|
Фарида Галиева
Казахстан известен как страна с уникальной красивейшей природой и практически неразвитой туристической инфраструктурой. Парадокс: все у нас есть - горы, озера, леса, реки, а культурно отдохнуть при этом людям негде. Правда, вскоре в Казахстане станет одним курортом больше
Урочище под названием Кок-Жайляу в горах Заилийского Алатау в окрестностях Алматы популярно уже не у одного поколения алматинцев. Известно оно и другим казахстанцам. Особенно с недавних пор, когда на этих склонах решили построить современный курорт.
Впрочем, правильнее его называть все-таки не горнолыжным, а вообще горным. Именно в этом его уникальность и беспрецедентность. Ведь до сих пор в горах по соседству были именно что горнолыжные курорты: “Шымбулак”, “Акбулак”, “Табаган”... Тогда как на “Кок-Жайляу” любители активного отдыха смогут получить самые разные услуги: от сноуборда до бассейна. К тому же к городу он будет располагаться куда ближе вышеперечисленных. Впрочем, о конкуренции речи идти не может. Ведь, как уже говорилось, в стране в целом и в южной столице в частности совершенно не хватает цивилизованных, благоустроенных мест для отдыха. И появление еще одного можно только приветствовать.
В этой связи довольно странно выглядят сомнения в целесообразности подобного проекта, высказываемые некоторыми “экспертами”. Мол, он будет финансово несостоятельным, ибо иностранцы к нам не поедут: далеко и неинтересно.
На самом деле это застарелая причуда нашего менталитета - оглядываться на заграницу. Поедут - не поедут, что о нас подумают и т.п. При чем тут вообще иностранцы?!
Курорт нужен нам самим: алматинцам, казахстанцам. И сегодня-то, повторимся, недостаток мест для отдыха ведет к пробкам на междугородних трассах, очередям на курортах и, соответственно, при таком соотношении спроса и предложения - к дорогущим ценам. И даже к тому, что отдохнуть культурно и недорого те же горнолыжники, например, едут в соседнюю Киргизию. А что будет через пяток-другой лет, особенно учитывая, какими темпами развивается южная столица?
В общем, тревога за наполняемость “Кок-Жайляу”, если таковая у кого имеется, видится совершенно надуманной.
Другой немаловажный аспект - экология. И здесь, прежде всего, необходимо успокоить людей, что экосистема от создания горного курорта не только не пострадает, а даже выиграет.
Дело в том, что у многих слово “экология” ассоциируется лишь со шлагбаумами и сборами. Тогда как на самом деле внимание к экологии предполагает настоящую революцию в сознании.
Речь о том, чтобы научиться грамотно сочетать в тесном соприкосновении друг с другом современную урбанистическую цивилизацию и дикую природу. Взять, к примеру, Алматы. Гигантская городская агломерация, каковую представляет собой южная столица, неизбежно в процессе своего роста вторгается в соседние экосистемы, и чем дальше, тем этот процесс будет все острее. Так вот, выход не в том, чтобы остановить этот процесс (что объективно невозможно), а в том, чтобы научиться минимизировать ущерб от него. Чтобы и люди получали удовольствие от общения с природой, но чтобы и экосистемы при этом продолжали функционировать, пусть и немного видоизменившись.
Во всем мире национальные парки являются подобными компромиссами, где дикие флора и фауна соседствуют с асфальтом и бетоном, а подкармливаемые животные и птицы приучены не бояться человека. Но только не у нас. Ведь что такое среднестатистический казахстанский национальный парк? Да ни больше ни меньше, чем своего рода бесплатное госпастбище, на котором местное население выпасает скот, а туристы мусорят так же, как и в любом другом месте, только предварительно уплачивая за это пошлину. И это - охрана природы?!
Ведь всякому (и по-всякому - экологам) известно, что самый большой урон диким животным наносит вовсе не человек как таковой, а домашние животные, которые лишают “аборигенов” пищи, оттесняют их от водопоев и, в конце концов, выживают. И то, что курорт будет сделан именно на территории нацпарка, очень даже хорошо и символично. “Кок-Жайляу”, вполне возможно, станет полигоном для того, чтобы выстроить новый порядок взаимоотношений человека и природы. Чистота и контроль, невозможность стихийного туризма и традиционных сельхозпромыслов в сочетании с развитой инфраструктурой даст возможность отдыхающим насладиться симбиозом привольной природы и бытового комфорта.
Если угодно, это будет прецедентом по возвращению национальным паркам истинного, первоначального значения. И, будем надеяться, - примером практической, а не декларативной заботы об экологии. |