|
Почему на руси допинг вкусный
Новые спортивные сказки:
“Кот, Дрозд, Петух, Лиса и Эстафетная Палочка”
“Как свиньи с конями в футбол играли”
“Паховое колечко”
“Солдат и Царевна-Динамо”
“Сказка о мертвой и живой моче”
“Как биатлонист в пробирку не попал”
“Как Али-Баба Неймара купил”
“Лягушка-синхронистка”
“Мыло из судейского свистка”
“Как рак на минуту раньше окончания игры свистнул”
“Почему в меньшинстве играть тяжелее”
“Сказка о Балде и его мировом рекорде”
“Храбрый фехтовашка”
“Приключения Антона-тихохода”
“Гогул, Могул и Фристайл”
“Боб и четверо сидят”
“Отчего у сборной России форма белая”
|
Иван Колупала - древний славянский праздник
Отмечался обычно летом, в июне-июле, когда Солнце вырастало до размеров Земли (День летнего равноземия).
Другие названия праздника: Землеворот, Землерылий день, Солнцекрот, Йонас Грунтас (литовский), Землепан (польский) и др.
Праздник связан с древним общеславянским божеством Землеперуном (Землерылом).
Считалось, что ко дню Ивана Колупала земля набирает полную силу, а потому силу эту надо от земли брать. Мужчины, особенно богатыри и их кони, закапывались в землю по колено, по пояс.
Молодых девок, страшных ликом, мазали землей и грязью до неузнаваемости, а иногда окунали в землю с головой и задирали подол. Считалось, что в таком виде страшной девке легче будет найти до себя желающего или суженого, или контуженного.
После таких погружений и окунаний следовали омовения. Отсюда - другие названия праздника.
День землицы и водицы, Иван Стирала (Енотья Полоскунница). В ночь на Ивана-Енотью на реку выносили все белье и зимнюю одежду, снимали с себя летнюю одежду и стирали вообще все, стоя голышом и с посиневшими губами в студеной реке или озере. Потом разводили костры на берегу и все выстиранное сушили у огня, а сами голые бегали вокруг, чтобы согреться.
Некоторые девки, кстати, не только бегали вокруг, но и прыгали через костер с целью эпиляции ног, а если повезет, то и зоны бикини.
Иногда между кострами прогоняли скот, а потом прыгали через дымящиеся коровьи кучи.
Кострам приписывалась мистическая очищающая способность. Якобы огня боялись ведьмы и прочая нечисть. Считалось, что, испугавшись, злые колдовские силы собираются ночью на Капитолийской горе в Вашингтоне, в Лысом кабинете, и совещаются.
Согласно другим поверьям, на Ивана Колупалу ведьмы становятся особенно сговорчивы, и с ними в эту ночь хорошо прыгать через горящую постель.
Кое-где очищающие свойства огня понимали буквально и бросали через костер грязные овощи и фрукты, грязное белье, наивно полагая, что они после этого становятся чистыми и нужно только смахнуть сажу и копоть и съесть очищенное или надеть.
Из этого вытекала еще одна важная особенность колупальской ночи - очищающие клизмы. Получившие клизму парень и девушка брались за руки и терпели. А не стерпев, прыгали в реку.
За ними следовали и все остальные, кто уже согрелся и напрыгался у костра.
Купаться разрешалось во всех водоемах, кроме тех, что были заражены русалками.
Все купальщики должны были иметь специальные купальные шапочки, связанные из пятидесяти различных трав (в основном, из лопуха), и специальные купальные очки. Вместо стекол на такие очки натягивали бычий мочевой пузырь.
Чуть выше мы упомянули лопух. Это не случайно. Лопуху отводилась особая роль и при обрядовом купании. Лопухом удобно было прикрывать, вытирать и опахивать пахи и другие срамные места голых купальщиков и купальщиц.
Согревшись и обсушившись по второму разу, девки начинали заниматься глупостями. Например, плести венки и бросать их в воду. Опуская венок в воду, девушка внимательно следила за его поведением. Если венок плывет медленно, цепляется за осоку, значит, парень не торопится с женитьбой, а цепляется за каждый встречный сарафан. Если же венок крутится на месте и аж подскакивает на воде, суженый практически готов к браку. Если венок тонет, а потом всплывает - знать, жених будет запойный. Если венок плывет против течения или запрыгивает на другой венок, то он и вовсе не жених.
В некоторых деревнях плели очень много венков - на каждого жителя и всю деревенскую скотину, чтобы от нее тоже отогнать злых духов. Самая морока была с курами и цыплятами, зато потом еще долго бегали по деревенским улицам куры в маленьких веночках.
Популярны также были венки из шиповника. Девушки плели их и надевали на головы парням, за которых не собирались замуж ни при каких обстоятельствах. А иногда девушки для таких парней плели венки из крапивы и заталкивали им в портки...
* * * Кроме Ивана Колупалы у славян-язычников были и другие праздники. Назовем еще три. Иван Сусала. Другое дохристианское название праздника непечатно (литературная версия - Иван Хлебало, оно является древнеславянским вариантом имени Иоанна Смесителя).
К этому дню (к Ивану Сусалу) парни набирали полную силу и хлестали друг друга по сусалам. Особую роль при этом играли березовые колья. Девки водили вокруг избитых хороводы с визгливыми причитаниями, прикладывали к разбитым сусалам подорожник и опять-таки лопух.
Иван Елыпала. Праздник был связан с древним культом Ели, как символом лесной силы. В ночь на Ивана Елыпалу в лесу искали цветок ельника. Кто находил цветок ельника, тому открывались и клады глубокие, и коды замочные, и пароли заветные, и логины.
А те пары, что не находили цветка, просто рвали еловый лапник да и ложились на него. Укрывались лопухом. Если девушка не жаловалась, что колется, то у нее был шанс выйти замуж прямо в ночь на Ивана Елыпалу.
Иван Собирала. В праздновании Ивана Собиралы особую роль играли цветы. На цветах лежали, на цветах спали, на цветах ворочались, с цветов вставали, цветы рвали, цветами кидались, цветы ели и цветами же подтирались.
В полночь на Собиралу следовало не глядя набрать как можно больше цветов, положить под подушку, а утром громко чихать, сморкаться, потом выпотрошить подушку и постирать наволочку...
|