|
Несчастливый билет
Детективная повесть
Продолжение. Начало в № 29, 33, 36, 39, 42, 45, 47, 52
Глава 19
Еще сидя в самолете “Ту-134”, выполняющем рейс “Москва - Горноуральск”, Орлов неожиданно вспомнил, что у него в СИЗО все еще сидит задержанный Калюжный Тимур Иосифович, директор филармонии, задержанный на месте убийства кондуктора. Вспомнил он и о странных звонках от городского начальства с требованием непременно Калюжного посадить. Орлов решил допросить задержанного, благо самолет прибывал в два часа ночи, и до начала рабочего дня заняться ему все равно было нечем.
* * *
Михаил Петрович уже заканчивал вырезать на столе перочинным ножом надпись: “Здесь колол лохов старший следователь Орлов М. П.”, когда в комнату привели Калюжного.
Конечно же, Орлов хорошо знал, что для нормального хода допроса нужны два следователя - добрый и злой, но, как назло, в этот ночной час в отделе была запарка, и ни одного свободного человека, чтобы составить Михаилу Петровичу компанию на допросе, не нашлось. Пришлось ему отдуваться одному.
Едва за Калюжным захлопнулась железная дверь, Орлов нанес ему мощный удар в солнечное сплетение.
- Ну, здравствуй, змея подкалюжная! - злобно прошипел он.
Калюжный согнулся, держась за ушибленный живот.
Следователь быстро отскочил к столу, сел, взял ручку и добреньким голоском проговорил:
- А, это вы, уважаемый Тимур Иосифович! Проходите, присаживайтесь! Не желаете сигаретку? Может, у вас есть какие-нибудь жалобы? Говорите, не стесняйтесь! Но предупреждаю, все, что вы сейчас скажете, может быть использовано против вас. Молчите? Прекрасно. Что можете поведать следствию об убийстве Николая Старобабина?
Потом снова выскочил из-за стола и свирепо пнул ножку стула, на котором корчился Калюжный.
- Говори, тварь! Все равно нам все известно!
Через секунду Орлов уже снова сидел за столом и делал вид, что заполняет протокол. Подняв глаза на Калюжного, он ласково произнес:
- Видите, Тимур Иосифович, не стоит злить Михаила Петровича, а то он вас, грешным делом, покалечить может.
- За что? - прохрипел Тимур Иосифович.
Орлов снова выскочил из-за стола.
- Было бы за что, все бы твои духовые трубы знаешь откуда торчали?! Колись, дровосек ты оперный, а то я тебя на семь нот порву и каждая на суде в тон прокурору пиликать будет! Колки отверну и бемоли на диезы натяну!
- Я отказываюсь отвечать на ваши вопросы без своего адвоката! - взвизгнул Калюжный. Очки его запотели.
- Ах, адвоката тебе?! - еще больше рассвирепел Михаил Петрович. - Может, тебе и бабу в концертном платье?! Листки в протоколе переворачивать?! Говори, гад, кто тебе велел убить кондуктора?
- Я очень вас прошу, гражданин следователь, позовите адвоката! - взмолился Калюжный.
Следователь улыбнулся.
- Значит, мы фильмов насмотрелись импортных. Ну что ж, давайте все вместе позовем вашего адвоката! А-дво-кат! А-дво-кат!.. - дурашливо закричал Орлов.
Калюжный заплакал.
- Гражданин капитан! - произнес он, всхлипывая. - Я знаю, вы не такой, как все, в душе вы наверняка интеллигентный человек! Если это так, то отпустите меня, пожалуйста!
В ответ на это Михаил Петрович высморкался прямо на пол.
- Не реветь!!! - уже спокойнее заорал он.
Калюжный вздрогнул и перестал всхлипывать. Орлов опять перешел на добрый, доверительный тон.
- Гражданин Калюжный, давайте спокойно, без нервов во всем разберемся. Вот вы - директор филармонии, так?
