|
Ирина Ковалева, Украина
Дефолт по-украински?
В западных СМИ появилась информация, что риск дефолта у Украины сейчас больше, чем у любой другой страны за исключением Греции. Журнал “Биржевой лидер” сообщает, что рост внешнего долга постоянно растет. И вот с новой публикацией отчета Минфина о дальнейшем росте госдолга на 111 миллионов долларов многие эксперты сразу же приписали стране скорое банкротство, ведь теперь мы должны 24 миллиарда 618 миллионов долларов США. Ну а валовой внешний долг, включающий обязательства государственных и частных заемщиков, вообще превысил 126 миллиардов долларов. Неужели наступает дефолт по-украински? Или кому-то выгодно объявить Киев неплатежеспособным?
Одному инвестору
известно
Отчетливо помню беседу с известным политическим деятелем, журналистом, публицистом, антиглобалистом, депутатом Европарламента
Джульетто Кьеза, с которым удалось пообщаться год назад. Тогда итальянец был очень убедительным, заверил, что скоро Украине будет конец, потому что взяла она деньги у МВФ, система которого рассчитана на то, чтобы аннулировать суверенитеты нуждающихся в финансовых инъекциях стран. И вот сегодня агентство Bloomberg заявляет, что вероятность дефолта у Украины очень высока. Неужели? Журналисты ежегодно угрожают им то Исландии (2008 год), то Ирландии (2009 год), то ЕС (с 2010 года), не говоря уже о Штатах, чья растущая сумма астрономического долга в 14,7 триллиона долларов известна даже далеким от экономической науки школьникам и пенсионерам.
Итак, если верить различным рейтингам, самыми крупными государствами-должниками являются США, Евросоюз, Великобритания, Германия, Франция и Япония, имеющие... самые высокие международные показатели надежности, от экспертов таких авторитетных агентств, как Moody’s, Fitch Ratings и Standard Poor’s. Интересно, как они получили эти места под солнцем? Например, госдолг Штатов равен 100 процентам ВВП (14 700 миллиардов долларов), и чтобы вернуть инвесторам деньги, американской экономике нужно год бесплатно работать, если не считать проценты на проценты, которые начисляют на сумму растущего долга. Верите, что американцы захотят год безвозмездно “вкалывать”? Инвесторы тоже не верят, стараясь до минимума сократить облигации США в своих инвестиционных портфелях. У Греции этот показатель еще выше - 167 процентов, или почти два года ее экономика должна работать на “дядю инвестора”. Массовые забастовки продемонстрировали: греки категорически не принимают такой путь решения “долговой ямы”. И очередные транши проблем не решат, потому что “покрывают” очередные проценты долга, растущего астрономическими темпами из года в год, а новые кредиты поступают не в греческую экономику, а на выплату этих самых процентов.
Но самое угрожающее положение в мире даже не в Греции с 1,6 годовым ВВП долга, даже не в Италии и США и тем более не в Украине с 0,7 ВВП долга, а вполне в благополучных странах - в Люксембурге и Ирландии, задолжавших миру соответственно 34 (!) и 10 (!) своих годовых ВВП. Забавно, Люксембургу нужно 34 года подряд работать за спасибо, чтобы вернуть после приостановки выплаты процентов свои долги. Так почему Украина в мировых рейтингах потенциальных банкротов ниже Ирландии и Люксембурга? Почему потенциально неплатежеспособные страны считаются надежными для инвестиций? Это одному инвестору известно. Ну а эксперты поясняют, что современные трейдеры не смотрят на рейтинги, а торгуют краткосрочными позициями, доверяя державам с устойчивой экономикой, имеющим хорошую ликвидность на рынке, считая их более защищенными от дефолта, чем страны так называемого “третьего мира”, у которых с неограниченной финансовой помощью США и ЕС как-то не складывается.
Надежность гособлигаций на современном спекулятивном биржевом рынке определяют не столько размером внешнего долга страны, сколько геополитической ситуацией в мире: страны, пусть даже с большим долгом, но политически стабильные, имеют меньше шансов дойти до уровня дефолта. Именно это делает их облигации привлекательными. Большинство крупных инвесторов гоняются за спекулятивной прибылью, считая важнейшим признаком не сумму задолженности, а ликвидность ценных бумаг, и пока страна своевременно обслуживает свои долги, проблем нет. Как только это умение пропадает, как, например, у Греции, государству моментально грозит не только экономический кризис, но и социальный взрыв.
