|
Алан Байтенов
Стендовые модели бывают разными - вода, воздух, земля или делятся по принадлежности к странам, чьи интересы защищала представленная техника. Однако их объединяет одно - от каждой веет теплом, что оставил автор за многие месяцы работы. Подходящий пластик или металл - уже хорошо, но эти материалы, так сказать, в инфинитиве не имеют души. Далее дело за персональной техникой оформления и за желанием моделиста воплотить определенный сюжет. Каждый из них, конечно же, скульптор, художник, инженер и историк. Необходимо обладать всеми этими навыками в совершенстве, чтобы вдохнуть жизнь в миниатюру
В этот раз выставка стендового историко-технического моделизма была проведена в Школе изобразительного искусства и технического дизайна имени Абылхана Кастеева - Клубе Юнеско. Мероприятие было посвящено теперь уже неофициальному празднику - Дню Советской армии. Вход был свободным, следовательно, каждый мог оценить высочайший профессионализм энтузиастов стендового моделирования лично. В этот раз, отмечают организаторы, мероприятие собрало примерно сотню участников. Здесь были представлены диорамы, фигуры, корабли, автомобили, бронетехника и авиация.
Нередко на создание моделей уходят годы. Еще бы - необходимо полностью погрузиться в историю, изучить ее и только потом приступать к сборке и оформлению. Важно также выбрать сюжет и уже под него подогнать собираемую копию. Смешать краски надо так, чтобы сразу стало очевидно - да, на самом деле эта машина прошла не одно сражение. В этом случае идеально подойдут специальная литература и фотографии. Если автор берется за реконструкцию какой-либо военной кампании, то он обязательно должен учесть время года, дату (порой, в зависимости от времени вводились некоторые технические дополнения) и регион. От этого всего напрямую зависит экстерьер модели или, например, форма одежды персонажей, задействованных в миниатюрной сцене. И только после этого начинается настоящая работа - все особенности необходимо воплотить на высшем уроне. Ошибиться, конечно, легко, однако коллеги, если что, посоветуют и корректно поправят.
У каждого моделиста перед выставкой смешанные чувства - вроде как стремишься показать свои работы, но в то же время иногда модели во время транспортировки получают серьезные повреждения. Правда, желание показать свое искусство и обсудить с коллегами уникальные приемы работы зачастую пересиливает сожаление о потерянных деталях. Так случилось и в этот раз - автор материала стал свидетелем самого живого общения, когда участники выставки делились впечатлениями, рецептами своей кухни и подсказывали новые применения, казалось бы, привычным в быту материалам. Кроме того, особое внимание было уделено юным посетителям выставки. Ни один вопрос не был оставлен без внимания - с каждой из боевых единиц связана своя история. А за ней и история сражений, в которой принимали участие, например, бронированная техника, авиация или флот. Как поделились с нами организаторы выставки, историческая миниатюра - отличный способ приобщить подрастающее поколение к изучению истории в ненавязчивой форме.
А теперь обратим внимание на наиболее интересные экспонаты выставки. Конечно, каждая модель заслуживает индивидуального подхода, но исключительно физически это невозможно. Поэтому мы расскажем о наиболее ярких, на наш взгляд, представителях микромира. Один из участников (забегая вперед, скажем - победитель номинации “Бронетехника”), Александр Сопов, впервые показал на публике свои работы. Его модели сделаны полностью из металла, имеют массу подвижных частей (причем каждая из них приводится в действие электродвигателями) и так же, как и оригиналы, спокойно передвигаются по пересеченной местности. Александр работает в масштабе 1:30. А если быть точнее, тут же поправляет он - 1:29,8. Автор собирает в основном российскую технику, состоящую на вооружении. На его стенде были представлены: основной танк Украины - Т84 “Ятаган”, артиллерийский комплекс “МСТА-С”, артиллерийский комплекс “Пион”, Т90, Т95 (кстати, “в миру” выпушен пока опытный образец) и ракетно-зенитный комплекс “Смерч”. Здесь же был представлен и американский “Абрамс М-1”. Говорить о точности не будем, лишь упомянем такую подробность - вручную сделаны даже гусеничные треки, каждый из которых состоит из трех частей.
Еще заинтересовал “Локхид P-3 Орион”. Цели этого самолета - все, что двигается под водой и на ее поверхности. На выставке был представлен тот вариант, что нес службу в Японии. Примечательно то, что эту модель собрала Любовь Попова, одна из немногих девушек-моделистов. К слову, на разработку и оформление ушло около 9 месяцев. При том, что в общей сложности Любовь занимается моделированием 2 года.
Сразу у нескольких авторов был замечен “Белл P-39 Аэрокобра” - американский истребитель периода Второй мировой войны. Он отличался несколько необычной конструкцией - двигатель находился позади кабины пилота. Более 4500 подобных машин были поставлены в СССР по ленд-лизу. На этих самолетах защищали Союз такие асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.
Опять-таки - все модели не упомянуть. Особенно, если учесть авиацию гражданского назначения (или космическую), дорожную и строительную технику. Каждая модель, вне сомнения, достойна занять определенное место в музее. Однако они, в отличие от зарубежных, проявляют чрезвычайно низкий интерес к использованию, например, авторских диорам, за фактическую точность которых можно ручаться. При том, что диорама - очень удобный и сравнительно недорогой способ представить себя частью исторически важной сцены. Все, что имеется в отечественных музеях, как правило, еще советского производства. Если и есть современные работы, то выполнены они не на самом высшем уровне - настоящий профессионализм и отсутствие компромиссов присущи только энтузиастам своего дела. Какими, по сути, и являются наши моделисты. На Западе, естественно, дело обстоит иначе - музеи уделяют такому наглядному пособию особое внимание. А если речь идет о продаже готовой, оформленной модели, то стоимость ее в десятки раз превосходит стоимость голого комплекта. То есть оформление, режиссура и душа автора ценятся по праву очень высоко. У нас же ситуация несколько иная - авторам порой приходится продавать модели практически по стоимости затраченных материалов.
В то же время не только эти сложности стоят на пути отечественных моделистов. На самом деле тяжело найти даже помещение для организации совершенно бесплатной выставки - стоимость аренды порой может стать главной причиной отказа от проведения мероприятия. Так уже случалось. В частности, с одним из традиционных мест, когда в срочном порядке пришлось искать “запасной выход”. Однако на этот раз все сложилось иначе - руководство Школы изобразительного искусства и технического дизайна имени Абылхана Кастеева пошло на встречу и предоставило демонстрационный зал совершенно бесплатно. За что инициативная группа организаторов выставки выражает особую благодарность.
Напоследок хотелось бы представить победителей. В качестве призов, что были учреждены спонсорами, денежные сертификаты и сами модели (со стороны организаторов - дипломы). Итак: диорамы - Кайрат Тулясов, Владимир и Лев Захватовы; фигуры - Медхат Досымбеков; корабли - Александр Стусев; автомобили - Павел Балкунов; бронетехника - Александр Сопов, Евгений Читаев, Сергей Пастухов; авиация - Любовь Попова, Павел Григорьев, Арман Жумаев, Сергей Ширшев, Дарын Избаев.
Фото Талгата Галимова |