- Так, - обреченно кивнул Калюжный.
- Значит, это вы признаете. Уже хорошо... А почему же вы, директор филармонии, ехали не на персональной машине, а в каком-то занюханном троллейбусе? - Орлов снова добавил в голос металла. - Что-то тут у вас не сходится, гражданин Калюжный! Ведь не по чину вам ездить в троллейбусах, а?!
- Да, сознаюсь, это была моя ошибка... халатность... - забормотал директор филармонии. - Больше такое не повторится!..
- А ведь из-за вашей, как вы говорите, “халатности” погиб человек!
- Я не убивал... Я тут ни при чем...
Калюжный отбивался уже из последних сил. Орлов чувствовал, что стоит еще чуть-чуть поднажать - и он “расколется”.
- Э, нет, Тимур Иосифович, - сказал следователь, - так не годится. Опять вы за свое - “не убивал”, “ни при чем”... Что за детский сад? Давайте-ка лучше с вами договоримся по-хорошему, а? Как мужчина с мужчиной, а? Вы мне - чистосердечное признание, а я вам за это - пятнадцать лет строгого режима. Годится?
Калюжный молчал. Орлов пододвинул к нему листок бумаги, ручку.
- Вот вам перо, бумага, опишите поминутно, чем вы занимались в троллейбусе. Если что забудете, спрашивайте...
Директор филармонии безразлично и тупо глядел перед собой.
Михаил Петрович опять сорвался на крик:
- Ну все, сволочь! Довел ты меня!
И, подняв телефонную трубку, Орлов торжественно произнес в нее: “Палачей в четвертую комнату!”
Калюжный не реагировал. Казалось, ему уже было наплевать на свою собственную судьбу.
- Ну хорошо, - согласился Орлов после пятиминутной паузы. - Не хотите писать - не надо. Тем более, я все за вас уже сам написал. Вы только подпишите, пожалуйста, вот здесь...
Орлов протянул Калюжному другой листок бумаги, на котором значилось: “Я Калюжный, Тимур Иосифович заявляю что, убил кондуктора Старобабина Н., в переполненном троллейбусе чтобы, завладеть его местом”.
Директор филармонии перевел взгляд на бумагу, пробежал глазами текст и неожиданно усмехнулся. Казалось, в нем внезапно созрело какое-то решение. Орлов насторожился.
- Я не могу это подписать, - спокойным и твердым голосом сказал Калюжный. - Здесь неверно расставлены знаки препинания, а я человек интеллигентный и не могу себе позволить бросаться своим именем!
Следователь смотрел на подозреваемого и не мог поверить своим глазам. Его поразила перемена, произошедшая с Калюжным за считанные минуты. В этот момент Орлов понял, что директор филармонии ни в чем не признается.
- Так значит вы... э-э... не убивали никого? - спросил он, чтобы хоть что-то спросить.
- Нет.
- Никого-никого? Ни разу?
Калюжный снова усмехнулся.
“Ну и черт с тобой! - с обидой подумал Орлов. - Ну и ладно, обойдемся, найдем другого убийцу! Катись ко всем чертям в свою вонючую филармонию!..”
Глава 20
В 9.30 утра капитан Орлов вошел в кабинет полковника Стригуна. Полковник сходу озадачил Михаила Петровича вопросом:
- Орлов, тебе известно, что сегодня ночью из следственного изолятора бежал подозреваемый Калюжный, он же Спиваков?
- Этого не может быть, гражданин начальник, - твердо ответил капитан, - из нашего СИЗО бежать невозможно. И вообще, я его сам отпустил...
- Правильно, - согласился полковник. - Не напрягайся, Миша, это я тебя проверял. Хотя за то, что ты Калюжного отпустил, начальство меня по головке не погладит. Уж лучше бы ты его “расколол”. Где нам теперь искать убийцу?
