|
Айгерим Бейсенбаева
Недавно в кинотеатре “Цезарь” в Алматы прошла закрытая премьера художественного фильма “Байконур”, над созданием которого работали кинематографисты трех стран. Продюсерами картины стали Гульнара Сарсенова (Казахстан), Сергей Сельянов и Анна Качко (Россия), Файт Хельмер (Германия). Последний выступил также в качестве режиссера-постановщика картины
“Байконур” - картина, рассказывающая фантазийную, почти мифическую историю любви простого аульного парня и французской космической туристки. Не все современные казахстанские картины заслуживают просмотра хотя бы до середины. Этот же проект представляется довольно многообещающим хотя бы потому, что съемки проходили на закрытых территориях космодрома, доступ к которым обеспечили российские участники проекта. Совсем недавно кто-то из отечественных кинокритиков сетовал на то, что в Казахстане огромное количество уникальных киногеничных мест, которые неплохо было бы показать на экране. Даже не иностранной публике, а нам самим. И вот картина, демонстрирующая виды легендарного космодрома “Байконур”, представлена мировой общественности.
|
Продюсер картины Гульнара Сарсенова и юная актриса Венера Алиева |
Сюжет этой лирической картины может показаться несколько абсурдным как на словах, так и во время просмотра. Жители маленького аула недалеко от космодрома живут тем, что падает с неба, - то есть собирают обломки космических объектов и продают их китайским скупщикам за банки консервов. В поселении есть свои колоритные персонажи: красивая, но явно тронувшаяся умом девушка и юный техник Искандер по прозвищу Гагарин. Последний увлечен космосом до такой степени, что собрал единственный в ауле радиоприемник и каким-то чудом освоил английский язык, чтобы подслушивать сообщения. Космос для местных жителей - источник смерти и жизни; это противоречие раскрывается в картине достаточно живописными сценами и деталями. Описание быта села, окутанного атмосферой необычайной близости космоса, - одно из явных достоинств картины. Через тундык искандеровской юрты, кажется, видно не просто звездное небо, а самый настоящий глубокий космос.
Авторское кино зачастую довольствуется именно такими противоречивыми атмосферными вещами, не сильно перегружая ленту действием, однако этот проект использовал все кинематографические ресурсы на полную катушку.
Простой аульный джигит Гагарин проникается самыми искренними чувствами к космической туристке Джули Майе, увидев ее в репортаже о запуске очередной команды на орбиту. Отлетав свое на 20 миллионов, белокурая француженка в специальной капсуле была отправлена обратно на Землю. Посадка была не самой удачной - от удара космическая туристка потеряла сознание. А заодно и память. Чем не преминул воспользоваться Гагарин. Найденной в степи девушке в космическом костюме он внушает, что является ее женихом, и та, как ни странно, верит.
|
Кадры из фильма |
Не внимая советам односельчан выдать девушку разыскивающим ее космическим службам, герой прячет Джули до последнего. Он искренне убежден в том, что все, упавшее с неба, даровано Богом, будь то груши, космические обломки или французские космонавтки с голливудской внешностью. Ситуация разрешается сама собой, когда к Джули внезапно возвращается память. Дальнейшие события развиваются в подобном фантасмагорическом ключе и изобилуют колоритными, хотя и несколько надуманными тяжеловесными сценами и деталями. Остается только добавить, что вторая часть фильма сильно уступает первой по сюжетной нагрузке и кажется несколько затянутой.
Помимо сюжета, отдающего легкой абсурдностью, зрителя ожидают некоторые элементы космической кухни, быта в космическом городке и редкие документальные кадры подготовки, испытаний и запуска ракеты. Именно эти детали разной степени достоверности представляют наибольший интерес не только для зарубежного зрителя, настроенного на экзотику в виде старухи в степи, играющей на кобызе, но и для отечественной публики.
Кроме этого картина отличается хорошей подборкой актеров и преимущественно достойной актерской игрой, что, вероятно, является результатом педантичной работы немецкого режиссера Файта Хельмера.
|
Режиссер фильма (слева) рассказывает о съемках |
И отличными декорациями - как в масштабах космической станции, так и небольшой деревеньки в несколько лачуг.
Существенным же недостатком помимо продолжительно-невнятной развязки стала несколько неразборчивая речь многих персонажей фильма, в основном фигурантов космических сцен.
Картина, по словам создателей, не предназначена для широкого проката, ее ожидает фестивальная судьба. С момента окончания работы над проектом картина была несколько раз продемонстрирована на закрытых показах, в том числе и в Германии, на родине режиссера. |