|
Айгерим Бейсенбаева
Шуберт и морепродукты
В зале Фонда первого президента Казахстана прошел сольный концерт известного французского пианиста Нимы Саркешика. Выступление прошло в рамках “Осенних встреч”, организованных посольством Франции и Французским альянсом.
Программа вечера включала в себя вдохновенное исполнение произведений Моцарта, Дебюсси и Листа
Нима Саркешик, молодой франко-израильский пианист, объездил с гастролями весь мир. География его гастролей охватывает самые крупные города мира, а музыка в его исполнении звучала в самых престижных концертных залах, в том числе и в Карнеги-холле в Вашингтоне. На днях приобщиться к исполнительскому искусству пианиста смогли и казахстанские ценители классики. Концерты месье Саркешика прошли в Астане и Алматы.
За полчаса до своего выступления Нима Саркешик дал эксклюзивное интервью корреспонденту “НП”. Выяснилось, что говорит о музыке Саркешик так же вдохновенно, как и исполняет ее.
- Месье Саркешик, расскажите, пожалуйста, о программе, с которой Вы выступаете? Какие произведения Вы для нас исполните?
- Я исполню для алматинцев сонату Моцарта. Это нечто поистине интересное. И необычайно важное для меня в связи с тем, что это первая соната, над которой я работал.
Произведение это важно для меня еще и потому, что мой великий учитель, ушедший из жизни год назад, всегда играл Моцарта с особым воодушевлением. Я изучал эту сонату вместе с ним. В каком-то смысле мое исполнение - это дань памяти моему учителю. Моя очередь дарить людям искусство, которое было передано мне моим учителем.
Пьеса Дебюсси, которая следует следом за сонатой, - это прекрасная фреска, художественное полотно. Это произведение в полной мере отражает музыку той эпохи и творческие поиски самого Дебюсси. Его метод звукоизвлечения, метод игры на фортепьяно поддерживает великолепную атмосферу всей программы. Дебюсси прекрасно звучит между произведениями Моцарта и Листа.
И напоследок я исполняю великую сонату Листа. Для меня это философская эпопея, которая ставит под вопрос идею о месте человека в жизни между добром и злом.
- Думаю, Вам нужно представлять публике каждое из исполняемых Вами произведений. Слушатели бы внимали с большим интересом.
- Обычно я говорю пару слов перед исполнением сонаты Листа.
- Вы уже несколько дней в Казахстане и успели отыграть концерт в столице. Как Вас встретила тамошняя публика?
- В Астане было очень холодно, но в зале меня ожидал очень теплый прием.
- Расскажите о своих профессиональных предпочтениях. Судя по Вашему досье - это Фредерик Шопен, Рахманинов, а из современных Юг Дюфур.
- У меня нет никаких особых предпочтений. Во всех эпохах и во всех музыкальных направлениях есть свои жемчужины. Так же дело обстоит и с композиторами. Все заслуживает внимания.
Обычно пианисты отбирают репертуар, согласуясь с предпочтениями публики.
- Вы выступали с концертами во многих странах мира. То есть, пребывая во Франции, Вы играете Дебюсси, а в России, к примеру, предпочитаете играть Прокофьева?
- Вообще, это очень деликатный момент. Когда я исполняю произведения Прокофьева в России, тамошняя публика обычно не очень благосклонно относится к этому. Мне иногда кажется, что они очень ревностно относятся к этому. Может быть, даже считают, что это их собственное. Мне гораздо комфортнее представлять нашу, французскую, музыку.
- Ваш подход к классическим произведениям предполагает бережное прочтение или Вам не чуждо увлечение экспериментами?
- Когда речь идет о классической музыке, всегда важно держаться рамок, устанавливаемых ею. Ноты написаны, и их не переписать. Импровизировать нельзя.
Все, что можно назвать импровизацией или экспериментом, в классике заключается обычно в использовании пауз, а не звуков. А также темпа, звучания, мощности звука, тишины... Это такая своеобразная импровизация в кавычках.
- Классическая музыка всегда была почитаема узким кругом людей. Это нормальный порядок вещей, менять который, может, и не нужно. Как Вы относитесь к вопросу популяризации классической музыки? Кто слушает классику сегодня во Франции?
- Во Франции также создается впечатление, что музыкой интересуется сравнительно небольшая часть общества. Не столько социальная, сколько именно культурная элита.
Мои ровесники совсем не интересуются классической музыкой, но только потому, что они в период становления не имели возможности к ней прикоснуться. Если Вы посетите концертный зал Парижа, то увидите, что большая часть слушателей выглядит именно как элита - высокий статус, одежда с иголочки. Людям моего возраста, простым парижанам, среди них очень не комфортно. Атмосфера, окружающая такой культурный феномен, как классическая музыка, породила эту дистанцию, эффект недоступности и непонимания.
По-моему, эта ситуация не совсем правильная. Я всегда стараюсь приглашать друзей на свои концерты.
- И какие же пути распространения или популяризации этого жанра Вы считаете приемлемыми? К примеру, если классическая музыка звучит в рекламном ролике, Вас это не задевает? Или вот после премьеры фильма “Сумерки” произведения Дебюсси стали очень популярны среди молодежи в качестве рингтона на телефон...
- Вот как раз о таких вещах я и говорю. Образ недоступности, созданный вокруг классической музыки, не идет ей на пользу. Образ частной музыки, для узкого круга слушателей, довольно бессмысленный.
Во Франции на телевидении довольно долго крутили рекламный ролик о замороженных продуктах. Он был примечателен тем, что видеоряд сопровождался музыкой Шуберта. Вся Франция выучила эту мелодию наизусть. И вот когда я в концертном зале исполняю это произведение, все сразу как-то оживают, слушают с подлинным интересом, узнают. В какой-то мере интерес, приобщение к прекрасному. И не важно, что они, слушая музыку, думают о морепродуктах.
Досье“НП”
Нима Саркешик окончил Высшую национальную консерваторию музыки и танца г. Парижа. С 2006 по 2008 год он продолжал обучение на курсах усовершенствования у выдающихся пианистов международной сцены.
Его первый альбом, записанный в 2008 году в студии звукозаписи Zig-ZagTerritoires (коллекция “Весна искусств Монте-Карло”), посвящен Фредерику Шопену и Югу Дюфуру. Он был удостоен “4 звезд” от журнала “Мир музыки” и “5 диапазонов” от одноименного музыкального журнала.
Лауреат Фонда Франции 2003 года, год спустя Нима Саркешик получает I премию на Международном конкурсе фортепьянной музыки “Ее королевского высочества принцессы Лаллы Марием” в Рабате. В 2005 году он становится лауреатом Фонда группы Народного банка, а затем Фонда Мейера в 2006 году. В следующем году он завоевывает приз зрительских симпатий и специальный приз жюри на Международном конкурсе “Фортепьянный четверг” в Женеве. |