|
Светлана Фельде для “НП”
Погоды в Германии стоят совершенно нерождественские - полное отсутствие снега, дожди. Тем не менее страна давно готова к встрече Нового года. И хотя снега, как я и упомянула, нет, тем не менее на улице зябко, потому народ охотно согревается глинтвейном, жареным миндалем, пряниками, вафлями с сахарной пудрой и корицей. Торговые палатки на рождественских рынках завалены вкусностями. Кроме них, конечно, в ассортименте украшения, забавные поделки, носки ручной вязки, а еще, естественно, концерты, кукольные представления, театральные постановки. Кроме глинтвейна хитом продаж всегда являются рождественские календари. Это такие картонные домики с “начинкой”. Их по традиции дарят, в основном детям, к началу Адвента, за четыре недели до Рождества. На “фасаде” - 24 дверцы, каждую из которых нужно открывать строго в определенный день. За каждой из них - ячейка, в которой спрятана конфетка, шоколадка, маленькая игрушка или другой сюрприз. Такой календарь помогает малышам отсчитывать время до Рождества
Первый рождественский “счетчик” появился в 1851 году. История его появления (в виде ларца или картонной коробки с окошками) связана с Герхардом Лангом. Он был сыном протестантского пастора из небольшого городка Маульброна. И постоянно спрашивал маму, когда наступит Рождество. Женщина нашла оригинальный выход из положения. Она нарисовала на картоне 24 окошка и внутрь каждого из них пришила Wibele - крошечное печеньице, напоминающее по форме обувную подошву. Как гласит легенда, в 1908 году (благодаря Герхарду Лангу!) с типографского конвейера сошел первый рождественский календарь фабричного производства.
Впрочем, вернемся к праздничным базарчикам и ароматному напитку. В упомянутые четыре недели в Германии работает около пяти тысяч рождественских базаров. Годовой объем промышленного производства глинтвейна составляет 50 миллионов литров. И почти весь этот объем расходится накануне Рождества. Пользуются спросом и пунши. Поговаривают, что за нынешний сезон будет выпито около пяти миллионов литров.
|
Каждый посетитель оставляет на базаре в среднем 12 евро. Средний оборот ларьков за четыре-пять недель составляет 25 400 евро. Ларьки с едой могут похвастаться и 50-тысячным показателем, а некоторые торговцы глинтвейном в особо бойких местах - 100-тысячным. Обороты сувенирных киосков более скромные - около 10 тысяч евро. Лидируют базары в Кельне, Дортмунде, Франкфурте, Штутгарте, Мюнхене, Дрездене, Нюрнберге. За сезон каждый из них посещает от двух до четырех миллионов человек.
Естественно, что кроме пития и поедания пряников есть другие более важные хлопоты. Правильно - поиск, подготовка и упаковка подарков. Если верить немецкой прессе, то на упаковку подарков нередко уходит больше сил и времени, чем на их поиск. Около 30 процентов немцев проводит за этим занятием более четырех часов. Судя по данным института Forsa, женщины тратят намного больше времени, чем мужчины. 72 процента немецких мужчин укладываются в два часа. На подарки к Рождеству жители Германии расходуют в среднем по 225 евро.
|
Больше всего тратят представители зрелой возрастной группы (56-65 лет). Их бюджет, согласно данным агентства Ernst & Young, достигает почти 280 евро. Меньше всего тратит молодежь в возрасте от 18 до 35 лет - от 170 до 200 евро. Больше всего подарков получают, конечно, дети. Около половины немцев одаривает к Рождеству от одного до пяти друзей и родственников. 40 процентов, согласно опросу одной из фирм посылочной торговли, готовит подарки для 6-10 человек. 7,6 процента составляют список из 11-15 имен. Еще большему кругу свое почтение и внимание с помощью презентов выражает 1,6 процента опрошенных. Согласно этому же исследованию, среди наиболее желанных подарков женщины называют духи и косметику, подарочные сертификаты, часы и украшения. В рейтинге мужских предпочтений - электроника, диски с музыкой и видео, а также книги. Большинство немцев подарки покупают в ноябре (48 процентов) и декабре (26 процентов). Восемь процентов делает это в сентябре, а один процент - уже в августе.
|
Общий оборот рождественской торговли в Германии (подарки, деликатесы, елки, украшения, спиртное) стабильно составляет от 62 до 65 миллиардов евро. Из них в 2009 году, например, по данным статистического ведомства, на покупки в Интернете пришлось более восьми миллиардов евро. Этот сегмент постоянно улучшает свои показатели.
