|
Сохраним ли свой портрет
В Государственном музее изобразительных искусств имени Кастеева в Алматы демонстрируется уникальная выставка с интригующим названием “100 х Франция”. Символично, что она совпала с очередным днем рождения фотографии. О почти двухвековой истории французской фотографии, от истоков до наших дней, рассказывают представленные на выставке работы. Мелькают всемирно известные имена: Анри Картье-Брессон, Золтан Брассаи, Андре Кертес, Манн Рэй, Жак-Анри Лартиг, Эжен Атже, Роббер Дуано, Феликс Турнашон-Надар...
Просматривая фотографии, читая сопроводительные подписи, многие посетители задумываются над вопросом: а может ли подобную экспозицию выставить Казахстан?
Своими мыслями на эту тему делится академик Петровской академии наук и искусств, профессор Академии кино и телевидения при университете “Туран”, почетный член ряда международных фотосоюзов и ассоциаций, президент алматинского фотоклуба “Медео”, большой знаток истории фотографии Казахстана Валерий Коренчук
Немного истории
В первой декаде января мир отметил день рождения фотографии. Вот уже 173 года человечество пользуется этим эпохальным изобретением, таким же значимым, как книгопечатание.
Как ни странно, но у фотографии два дня рождения. И вот почему.
Первый - 7 января 1839 года. В тот далекий от нас день на заседании Парижской Академии наук ее ученый секретарь Франсуа Доминик Араго сообщил о сенсационном открытии. О том, что известный художник, кавалер ордена Почетного легиона Луи Жак Манде Дагер, долгие годы работавший со своим недожившим до триумфа компаньоном Нисефором Ньепсом, изобрел способ сохранения изображений, которые свет рисует в камере-обскуре. Способ назвали дагерротипией.
Только через полгода, когда изобретение было выкуплено государством за пожизненную пенсию Дагеру и наследникам Ньепса, секрет дагерротипии 19 августа был обнародован и стал достоянием цивилизованного мира. Так Франция подарила человечеству первый фотографический способ.
Буквально на следующий же день появились первые последователи-дагерротиписты. Сначала в самом Париже, потом в России, в США. Способ был достаточно дорогим и трудоемким. Для дагерротипии нужны были полированные серебряные или покрытые серебряной амальгамой медные пластинки, которые очувствляли парами йода сами фотографы. Естественно, делалось это в темноте или при слабом свете свечи. Дагерротип получался в одном экземпляре в зеркально обращенном виде. Экспозиция первоначально доходила до 20 минут. А проявлять пластинки приходилось крайне вредными парами ртути.
Тем не менее дагерротипия заполонила мир на целое десятилетие. Так, в Нью-Йорке в 1853 году уже существовало свыше сотни ателье. В тот год в них изготовили три миллиона дагерротипов.
|
Работа фотомастера Талгата Галимова |
Почему дагерротипия
миновала Казахстан
В России первый сохранившийся дагерротип был сделан любителем, подполковником путей сообщения Ф.О.Тереминым 8 октября 1839 года.
Но вот на территории Казахстана первые светописные снимки были отсняты лишь спустя десятилетия. А дагерротипия, похоже, вообще обошла Казахстан стороной. Что было тому причиной, историкам остается только гадать: удаленность, громадные безлюдные пространства, суровый климат - зимние морозы до 40 градусов и изнуряющая летняя жара, или трудоемкость первого фотографического процесса. Но ни в одном архиве, ни в одном музее мне не довелось увидеть дагерротипа, сделанного на казахстанской земле. Нет достоверных данных и о том, что кто-то у нас занимался дагерротипией. Даже утверждение краеведа Владимира Проскурина о том, что известный фотограф города Верного (ныне Алматы) Абрам Лейбин был знатоком и мастером дагерротипии, я отношу к вольной фантазии коллеги.
Вполне резонное, хотя и очень необычное объяснение отсутствию дагерротипов в Казахстане я нашел в публикации свердловчанина Евгения Бирюкова в журнале “Фото. Сибирский успех” за 1998 год.
|
Семья Лейбиных |
Как известно, российское и военное, и культурное освоение территорий нынешнего Казахстана происходило со стороны Сибири. Даже центр Степного генерал-губернаторства долгое время находился в Омске. Но дагерротипия в Зауралье и Сибири успела сделать только первые шаги. Так, в 1845 году сюда из Санкт-Петербурга довольно долгим и изнурительным путем через Москву, Екатеринбург, Тобольск, Томск, Красноярск в Иркутск направился отставной инженер-поручик Альфред Давиньон, посвятивший себя обещавшему большие барыши занятию. В Санкт-Петербурге у него было свое дагерротипное заведение, но совсем рядом на Невском проспекте находилось ателье знаменитого Сергея Левицкого. Выдержать конкуренцию Давиньону было не по силам, и он отправился в новые края.
По дороге делал портреты сибиряков, среди которых были и отбывавшие наказание декабристы, их жены и дети. Случайно в руки жандармов Москвы и Петербурга попали присланные родственникам и друзьям портреты-дагерротипы государственных преступников ссыльного князя Сергея Волконского и разжалованного штабс-капитана Иосифа Поджио.
