Константин Маскаев
В ряды казахстанских СВО - Сил воздушной обороны - возвращаются образцы техники, прошедшие полный курс обновления на специальных военных заводах в Российской Федерации.
В частности, речь идет о самом большом из существующих сегодня серийных вертолетов в мире “Ми-26”, несколько единиц которого стоят на вооружении казахстанской армии и выполняют в том числе гражданские задачи чрезвычайного характера
Этот “Ми” с бортовым номером 92 больше полугода находился на военном авиаремонтном предприятии в Новосибирске, где исполину заменили все детали и агрегаты, которые по регламенту выходили свои сроки, подновили, заново покрасили и выпустили в дальнейший полет.
К слову, вертолет данной марки и модификации, помимо своих безусловных преимуществ в размерах и грузоподъемности, считается и одним из самых надежных. Ресурс его активной эксплуатации рассчитан на сорок лет. Но против регламента самого же разработчика ничего не возразишь: если выходит налет часов, деталь или узел меняют на новые, даже если, по идее, они могли бы выходить и два срока.
На родном аэродроме его встретили, как брата и боевого товарища, с чувством непоказной сдержанной радости. И тут же включили в планы полетов: процесс подготовки летного состава и наземных служб продолжается, как говорится, в любую погоду.
О технических параметрах “Ми-26”. Он поднимает до 20 тонн полезного груза, способен взять на борт до 82 десантников с полным вооружением, перевозить в грузовом отсеке военный грузовик или БТР. Может быть оборудован топливозаправочной аппаратурой, доставлять топливо в труднодоступные, отрезанные места, даже к месту боя, и заправлять одновременно 10 машин.
Вертолет запустили в серию в 1978 году, и он до сих пор остается непревзойденным по ряду параметров. Конкурентов у него нет. На 2011 год, по данным реестра воздушных машин, изготовили 310 вертолетов “Ми-26”. Выпуск продолжается.
Казахстанский вертолет, о котором идет речь, выпустили в 1989 году. Но капитальный ремонт прошел впервые. Этот и другие военные борта активно используют не только для нужд армии. Не далее как в прошлом году вертолеты Сил воздушной обороны принимали активное и действенное участие в тушении лесных пожаров в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях.
Хотя в международной практике, да и на родине этот вертолет за свои размеры получил почти официальное прозвище “летающая корова”, в казахстанских пенатах “Ми-26” почтительно называют “королевой”. А то можно услышать и “каравелла”. Что, впрочем, еще точнее подчеркивает отношение к этому гиганту.
Командир эскадрильи Марат Искаков с гордостью и удовольствием отзывается о своих подчиненных и рассказывает о боевой технике:
- Экипажи у нас постоянные, парни не первый год летают вместе. Обладают большим опытом летной практики. Поэтому у нас есть кому “ставить на крыло” молодых лейтенантов. Как правило, большинство пилотов - универсалы, практикуются в управлении нескольких машин, имеющихся в распоряжении.
“Ми-26” называют не простым безликим термином “вертолет”. Он относится к классу воздушных кораблей. И старший пилот на его борту: командир воздушного корабля. Да и экипаж у “Ми-26” больше, чем у любого другого вертолета и состоит из пяти, по необходимости - из шести человек: двух пилотов (командир и помощник), бортового техника, штурмана экипажа и бортмеханика. Управлению “Ми-26” мы обучаем пилотов, которые по шесть-семь лет отлетали на “Ми-17” и других вертолетах. Это большая тяжелая машина. Новичку на нее рано.
Фото автора |