Михаил Петрович не по-уставному пожал плечами. Стригун вдруг усмехнулся:
- Может, заказать местному телевидению рекламный ролик о явке с повинной? О том, как это здорово, честно и правильно! Вроде того - “Признался и спи спокойно!”, а?
- Или: “Чистосердечное признанье облегчает пониманье!” - подхватил шутку Орлов.
- Ладно, посмеялись и будет, - полковник вновь сделался серьезным. - Теперь к делу. Твой доклад о командировке в Москву я уже прочел. Хорошо пишешь, подлец! Язык - что у твоей Марининой. Как там у тебя?.. - полковник поднял глаза к потолку и продекламировал. - “... Безутешное горе сетью мелких морщин залегло вокруг карих глаз гражданки Драчевой Е. А. Определенно, утрата мужа сделала гражданочку еще более привлекательной...” Печататься не думал?
- Спасибо... - смущенно пробормотал Орлов. - Для меня очень важно ваше мнение, товарищ полковник...
- Теперь, что касается троллейбусного депо. Сержант Шнурко проверил сиденья в троллейбусах - наркотиков там нет, хоть все сиденья и изрезаны. Но чувство такое, что твоя прекрасная вдовушка не ошиблась, и в нашем депо действительно воруют, и воруют по крупному. А убитый Старобабин им, видимо, чем-то помешал, вот они его и убрали. Значит так, Михаил Петрович. Ты давай - звони начальнику депо Сикуляру и хорошенько попугай его, пускай понервничает, а мы сегодня же установим за ним наружное наблюдение. И, кстати, телефончики его послушаем.
- Есть.
- Это первое. Второе: сегодня же отправь оперативную группу на квартиру Старобабина, и пусть она там хорошенько поищет... Да, и последнее: завтра, когда будешь с Сикуляром беседовать, в глаза его внимательно смотри. Ведь они, глаза, многое могут рассказать... Вот, помню, у меня был случай: убили одного спортсмена, штангиста. Причем убили штангой. И ни улик, ничего. Так я убийцу по глазам определил. Им оказался старик, вахтер из спортзала. Старенький уже, магнезия из него сыплется, а туда же - в убийцы... Ну все, Миша, действуй!
Продолжение следует...
Экономь время, не читай попусту!
Краткий обзор русской и мировой литературных классик, подготовленный редакцией “КБ” для деловых и занятых людей
А. С. ПУШКИН
“Я вас любил...”
(стихотворение)
В своем стихотворении “Я ВАС ЛЮБИЛ...” Пушкин как бы пишет одной своей знакомой, что вот, раньше ты мне очень нравилась. И сейчас, наверно, тоже, но не уверен. Да и ладно, говорит Пушкин в своем стихотворении, как говорится, не хочешь - не надо... Но, пишет Пушкин в стихах, ты еще пожалеешь и поймешь, что такого искреннего, нежного и нормального пацана, ну типа вот как я, фиг найдешь.
Н. В. ГОГОЛЬ
“Ревизор”
(ломовая комедия)
Пьеса “Ревизор” описывает простую житейскую ситуацию, когда молодой человек, едва вступивший на самостоятельный жизненный путь, волею судеб оказывается один в чужом городе, без денег и без взрослых. Молодого героя на каждом шагу подстерегают случайные любовные связи, незнакомые люди, предлагающие деньги, балы, встречи и т. д и т. п.
В какой-то момент может показаться, что еще чуть-чуть и Хлестаков (кстати, его зовут Хлестаков) упадет в яму беспробудного разврата и пьянства. Но молодой человек находит в себе силы и уезжает из этого вертепа в глушь, к природе, к истинно русским истокам...
“Мертвые души”
(поэма без рифм)
В этой книге сатирически изображен предприниматель Чичиков, а под мертвыми душами Гоголь подразумевает и высмеивает умерших крестьян и их пороки. С крестьянами - тут все понятно, их есть за что покритиковать, но вот что в этой книге неясно - в чем же преступление Чичикова, наивно пытавшегося хоть какими-то инвестициями оживить умирающую экономику русской провинции? Ведь, по большому счету, от его деятельности не пострадала ни одна живая душа! Непонятно нам это...