Разразился крупный скандал, и в Сибирь полетело императорское повеление: “Извольте приказать, чтобы были отобраны все портреты, а также принадлежности дагерротипов”.
Полицейское управление взялось за дело. Незадачливого Давиньона арестовали. О том, что происходило дальше, свидетельствует такой документ: “Мы, нижеподписавшиеся, проживающие в городе Ялуторовске, находящиеся под надзором полиции государственные и политические преступники, выслушав предписание господина, состоящего в должности тобольского гражданского губернатора от 8-го настоящего месяца за №18, дали настоящую подписку в том, что обязываемся не иметь у себя дагерротипов, и что в настоящее время таковых у себя не имеем. В том подписуемся: Иван Пущин, Евгений Оболенский, Иван Якушкин, Василий Тизенгаузен, Матвей Муравьев-Апостол”.
Какие знакомые, почти родные по пушкинскому окружению имена!
Слухи о весьма предосудительном занятии, видимо, и препятствовали распространению в крае дагерротипии.
Первые шаги
фотографии
в Казахстане
Только в начале 1850-х годов, когда появился мокроколлодионный процесс и узаконился новый термин - фотография, тут и там стали объявляться “светописные ателье”. Сей процесс, предложенный английским скульптором Фредериком Скоттом Арчером, был не менее трудоемок, чем дагерротипия. Фотографу приходилось самому готовить светочувствительную эмульсию на коллодии, равномерно поливать ею стеклянную пластинку и экспонировать, пока она не высохла. На все про все только 20-30 минут. Мало, но гораздо дешевле. К тому же этот способ был негативно-позитивным и позволял тиражировать снимки.
Для полиции фотография и дагерротипия, как небо и земля. Насчет фотографии никаких указаний не поступало. Поэтому и в Сибири, и в Казахстане стали открываться фотографические салоны. Их было достаточно много в регионе. В одном из таких ателье в Семипалатинске в 1856 году и был сделан известный снимок Чокана Валиханова и Федора Достоевского.
Второй путь пришествия фотографии в Казахстан из европейской части России, со стороны Волги, был эпизодически экспедиционным. В течение пяти лет, с 1869 по 1874 год, отсюда велась съемка Средней Азии, которой руководил исследователь этих краев А.Л.Кун. Более 1200 снимков, выполненных тем же мокроколлодионным способом, вошли в четырехтомный “Туркестанский альбом”, получивший в 1885 году одну из высших наград на Парижской Международной географической выставке. Так как возможности полиграфии в то время были крайне скудны, альбом был изготовлен фотоспособом в нескольких экземплярах. Сколько там было снимков, относящихся к Казахстану, история умалчивает. Но они, безусловно, были.
А самые, по-моему, первые доподлинно казахстанские ландшафтные снимки были сделаны в Семипалатинске в начале 1870-х годов. Примечательно, что они были делом рук прародительницы казахстанских фотолюбителей Любови Константиновны Полторацкой, жены семипалатинского губернатора.
Сам генерал-лейтенант Владимир Александрович Полторацкий был известным путешественником, ежегодно совершал инспекционные поездки по Алтаю вплоть до китайской границы. Нередко в этих путешествиях его сопровождали супруга и дочь. Неутомимая генеральша отменно знала все тогдашние секреты светописного мастерства. Около 50 фотографий она включила в альбом “Виды и типы Западной Сибири”, также изготовленный в нескольких экземплярах. Журнал Российского Географического общества похвально отозвался о ее снимках, и в 1879 году на Московской антропологической выставке альбом удостоился большой серебряной медали, а Полторацкая была принята в члены фотографического пятого отдела Русского Технического общества.
В дореволюционной истории фотографии Казахстана много славных имен. Павлодарцы чтут память Дмитрия Поликарповича Багаева, оставившего несколько тысяч стеклянных пластинок с фотолетописью города и Степи. Астанайцы с гордостью говорят о Константине Павловиче Шахове, на чьих снимках запечатлен их родной дореволюционный Акмолинск. Алматинцы хорошо знают своих фотолетописцев - Абрама Соломоновича Лейбина и его сыновей Павла и Владимира. Кроме бытовой портретной фотографии Лейбин занимался съемкой городских видов. Пережил два разрушительных землетрясения. Его снимки зданий до и после майского землетрясения 1887 года вошли в одноименный альбом, изготовленный в десяти экземплярах. Восемь по 40 снимков и два по 52. Три альбома предназначались для высочайших особ - государя императора и великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича. Павел Лейбин продолжал видовую съемку в Семиречье до середины 1930-х годов. Ему принадлежат и первые фотосъемки здешних мест с аэроплана.
В Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей есть снимки, сделанные Бокеевым, внуком хана Жангира. Когда-то я держал в руках цветную диапозитивную пластинку “Автохром”, отснятую в городе Верном в 1911 году родственником Пугасова.
