|
Алан Байтенов
2011 год запомнится нам как период повальной оцифровки населения. В частности, государство существенно облегчило процесс получения, а также использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Также отметилось нестандартным подходом - само сделало шаг к потребителю, присваивая подписи практически на каждом углу. Естественно, это породило некоторые слухи, например, о том, что ЦОНы в будущем будут упразднены, так как оказание государственных услуг переходит в новый электронный формат
Мы связались со специалистами, которые смогли рассказать нам о реальном положении уровня оснащенности населения ЭЦП и возможностью ею пользоваться. Выяснилось, что ЭЦП роздано всего 800 тысячам (кстати, большинство из этого количества получили юридические лица), следовательно, часть населения продолжит пользоваться услугами ЦОНов еще, как минимум, 3-4 года.
К использованию электронной цифровой подписи мы движемся давно. Как известно, все бумаги, касающиеся сертификатов, были подписаны еще в 2003 году. Подпись представляет собой набор электронных символов, который подтверждает достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания. Когда ЭЦП только появилась, она имела несколько неудобную для использования рядовым гражданином форму. Приходилось устанавливать массу стороннего программного обеспечения, что очень часто работало нестабильно. Кроме того, вы автоматически привязывались к компьютеру, куда были установлены сертификаты. Вскоре с развитием технологий этот механизм был пересмотрен, и теперь ЭЦП можно хранить на простом переносном устройстве. Фактически только в этом году был сделан реальный шаг к тому, чтобы иметь возможность записывать эту информацию на чип удостоверения личности.
После этого технологического прорыва объявилась еще одна проблема - обычный человек никак не хотел добровольно ее получать. И страница сайта электронного правительства, ответственная за присвоение подписи, пустовала. Поэтому и было предложено самим пойти, что называется, в народ. Это и объясняет тот бум с получением ЭЦП - конторки с логотипом электронного правительства начали появляться практически везде, особенно в местах скопления народа. Добивались одного - выдать подпись хотя бы для того, чтобы гражданин попробовал воспользоваться государственными услугами, предлагаемыми в новом формате. Однако эксперты несколько скептично относятся к такому шагу - реально работающих электронных услуг у нас действительно мало и наивно полагать, что человек часть из них получит в режиме онлайн, а часть, придя в ЦОН. Скорее всего, “пользователь” выберет второй вариант, для того чтобы получить все услуги сразу и в одном месте. Тем самым, считают эксперты, пока не будет реально работающей базы, острой необходимости в получении ЭЦП нет.
Продолжая свою мысль, эксперты обозначили еще один момент, который также не работает на успех предприятия, - нет тех жизненно необходимых услуг, которые бы оказывались в электронном формате, отчего получение подписи было бы оправданно. Взять, например, ту же самую справку (сегодня о ней говорят с особой помпой) об отсутствии или наличии недвижимости. Как правило, эти справки, отмечают эксперты, необходимы исключительно узкому кругу потребителей, тем, кто проворачивает операции с той же недвижимостью. “Проблема в том, что многие услуги формируются не от потребности, а по мере готовности оказывать эту услугу тем или иным государственным органом. И не всегда она столь необходима для населения”, - отмечает Михаил Тюнин, директор Корпоративного фонда “Информационная Инициатива” (организация занимается проектами, связанными с электронным правительством).
В то же время, отмечают эксперты, тот режим, в котором предоставляются сегодня услуги в электронном виде, только отдаленно напоминает идею электронного правительства. “Получение информации - это не совсем то, что мы ожидаем от работы электронного правительства. Допустим, хорошо получить информацию - какое пособие кому положено. Но для того, чтобы его оформить, все равно необходимо идти куда-то, в тот же ЦОН, например. Так вот, когда появится возможность оформлять документы в режиме онлайн, только тогда можно говорить о реальной работе электронного правительства и о реальной необходимости ЭЦП”, - отмечает Михаил Тюнин.
Еще один момент - электронные справки. Конечно, получение этих справок сокращает время общения с государственными органами, но все равно это не имеет ничего общего с идеей электронного правительства, принятого во всем мире. “У нас почему-то гордятся выдачей электронных справок. Но вообще этого надо стыдиться. То есть это говорит о том, что человеку все равно необходимо предъявлять справку. Хотя, по идее, электронное правительство подразумевает лишь то, что человек должен идентифицироваться, а все остальное должна делать система сама. Например, справка о недвижимости - зачем мне ее показывать, если государство само занимается переоформлением недвижимости? Возьмите эти данные и сами все сделайте. Зачем эти промежуточные варианты? Или банк - дайте ему возможность посмотреть, есть ли у меня недвижимость. То есть так, как это делается во всем мире. Смешно, но проводили даже такие конкурсы, мол, получи 8 электронных справок, и мы обещаем тебя поощрить, например, выдать какой-либо приз. Когда я рассказал об этом своим зарубежным коллегам, их реакция была одна - это не электронное правительство, это какая-то игра с малограмотными в этом отношении гражданами, которые недопонимают суть электронного правительства”, - рассказывает Михаил Тюнин.
И, конечно же, главный вопрос: как скоро в ЦОНах не будет необходимости? На что эксперты отвечают: ближайшие 3-4 года об упразднении ЦОНов не может идти и речи. Вполне возможно, формат их работы изменится, так как будет меньше обращений со стороны владельцев ЭЦП. Но в то же время у нас большое количество людей, которые не владеют достаточным уровнем знаний, чтобы свободно пользоваться всеми преимуществами ЭЦП. “Прогресс, конечно, идет, однако очень медленно. Вообще, развитые страны то, что мы используем в 2011-м и будем использовать в 2012 году, применяли еще 10 лет назад. Самая главная причина, по которой наше электронное правительство отстает, - это межведомственная несогласованность. Кроме того, у чиновников, к сожалению, нет мотивации ориентировать работу электронного правительства на потребителя. Повторюсь - набор электронных услуг продиктован не потребностями общества, а готовностью оказывать эту услугу”, - комментирует Михаил Тюнин. |