|
Ольга Шишанова
На сегодняшний день в республике почти 37 тысяч детей-сирот, из которых более 23 тысяч находятся под опекой, попечительством или на патронатном воспитании, а около 13 тысяч продолжают жить и воспитываться в интернатах
В декабре прошлого года глава государства подписал Кодекс “О браке (супружестве) и семье”, в котором шесть из десяти постановлений касались вопросов усыновления. Так, за последние 13 лет в Казахстане усыновили 44 476 детей, в том числе граждане нашей страны - 35 148 детей, или 79 процентов, родственники-иностранцы - 523 ребенка, или 1,2 процента, и иностранцы - 8 805 детей, что составило от общего количества почти 20 процентов.
Как можно заметить, приоритет за возрастающим стремлением казахстанских граждан, желающих принять участие в судьбе “отказных” детей. Так, в прошлом году более трех тысяч детей-сирот обрели семью в Казахстане, что на 119 детей больше, чем в 2010 году.
Кроме того, сегодня еще 1380 наших сограждан зарегистрировали, как кандидатов в усыновители. За всеми этими цифрами стоит основной контингент - 95 процентов - казахстанских усыновителей - это люди среднего достатка. И лишь около пяти процентов - те, кто добился высокого общественного и материального положения.
К сожалению, на фоне радужных перспектив есть проблемы детей, которые в силу состояния своего здоровья обрести семью в нашей стране не могут.
Как правило, граждане Казахстана стремятся усыновить абсолютно здоровых детей и в очень раннем возрасте, тогда как свыше 80 процентов от общего количества детей, подлежащих усыновлению, имеют различные патологии и заболевания, зачастую очень тяжелые - сифилис, ВИЧ, олигофрения, ДЦП, нарушения деятельности центральной нервной системы и др.
В нашей стране пока еще усыновлять чужих, а тем более детей с отклонениями, “не престижно”. Приемные родители пытаются всячески скрыть факт усыновления, стыдясь этого. Многие даже меняют место жительства, что затрудняет последующий контроль за условиями жизни и развитием взятых на воспитание детей.
Впрочем, патологии, как ни странно для наших сограждан, не являются препятствием для усыновления таких детей иностранными гражданами.
В зарубежных странах приемные родители пользуются всеобщим уважением, их приравнивают чуть ли не к героям. Для иностранцев усыновить ребенка считается так же нормально, как и родить его. В Италии, например, родители просто обязаны рассказать малышу правду. В США ежегодно отмечают День приемной семьи, а глянцевые журналы пестрят фотографиями голливудских звезд с их приемными детьми.
Как уже говорилось, иностранцы за 13 лет усыновили более восьми тысяч казахстанских детей. Наибольшее число усыновлений приходится на США - 6609 детей. Затем в меньшем количестве следует Испания - 757 детей, Бельгия - 426, Германия - 172, Канада - 222, Ирландия - 147, Франция - 207 и Италия - 129 детей.
Однако сегодня ситуация поменялась - за последние два года в Казахстане наблюдается снижение усыновлений детей иностранными гражданами. И если в 2010 году они усыновили 506 детей, то в 2011 году на 376 детей меньше.
Причины заключаются в первую очередь в измененном перечне необходимых документов для постановки на учет граждан, желающих усыновить детей, а также в увеличении сроков подготовки заключений о возможности или невозможности быть кандидатами в усыновители.
Ранее, как известно, интересы иностранных граждан представляли зачастую случайные люди, деятельность которых не была регламентирована законодательством, носила хаотичный характер и создавала почву для различных злоупотреблений. Информация о том, кто иностранцам поставлял сведения о ребенке, кто решал организационные вопросы, каковы при этом были затраты, была неизвестна.
Во избежание дальнейшего проявления подобных негативных моментов, идущих вразрез с Гаагской конвенцией по усыновлению, в Казахстане разработали и ввели процедуры аккредитации агентств по усыновлению. Так, за прошедший месяц, с начала регистрации 9 апреля текущего года, Комитет по охране прав детей зарегистрировал 17 агентств, из которых прошли аккредитацию только пять.
Может быть, эти меры смогут в какой-то мере контролировать дальнейшую судьбу “ненужных” маленьких казахстанцев.
Астана |