Безусловно, в Казахстане были дагерротипы, завезенные из метрополии или присланные своим родственникам. Но в их исчезновении в огромной степени повинны время и Великая Отечественная война. Как известно, тогда существовал “Торгсин” - организация, которая скупала изделия из золота и серебра, драгоценные камни, меха, картины в обмен на продукты. И серебряные портреты далеких предков сохранили жизнь своим голодающим потомкам.
Серебряный век
казахстанского
фотоискусства
Начало 1960-х годов Советского Казахстана ознаменовалось всплеском самодеятельного творчества. Свыше двадцати областных и городских фотоклубов. Такие знаменитые, как “Караганда”, павлодарский “Орион”, костанайское “Синегорье”, темиртауский “Сплав”. Только в Алма-Ате было более сотни фотокинокружков и три фотоклуба - “Медео”, “Алатау”, “Алма-Ата”.
В 1965 году инженер-электрик Виталий Федорович Бильков, пробив брешь в “железном занавесе”, вывел Казахстан на мировую фотоарену и получил при этом первый диплом в Чехословакии. Через два года преподаватель истории Эльхом Сейдалин заслужил бронзовую медаль во Франции. В 1969 году оба получили уже серебряные медали. Это было только начало. Один за другим вышли на мировую арену четыре десятка алматинских фотомастеров. Имя фотоклуба “МЕДЕО” вскоре стало известно фотографическому миру. Не только всесоюзному, но и зарубежному. Ореолом фотографической славы засветились имена Валентина Григорьева, Владимира Печканова, Олега Ионова, Виктора Седельникова, Раисы Круговой, Сергея Денисова, Ольги Коренчук, Владимира Шургаева, Владислава Елагина, Виктора Горбунова, Анатолия Хорошавина. Если добавить имена карагандинцев Павла Кунина, Юрия Варыгина, павлодарцев Едиге Ниязова, Александра Пархоменко, Бориса Краснянского, десятка молодых фотомастеров, то список получится достаточно внушительным.
|
Фото из “Туркестанского альбома” |
За почти полувековую историю работы алматинцев демонстрировались на 1480 международных выставках. Принесли своим создателям 5 Гран-при, 17 Международных премий “За социалистическое фотоискусство”, два десятка золотых медалей, вдвое больше серебряных и бронзовых, около двухсот дипломов, грамот, призов и прочих отличий. Не меньше наград и у карагандинских фотомастеров.
Четырнадцать казахстанцев отмечены почетными званиями ARTIST FIAP и EXCELLENCE FIAP Международной федерации фотографического искусства. У некоторых мастеров по десятку, по сотне фотографических наград. Из Австралии, Америки, Африки, Азии, из сорока стран мира. По нескольку десятков персональных выставок. Сотни и сотни работ, вошедших в анналы фотоискусства.
Вот только где хранятся все эти сокровища? К великому сожалению, лишь по домам да по родственникам. В советское время фотографию, снисходя, все-таки признавали за искусство, но ни в одном музее не было отдела фотораритетов. Только архивы собирали и хранили фотографии, ценя и признавая за ними их документальное свойство.
Единственный на весь Казахстан Дом-музей фотографа Багаева, как филиал городского краеведческого музея, был организован в Павлодаре в деревянном частном домике-фотостудии Дмитрия Поликарповича.
Дом фотографии
Казахстана
Представьте себе, какой радостью светились лица алматинцев, спешивших на торжественное открытие Дома фотографии Казахстана.
Десять небольших, но уютных залов гостеприимно встречали посетителей. Вездесущие мальчишки прилипали носами к витринам со старинными фотоаппаратами из частных коллекций Зайцева, Кленова, Лиханова, Бузина. За стеклом поблескивали хромированными частями “флендеры” и “лейки” “цейсы-иконты” и “лингофы”, “пентаконы” и “минольты”, “зениты” и “фэды”, “никоны” и “кэноны”. Светились надраенными латунными боками “анастигматы” и “апланаты”. Растягивались в улыбке меха павильонных камер. В центре сияла лакированным красным деревом камера-обскура “жиру” с медной эмблемой самого Дагера.
К открытию дома были подготовлены персональные выставки патриархов фотожурналистики Иосифа Будневича, Федора Сальникова, Юрия Куйдина.
Посетителей познакомили с библиотекой и читальным залом, в фондах которого уже числилось полторы тысячи книг, монографий, учебников по фотографии и более четырех тысяч каталогов зарубежных фотовыставок. Провели в реставрационную мастерскую и архив, где на металлических полках уже лежало несколько аккуратных папок с подаренными фотографиями.
Бывалые посетители начали сравнивать алматинский Дом фотографии с московским и ташкентским. Пожалуй, он им ничем не уступает. Завораживала и программа деятельности Дома фотографии. Это и постоянные экспозиции. И дебютные выставки молодых фотографов. И обменные выставки зарубежных мастеров. И организация своих конкурсов, и курсов по фотографии. И многое-многое другое. Я мог бы перечислять и перечислять.
Но все это в мечтах. Не было и нет в Казахстане Дома фотографии. Будет ли он - большой вопрос. |