Такой светлый праздник омрачается, увы, иногда и черствостью близких, и несостыковкой интересов. Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Моя подруга приобрела к празднику недавно вышедшей замуж дочери и зятю милые такие домашние тапочки, подошва которых начинена вишневыми косточками. То есть тапочки можно поставить в микроволновку и потом, как минимум, часа два ноги будут находиться в приятном тепле. Дочери подарок не понравился, и она потребовала у мамы квитанцию, чтобы сдать подарок назад.
|
Обидно. И вроде даже немного по-хамски. Согласно опросу института Emnid, 33 процента немцев без обиняков скажут, если подарок не понравился совсем. 38 процентов промолчат, а 25 процентов даже будут утверждать, что очень рады. О потенциальной готовности продать полученный подарок заявил примерно каждый десятый, но 86 процентов эту возможность начисто отвергают. Праздники дают много поводов для ссор. Согласно опросу одного из брачных порталов, чаще всего они возникают из-за того, где их проводить. На втором месте - декорации. На третьем - распределение заданий во время подготовки. Далее следуют уборка после праздника, выбор музыкального сопровождения и стратегический вопрос - включать или не включать телевизор.
Как видим, проблем накануне Рождества у народа много. А вот после него можно и расслабиться. И если мои соотечественники из разных республик бывшего Союза не против во время Рождества поехать в гости или в короткое путешествие, а Новый год по нашей старой традиции встретить за семейным столом, после двенадцати устроив на улице свой собственный фейерверк, то местные немцы обожают встречать Новый год в широком кругу друзей, знакомых, соседей. Всюду проходят шумные вечеринки. Самая грандиозная вечеринка под открытым небом организуется в новогоднюю ночь у Бранденбургских ворот в Берлине. В прошлом году она собрала около миллиона участников.
|
Вполне логично, что накануне праздников народ старается не думать о проблемах, хотя, конечно, есть над чем задуматься и опечалиться. Например, поговаривают, что Германии грозит энергетическая бедность. Так назвали состояние, в котором окажутся многие малообеспеченные семьи, поскольку за квартиру и отопление им придется отдавать более сорока процентов своих доходов. Причина в том, что стоимость добычи и доставки газа и нефти непрерывно растет. Это ведет к росту стоимости на продукты из них. За отопление квартиры в сто квадратных метров в этом году кому-то придется заплатить на триста евро больше, чем в прошлом. В предпраздничные дни цены на бензоколонках достигли рекордного уровня, а дизельное топливо стоит, как бензин. Министерство экономики всерьез озаботилось этим, поскольку такие высокие цены объясняются политикой компаний, выпускающих топливо. Антикартельное ведомство, сражающееся за справедливую конкуренцию, говорит о монополии пяти ведущих концернов - Aral, Shell, Jet, Esso, Total. Именно они контролируют ситуацию. Страдают от этого все, но особенно предприниматели, использующие грузовой транспорт. В экономике возникает серьезный перекос, растут цены на все. Поэтому уже сейчас рассматриваются возможности для принудительного регулирования стоимости топлива. А потребитель надеется на то, что и в новом году цены на бензин, топливо и продукты питания нельзя будет отнести к категории “драконовских”.
|
...Полагается закончить на оптимистичной ноте. Заканчиваю на ней. Мне нужно было приобрести десять подарков. Для самых близких друзей и членов семьи. Я уложилась в двести пятьдесят евро, присовокупив к каждому подарку собственноручно изготовленную поделку - подставку из бисера для свечи, бусы, оригинальную вазу, сделанную из самой обыкновенной бутылки. А сыну - в приложение к основному - купила книгу Анны Кох и Акселя Лилиенблюма, вошедшую в список немецких бестселлеров. Правда, у меня о бестселлерах несколько иное понятие, но мне уже и не девятнадцать. Так вот, продавец в книжном магазине уверил - бестселлер придется вашему сыну по вкусу. Подозреваю, что он прав. Книга называется “Ты забыла меня на балконе”.
В книгу вошли десятки, сотни СМС. Два года назад составители книги открыли в Интернете страницу, куда можно было присылать собственные отправленные или полученные сообщения. А потом просто выбрали “самые прикольные”.
Вынуждена признать - есть действительно потрясающие. Например:
20:41. Встречаемся в десять на площади.
20:45. ОК, а когда?
20:48. На площади.
9:35. Так здорово было с тобой вчера вечером. Тебе когда было особенно хорошо?
9:44. Когда ты ушел. Сотри немедленно мой номер.
5:36. Если ты боялась возвращаться ночью домой, то можешь больше не бояться: на улице уже светло. Папа.
Название книги - тема одного из сообщений. Молодой человек послал девушке эсэмэску: дорогая, ты забыла меня на балконе. Открой двери, я замерз.
Ответ пришел мгновенно: я тебя не забыла, я тебя выгнала.
|
Накануне Рождества и Нового года хочется пожелать читателям, чтобы их не выгоняли на холодные балконы, чтобы самым большим огорчением в новом году была ссора в старом на предмет того, кому вынести мусор, чтобы летящий к нам Дракон оказался милым и славным. Говорят, дракон европейский решительно отличается от восточно-азиатского. Китайские и японские драконы это либо нечто совершенно виртуальное, либо духи дождя - безобидные существа, напоминающие лягушек и живущие в какой-нибудь луже. Так что, судя по погоде, у нас в Европе ожидается Дракон азиатский. |