|
Светлана Фельде
А давайте сегодня про книги поговорим. Ну очень хочется. И повод есть. Как сообщили в одной умной телепередаче, пару дней назад назвали книгу недели. И стал ею манускрипт с незатейливым названием “Немецкая жизнь”.
“Небесной амазонкой Гитлера” назвал героиню этой книги, графиню Мелитту фон Штауффенберг, один из немецких рецензентов, которого, как и других его коллег, больше всего поразило совершенно невероятное сочетание: “полукровка первой степени” по нацистской терминологии, то есть “унтерменш” (“недочеловек”), она же - “кавалер Железного креста”, особо доверенный летчик-испытатель на службе третьего рейха, она же - своячница одного из организаторов заговора против Гитлера, взорвавшего “фюрера” в его ставке...
Мелитта фон Штауффенберг испытывала различные системы и полетные качества пикирующего бомбардировщика Ю-87. “Штука - под таким “именем он стал известен (можно сказать, печально известен) во время войны. Stuka - это сокращенное от Sturzkampflugzeug, пикирующий боевой самолет. Тихоходный, с относительно слабой огневой защитой, “Юнкерс-87” с лихвой компенсировал свои недостатки высокой точностью бомбометания с помощью пикирующей бомбардировки. “Мелитта фон Штауффенберг - уникальное явление, - подчеркивает автор книги, - и настоящая загадка”. Женщины во главе воздушных экипажей и сегодня в мире наперечет. А Мелитта стала командиром экипажа еще в 1937 году. К тому времени она уже освоила самолеты всех типов, включая гидропланы. Кроме того, была одной из немногих женщин, получивших диплом физического факультета.
Офицерского звания она не имела. В люфтваффе ее не взяли из-за того, что родители ее отца были евреями. Они, кстати, переселились в Германию из Российской империи, из Одессы. Но к испытательным полетам ее допустили, и Мелитта выполняла их с невероятным рвением. В день она совершала до пятнадцати заходов в пике.
Жаль, что никакого призового места не заняла уникальная, считаю, книга, точнее говоря - атлас географии, рассказывающий о городах, землях и островах, не... существующих на самом деле.
Идея выпустить такой атлас пришла в голову литературоведу Вернеру Нелю. Он остановил свой выбор на ста местах, описанных в различных художественных произведениях в разные времена. Например, от Аваллона - острова блаженных, земного рая в кельтской мифологии, до мифической страны Эльдорадо, изобилующей драгоценными камнями. Правда, потом из этих ста ему пришлось выбрать всего тридцать - самых-самых.
Меня ничуть не удивило, что в эти самые-самые вошла Атлантида, Остров сокровищ Стивенсона, зато с невероятным интересом ознакомилась с многочисленными предположениями автора о том, где находится легендарный замок короля Артура.
Как замечает Вернер Нель, хотя у многих выдуманных городов, земель и стран были реальные прототипы, однозначно указать то или иное их месторасположение невозможно: на то они и выдуманные. Гор под названием Олимп, например, несколько. Правда, греческая - самая высокая из них: почти 3000 метров. Корректно указав на разночтения, “Атлас несуществующих мест” сообщает: широко распространенное мнение, что Гомер поселил на Олимпе (том или ином) всех древнегреческих богов, - всего лишь заблуждение. На священной горе, согласно мифам, находились дворец Зевса и чертоги других богов, но не всех. Посейдон жил на морском дне, другой брат Зевса Аид - в подземном царстве, а Гефеста всемогущая Гера, его мать, скинула с Олимпа вниз, когда увидела, что тот родился уродливым и болезненным. Зато на Олимпе обитали (правда, ниже верховных богов) нимфы, музы, сатиры, хариты и множество представителей среднего звена олимпийской иерархии.
Не забыл автор и о карте острова Утопии, составленной Абрахамом Ортелием. Оторваться от нее трудно. На острове - 24 крупных города плюс большие хуторские хозяйства. В них работают родственники, принадлежащие к одной семье, - человек по 40. После двух лет сельхозработ 20 из них возвращаются в город, откуда приезжают на замену 20 горожан, которые осваивают земледелие, животноводство и птицеводство под руководством оставшихся.
На острове Утопия все равны. Впрочем, в городах построены и великолепные дворцы, в которых живут должностные лица - “сифогранты”. Их избирают (как чиновников, священников) семейные кланы. Они назначают князя из кандидатов, предложенных народом. Должность князя - пожизненная. Главная задача “сифогрантов” - следить за тем, чтобы все работали. Частной собственности нет, денег - тоже, все принадлежит всем. В общем, коммунизм. Знакомое до боли слово.
Одним словом, не сдержалась я, ушла из книжного магазина с атласом. Заодно раскошелилась и на другой практически бестселлер. “Чистенькие и мелочные?!” (в немецком языке эти слова рифмуются) - так называется новая книга гамбургского журналиста и писателя
Янника Мара. Вопросительный и восклицательный знаки поставлены неслучайно. Мар пишет о типичных, не только по его мнению, чертах немецкого национального характера, часть из которых, по крайней мере, можно оценить и как достоинства, и как недостатки. Например, то, что немцы экономны и любят копить деньги. Или слабость немецких туристов к “домашней” еде (даже на краю света, в самых что ни на есть экзотических странах, большинство предпочитает сосиски с картошкой-фри и пиво).
Но о недостатках в книге рассказывается намного больше, причем очень едко.
Уже предисловие необычно. Не могу не поделиться. “Дорогие читатели! Перед вами очень хорошая книга, - пишет автор, - но ни в коем случае не хвалите ее. Это было бы не по-немецки. Все равно, с кем вы ее будете обсуждать, всегда обязательно начинайте с того, что вам в ней не понравилось”. И дальше идет насмешливый монолог о вечно недовольных, жалующихся на жизнь и брюзжащих немцах. “У нас в Германии, - уверяет Янник Мар, - негатив всегда ставят во главу угла. Если спросить, скажем, коллегу по работе, как он провел отпуск, то в 99 случаях из ста он ответит вам примерно так: “В последний день пошел дождь. Часа два лил...”
Почему же коллега так здорово загорел? Оказывается, все остальное время светило солнце и вообще погода была идеальная. Всех перещеголяла в этом “негативном императиве” одна из немецких газет, которая на следующий день после победы сборной Германии в финале чемпионата мира по футболу 1990 года вышла с заголовком “Чемпионы мира - а дальше что?”.
Ну что тут скажешь...
Германия |