделать так, чтобы друзья остались друзьями, а враги разглядели в недруге человека. И самое главное - банщик должен зайти и создать атмосферу: веселую, раскрепощенную, расслабленную.
Недавно Юрий Цымбал повышал квалификацию в Китае, попал на учебу к лучшему мануальщику Урумчи. Там не спрашивают дипломы, а просят показать, что умеешь. В Китае принято учиться и совершенствоваться всю жизнь. Хотя в китайской парилке у Цымбала произошел курьез.
“Там всего 40 градусов, я и нагнал жару так, что все повылетали, - смеется Юрий Юрьевич. - И через стеклянную стену меня фотографируют, ждут, когда я умру. Пришел охранник, открыл дверь, чтоб меня вывести, и упал в обморок. Потом прибежал старший администратор, умолял выйти, ведь у него дети”.
В числе разносторонних интересов банщика - музыкальные инструменты и коллекционирование старых советских часов. Гордость коллекции - отреставрированные им часы фирмы “Маяк” первого выпуска после революции. В планах - строительство по всем канонам собственной бани. О своей жизненной философии Цымбал говорит: “У меня есть направление - лечить людей”. Ведь баня правит не только тело, но и из души выводит шлаки. Юрий Юрьевич считает, что с профессией ему повезло. И добавляет: жизнь прожил не зря, если стольким людям посредством банного искусства помог очиститься и стать лучше.
|