|
Ботагоз Сейдахметова
На прошлой неделе в клубе института политических решений прошло заседание на тему: “Взгляд в будущее: Казахстан-2020 на геополитической и геоэкономической карте мира”.
Взгляд в ближайшее будущее нашей страны показался мне слишком мудреным. По мнению ясновидящих от политики, в ближайшие восемь лет Казахстан и в целом наш регион ждут большие и малые потрясения, которые в прочих местах нашей планеты занимают чуть ли не столетия.
Но это всего лишь прогнозы, а они, как известно, вещь неблагодарная
Это первое заседание на тему: “Казахстан-2020”. КИПР запланировал целый цикл таких обсуждений на тему мировых и региональных процессов, их причины, последствия и воздействия на нашу страну.
В клубе политических решений уверены, что “сегодня важно понимать, какой будет повестка будущего”. В частности, насколько поменяются полюсы геополитических сил, какова вероятность развязывания Третьей мировой войны, как изменится экономическая ситуация в регионе и мире, какие тренды глобализации или дезинтеграции станут определяющими и как эти изменения в целом повлияют на развитие Казахстана.
Главными спикерами этого заседания выступили известный казахстанский политик Петр Своик и представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов.
Оба попытались выделить мировые и региональные тренды развития страны в ближайшем будущем и, как водится, вещали по-разному об общих проблемах.
Первый спикер все больше говорил о Казахстане, энергозависимой экономике нашей страны, осторожно попытался представить, что будет с Казахстаном после Нурсултана Назарбаева. По мнению Петра Своика, после Назарбаева в Казахстане не будет такого уровня харизматичных политиков, а потому власть может стать коллективной, а система перейти на уровень большего парламентаризма. То бишь очень оптимистичный прогноз.
Среди прочих оптимистичных пророчеств - возможность отбить часть своих интересов иностранных инвесторов в секторе энергетики.
Но при этом Петр Своик считает, что к 2020 году возрастет китаизация экономики Казахстана, рост влияния российских олигархов, “станет меньше Европы и больше Китая”, увеличится сырьевая зависимость. Сохранятся социальные проблемы, которые можно решить только через политические реформы страны.
Политик привел перечень мер, которые позволят Казахстану выжить, а именно - новые технологии, местное самоуправление, независимый бюджет и парламентаризм.
Если верить его же прогнозу о коллективной власти после ухода первого президента, то один пункт из этого ряда уже предрешен, а значит, счастье через восемь лет будет вполне себе возможно.
Впрочем, как мне показалось, часть прогнозов понятие “счастье” исключает на корню. То бишь и через восемь лет простой народ Средней Азии будет жить тяжело и особого прогресса ни в экономике, ни в социальной сфере ждать не придется.
Тем временем второй спикер Марат Шибутов замахнулся на мировые тренды, такие как возможность новой колонизации Африки.
Африканская перспектива опять попасть в кабалу больших и злобных стран лично меня забавляла. Ведь на деле ни одного весомого аргумента не привели. Да и восемь лет - это слишком короткий срок для кардинальных перемен и на Черном, и на Азиатском континентах.
Впрочем, ясно, откуда ноги растут у такого прогноза, - конечно, никого из политологов не оставила равнодушным “арабская весна”, которая началась еще в прошлом году, но все еще продолжает бушевать. На языке Запада все эти революции носят характер перемен в регионе, возможности большей демократизации, а может, и прихода исламистов во власть. Но уж точно не новой колонизации этих стран, в которых выросло не одно поколение образованных людей.
Впрочем, большая часть прогнозов так или иначе касалась роли Китая и России в нашем регионе. Но получилось, на мой взгляд, гадание на ромашке - то любит, то не любит, то к сердцу прижмет. С одной стороны, эксперт говорит о том, что до 2020 года Китай остановит свою экспансию в пользу решения внутренних проблем, но тут же добавляет, что Китай расширит сферу влияния в Средней Азии и Казахстане из-за построения межрегиональных дорог. Может, в этом противоречии и есть рациональное зерно, а истина все же в том, что влиятельней сосед, ясное дело, всегда. Тем паче через восемь лет сохранит свое влияние в регионе.
Что касается России, то даже Кремль, на мой взгляд, до конца не понимает своей роли в регионе на ближайшее будущее. Но вот Марат Шибутов уверен, что у России и США вдруг улучшатся союзнические отношения, что приведет к большему влиянию России в Центральной Азии. В частности, расширение сферы влияния России на бывшем советском пространстве будет в виде создания Единого экономического пространства, а потом Евразийского союза.
В итоге, при общем согласии аудитории образ Казахстана в 2020 году представляется печальным: это небольшая азиатская страна, член Евразийского союза с сырьевой экономикой, контролируемой преимущественно евразийскими холдингами. При этом часть суверенитета передадут в союзные структуры, а политическая система будет президентско-парламентской.
Эдакий ренессанс СССР в отдельно взятом азиатском регионе. |