|
Согласно стандартам ООН, за чертой бедности в Украине проживает 80 процентов населения. Однако до социального взрыва пока не дошло. Наверное, это потому, что, если верить ежегодному докладу правозащитных организаций “Права человека в Украине-2011”, бедным себя считает четверть украинцев. |
В долгу, что в МВФ:
ни дна, ни берегов
Согласно стандартам ООН, за чертой бедности в Украине проживает 80 процентов населения. Однако до социального взрыва пока не дошло. Наверное, это потому, что, если верить ежегодному докладу правозащитных организаций “Права человека в Украине-2011”, бедным себя считает четверть украинцев. Гордые мы. Приняли новую пенсионную реформу, подняли тарифы на услуги ЖКХ, но мы терпим. И верим, что тарифы на газ для населения в преддверии парламентских выборов не поднимут. В отличие от социальных стандартов. Хотя эксперты полагают, что недавно озвученные президентом Януковичем обещания повысить эти самые стандарты создадут еще большие проблемы для сотрудничества Украины с Международным валютным фондом, поскольку тот требует от должников соблюдать режим строгой экономии. И, не желая повышать газовые тарифы в октябре (вопрос расценок на газ стал камнем преткновения и в прошлом году, когда Украина утратила возможность получить три квартальных кредита в размере примерно 1,5 миллиарда долларов каждый в рамках программы stand-by общим объемом 15,5 миллиарда долларов), правительство будет вынуждено искать другие источники для рефинансирования выплат по кредитам МВФ.
Как заявил еженедельнику “Зеркало недели” руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский: “Ведь если сегодня для того, чтобы стабилизировать систему государственных финансов и избежать серьезных потрясений, всем странам прописывают экономию в тех или иных измерениях, то понятно, что такое поведение Украины, по меньшей мере, нуждается в дополнительных и очень непростых объяснениях для МВФ”. Впрочем, в администрации Януковича это мнение опровергают. И напоминают, что наибольшее расхождение между украинской позицией и позицией МВФ лежало не столько в плоскости бюджетных проблем, сколько касалось повышения тарифов. “Поэтому с этой точки зрения существенного воздействия на наши взаимоотношения с МВФ, наверное, не окажет”.
|
Более тысячи активистов Федерации профсоюзов Украины, представителей отраслевых профсоюзных организаций Киева и Киевской области пикетировали представительство Международного валютного фонда в Украине |
Напомним, программа сотрудничества Украины и МВФ, одобренная в июле 2010 года, предусматривает выделение кредита на сумму 15 миллиардов 150 миллионов долларов под ставку 3,5 процента годовых. Срок действия программы - два с половиной года. Первый транш украинцы получили в размере 1 миллиарда 890 миллионов долларов. Решение о выделении второго в размере 1 миллиарда 500 миллионов долларов МВФ принял в декабре 2010-го и тут же “заморозил” сотрудничество. По оценкам Всемирного банка, существует даже риск расторжения действующего соглашения о кредитной программе stand-by Украины с МВФ.
Однако украинское правительство сообщает, что страна выполняет программу сотрудничества и пока не ведет переговоров о реструктуризации своей задолженности.
- Мы соблюдаем практически все требования МВФ за исключением одного, которое заключается в увеличении тарифов на газ для потребителей на 50 процентов. И мы не можем согласиться с таким требованием, потому что тарифы у нас сейчас очень высоки. Все остальные требования выполнили, надеемся, что в перспективе достигнем согласия, - сообщил президент Янукович The Wall Street Journal. И добавил, что в марте Украина выплатила МВФ 575 миллионов долларов по первому траншу, что объем выплат на текущий год составляет 3,72 миллиарда долларов. И для погашения этой задолженности, а также долгов по облигациям Киев хочет получить от МВФ новые кредиты на 10 миллиардов “зеленых”.
Но кредитов пока нет. И Минфин, наверное, займет деньги путем продажи ОВГЗ и гособлигаций. Вряд ли МВФ согласится рефинансировать выплаты без выполнения выдвинутых им условий. Ну а если украинские власти все-таки попросят, то это фактически будет означать получение нового транша, который используют на выплату полученных займов.
|
Напомним, программа сотрудничества Украины и МВФ, одобренная в июле 2010 года, предусматривает выделение кредита на сумму 15 миллиардов 150 миллионов долларов под ставку 3,5 процента годовых. Срок действия программы - два с половиной года. Первый транш украинцы получили в размере 1 миллиарда 890 миллионов долларов. Решение о выделении второго в размере 1 миллиарда 500 миллионов долларов МВФ принял в декабре 2010-го и тут же “заморозил” сотрудничество. |
Спокойствие,
только спокойствие
За годы независимости Украина основательно погрязла в долгах. Увы, их увеличение не зависит от того, кто находится у руля державы. Потому что рост долгов каждой конкретной страны - это, в первую очередь, часть глобальной политики мирового правительства по порабощению всех стран и всех граждан. И долг каждого руководителя - вести такую внешнюю и внутреннюю политику, чтобы вверенное ему государство сохраняло подлинную, в том числе финансовую независимость. Вот, например, грекам дали 113 миллионов. Через три года задолженность выросла до 150 миллиардов. Тот, кто дает деньги, атакует суверенитет государства. Атакует не с Марса, а с Уолл-стрит. Несколько гигантов встречаются где-нибудь в Манхеттене раз в месяц и решают судьбы Греции, Ирландии, Португалии. И Украины. Всего лишь несколько человек шантажируют весь мир.
Ну а что касается дефолта по-украински, то, по словам министра финансов страны, он пока отменяется. Задолженность растет, конечно, но все свои долговые обязательства Украина осуществляет без проблем, мол, финансового ресурса хватает. Наверное, тарифы на газ для населения по осени поднимут. |