Читая “Мертвые души”, мы вот еще что заметили: Гоголь часто пользуется таким приемом - что-нибудь говорит или делает устами своих героев. Так, устами простого крестьянина Гоголь спрашивает, доедет ли это колесо до Казани али не доедет. И устами другого мужика сам себе отвечает, что до Казани, дескать, доедет, а вот до Москвы - навряд ли. Потом писатель устами Ноздрева пьет вино, устами Собакевича ест бараний бок с кашей, устами Манилова целуется со всеми подряд и т. д.
Короче говоря, интересная книга.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
“Анна Каренина”
Краткое содержание: главная героиня (ее зовут Анна), не выдержав, бросается под поезд, а потом, не выдержав, умирает.
“Война и мир”
Россия побеждает в Отечественной войне 1812 года, принеся большие жертвы: умирают Андрей Болконский и Петя Ростов, а Наташа Ростова становится самкой.
Основная идея - мир победит, победит войну.
“Воскресение”
Молодой человек соблазняет девушку по фамилии Маслова и засыпает. Эта Маслова вскоре переезжает в Петербург и поступает на высокооплачиваемую работу.
Своего соблазнителя она встречает в зале суда, и они вместе уезжают на каторгу.
А. М.. ГОРЬКИЙ
“ПЕСНЬ О БУРЕВЕСТНИКЕ”
(песня)
Великий поэт-песенник Алексей Горький написал эту вещь в самом начале своей блистательной карьеры, и с тех пор этот шлягер прочно держится в школьной программе.
Над седой равниной моря, чуть пониже туч, разворачиваются основные события этой поэмы, а именно - летает буревестник. Делает он это гордо. В отличие от гагар, он ничего не прячет, ему многое доступно. Он мужик. От пингвина он выгодно отличается умом и нежирным телосложением.
И все-таки Буревестник, к сожалению, недалеко ушел от тех же плачущих гагар и жирных пингвинов. Ему не хватает мужества подняться еще выше и летать в тучах, вот он и мечется между тучами и морем, как бы выпячивает себя, как бы выпендривается, крича о буре. Уж лучше бы бросил бомбу в царя.
ШАРЛЬ ДЕ КОСТЕР
“Легенда о Тиле”
Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак делали все для освобождения родной Фландрии: надсмехались и издевались над властями, глумились над церковью, ели, пили, занимались любовью, за что им заслуженно присвоено звание народных героев.
Н. ОСТРОВСКИЙ
“Как закалялась сталь”
О том, как можно предать чистую юношескую любовь, о том, как беспощадно советское государство, перемалывающее человеческие души, о том, как в результате надрывного бесплатного труда люди превращаются в больных, немощных, - об этом красноречиво рассказывает повесть “Как закалялась сталь”.
И. В. ГЕТЕ
“ФАУСТ”
Объем - 2 толстых тома.
Цвет обложки - черный.
Основная идея - Бог есть.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
“Идиот”
Вообще, у Достоевского есть несколько хороших книжек. Одна из них “Идиот”.
На фоне мрачного Петербурга середины XIX в. н. э. развивается история болезни молодого идиота (кн. Мышкин). Кн. Мышкин приехал из Швейцарии, где он лечился, в Санкт-Петербург (идиот!). Основной конфликт романа построен на притязаниях со стороны мужской части Санкт-Петербурга к молодой, но развращенной (Тоцкий) женщине (Настасья Филипповна). Эта женщина отказывается жить с идиотом, а живет то с одним (Тоцкий), то с другим (Рогожин), но не с ним (кн. Мышкин). Что происходит в финале - нам неизвестно, в силу того, что мы эту книжку не дочитали. |