|
Мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары на этой неделе прибыли в Казахстан. 10 января их доставили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Пребывание святыни в епархиях Православной церкви Казахстана началось с южной столицы, где мощи были поставлены для молитвенного поклонения в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря. Прежде всего там состоялся молебен с акафистом - торжественным песнопением во славу святых мучениц. Молебны продолжались и позже в течение дня. Богослужение возглавлял митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Главе Митрополичьего округа сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий, другие иерархи православной церкви, епископы, благочинные настоятели и другие священники и монашествующие братья.
Перед молебном митрополит Александр напомнил присутствующим о жизни и подвиге преподробномучениц.
Великая княгиня Елизавета родилась в 1864 году в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, княгиня всем сердцем в молитвах искала ответ на вопрос: какая же религия истинна? В апреле 1891 года Елизавета приняла православие.
5 февраля 1905 года произошло событие, изменившее всю жизнь княгини. От взрыва бомбы террориста-революционера великий князь Сергей Александрович погибает. Бросившаяся к месту взрыва княгиня Елизавета увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она собирала и складывала на носилки части тела горячо любимого и лишь мгновения назад живого мужа.
В час тяжелого испытания Елизавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На третий день после гибели мужа княгиня поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы тот раскаялся в ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
Елизавета Феодоровна посвятила свою жизнь Господу через служение людям и создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая в честь святых сестер была названа Марфо-Мариинской, были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. На открытии обители великая княгиня сказала: “Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих”.
В обители великая княгиня вела подвижническую жизнь. Помимо того, что она избрала весьма умеренный образ жизни и строго соблюдала посты, она обходила палаты, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольных.
В Первую мировую войну великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Великую княгиню арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Спутниц княгини отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но монахини просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.
5 (18) июля 1918 года ночью палачи увезли узников за город на заброшенный рудник, избили прикладами винтовок и стали сбрасывать в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елизавету. Она крестилась и громко молилась: “Господи, прости им, не знают, что делают!”.
Елизавета Феодоровна и другой узник, князь Иоанн, упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Раненая, она оторвала от своего монашеского одеяния часть ткани и сделала перевязку князю, чтобы облегчить его страдания. Свидетели казни потом расскажут, что из глубины шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елизаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
Инокиня Варвара была одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елизавете, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми ласкова и обходительна, все любили ее. Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников российских.
При отступлении Белой армии в 1920 году гробы с мощами преподобномучениц были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у Елеонской горы.
На изготовление ковчега для святыни в свое время были использованы доски гробов, в которых останки преподобномучениц перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую землю. В ковчеге хранятся частицы святых мощей, земля из Дармштадта, где родилась великая княгиня Елизавета, земля из Гефсимании, где покоились Елизавета и Варвара с 1921 года, и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Ковчег украшен медальоном, который был подарен Елизавете Феодоровне Императором Николаем II по случаю принятия ею православия.
Вчера, 11 января, ранним утром, святыня отбыла в Уральск.
В Алматы святыня вернется на период с 23 по 27 февраля и будет располагаться в Свято-Вознесенском кафедральном соборе.
Путь следования мощей по Казахстану 11 января - 27 февраля 2012 года
11-14 января - пребывание мощей в Уральской епархии.
15-19 января - пребывание мощей в Костанайской епархии.
20-24 января - пребывание мощей в Петропавловской епархии.
24-27 января - пребывание мощей в Кокшетавской епархии.
27-31 января - пребывание в Павлодарской епархии.
31 января - 3 февраля - пребывание мощей в Усть-Каменогорской епархии.
4-10 февраля - пребывание мощей в Карагандинской епархии.
11-16 февраля - пребывание мощей в г. Астане.
16-23 февраля - пребывание в Чимкентской епархии.
23-27 февраля - пребывание мощей в г. Алматы.
Подготовил Константин Маскаев |