|
Ирина Ковалева
Достоевсковеды зарежут!
На празднование 15-летия Славянского культурного центра в Павлодар приехал российский кинорежиссер Владимир Хотиненко. Творческая встреча высокого гостя с земляками прошла на одном дыхании. Обсудили и новый фильм “Достоевский”, который как раз вышел на российском телеканале “Культура”
В Павлодаре Хотиненко увидел деревья, которые посадил у школы 45 лет назад. Тонкие прутики стали мощными тополями. А я подарила Владимиру Ивановичу старую фотографию с выездных соревнований в Алматы. В свое время моя мама вместе с Хотиненко участвовала в состязаниях по легкой атлетике.
“Я тогда был чемпионом Казахской ССР по прыжкам в высоту, - вспоминает Владимир Иванович. - А еще состоял в обществе “Гринабель”, оно гремело на всю страну. Мы были как тогдашние скауты, я дослужился до комиссара. Форма была, оружие, мы выезжали в лагеря, в Баянаул. Такая практика - хулиганов воспитывать вместе с положительными ребятами. Мотор этого общества - Виталий Еремин.
О том, что жизнь свяжет его судьбу с Достоевским, говорит Хотиненко, мог бы и догадаться. Еще в перестройку ему довелось побывать в вестбаденском казино, где играл классик. Новичок проиграл, поставив последние 5 марок.
Как говорит Владимир, он сначала знал, что и все: Достоевский - великий русский классик. Но потом понял - это судьба. И сейчас пишет сценарий по “Бесам”. Но у достоевсковедов картина вызвала ярость, ведь кинорежиссер захотел разрушить стереотип. Автор говорит, что даже не ожидал от специалистов такой реакции.
“Претензии начались с первой же сцены условной казни на Семеновском плаце. В реальности Достоевскому мешок на голову не надевали. Но неужели им хоть на секунду взбрело в голову, что я этого не знал? Но почему я это сделал? Ведь для зрителей, если герой не переживает казнь, а так, постоял немножко в сторонке, это не так интересно. Надо заинтересовать аудиторию, которая не читала Достоевского, а сейчас таких большинство”.
Критикам он не устает отвечать: “У меня такой Достоевский”! Однако сейчас, когда в России идет показ полной версии фильма, может начаться новая волна. Владимир Иванович с усталой улыбкой говорит: “Достоевсковеды меня зарежут!”. В картине есть сцена, где на улице к молодому Достоевскому пристает дама легкого поведения и он идет с ней. Автор переработал картину из произведения Федора Михайловича “Двойник”, тут писатель как бы погружает себя в персонаж. Да и современники говорили, что у братьев Достоевских по молодости было довольно свободное обращение с темой любви.
“Для фильма “Достоевский” актер Евгений Миронов нашел особый голос, - поделился секретами со съемочной площадки Владимир Хотиненко. - Известно, что у Федора Михайловича был глухой голос, но его было слышно даже в тысячной аудитории. По воспоминаниям, он так читал пушкинского “Пророка”, что люди падали в обморок. Миронов, что называется, “сел” на этот голос - и доходило до смешного. Как-то днем он снимался в “Достоевском”, а вечером играл в театре в очень смешном спектакле “Шукшинские рассказы” с Чулпан Хаматовой. Актриса рассказывает: “Выходит на сцену Миронов, веселый персонаж, и начинает говорить треснувшим голосом Достоевского!”.
У режиссера есть свой “золотой список” актеров: Нина Усатова, Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Марат Башаров. Приступая к картине, Хотиненко смотрит - есть ли там для них роль. Например, в фильме “Поп” была только Нина Усатова, и ей кого-то надо было подобрать в пару. Супруга Хотиненко посоветовала Сергея Маковецкого.
“Дело в том, что я вспыльчивый человек, и моя жена Татьяна Витальевна - самый жесткий критик. Она преподает во ВГИКе, привыкла студентов учить, и со мной так же. Порой меня доводит до крайнего унижения, я начинаю орать - мол, я народный артист, я снял больше 20 фильмов, со мной президент так не разговаривал, как ты! Она дожидается, пока все проходит, и потом опять за свое. Я и в том случае кричал: “Какой Маковецкий?!” Но вы сами видели картину “Поп” - никого другого там представить нельзя”.
“Самое страшное - промахнуться на этой важной стадии, - объясняет режиссер. - Например, когда запускали картину “72 метра”, было очень много молодых актеров - экипаж подводной лодки. Тогда в компанию “записался” Марат Башаров. Еще была фантастическая история с Андреем Краско. Съемочная группа в мучениях подбирала актеров, а он приехал и заявил нахально: “Я знал, что меня выберут - это моя роль!”. А его отец до сих пор считает, что Андрей родился для того, чтобы сыграть эту роль”.
Со студией “Православная энциклопедия” Хотиненко снял документальный фильм “Паломничество в Вечный город”. Это была попытка диалога, совместный проект Русской православной церкви и Ватикана. О любом подобном опыте Владимир Иванович рассказывает с особым чувством.
“Я был председателем жюри в Казани на Фестивале мусульманского кино. Формально меня пригласили, потому что я снял фильм “Мусульманин”. А вообще, я-то этот фильм снимал для православных, и мусульмане это знают. Какой я верующий - это Господь разберется со мной, я просто стараюсь.
Журнал “Дружба народов” недавно проводил опрос: их интересовало, как учесть опыт Советского Союза в плане успешного многонационального сожительства. Это понадобилось современной Европе. Я написал, что от нас требуются терпение, умение идти на взаимные компромиссы и просто взаимная любовь. Я глубоко убежден - не дай Бог этот мир взорвать, ведь он складывался веками! Так сложно настраивать, и так легко разрушить. И процентное соотношение мусульман, немусульман не имеет значения. Тут победителей не будет. Это легко представить - отрежьте у себя палец, часть себя, физически представьте! Поэтому, несмотря на свое истовое православие, чего бы это мне ни стоило, я буду принимать участие в таких мероприятиях”.
Поделился он впечатлениями и о фестивале “Евразия” в Алматы, где много говорили об интеграции. “Сейчас кинобизнесу интересно там, где есть фактура, природа и где дешевле. В Казахстан приедет снимать тот, кому именно в здесь предложат деньги, как Бодров или молодой Кончаловский”, - сказал режиссер.
“Чтобы кто-то из России сюда поехал снимать, пока в этом больше проблем, - объяснил Владимир Иванович. - Проще поехать в Прагу: там тебе построят павильон, есть старинные замки, Татры - и ближе, и проще”.
Однако некоммерческое кино тоже должно быть, уверен Владимир Иванович. Впрочем, замечает: в систему превратить талант на энтузиазме тоже не получится. Энтузиазма хватит на одну картину, а что дальше? И, увы, режиссеру скажут: “Подожди, у меня семья, дети, их надо кормить”.
Сейчас в Россию владельцы киноиндустрии хотят привезти из-за границы учителей, чтобы научить писать сценарии по-американски. Там могут собраться пять человек - один пишет диалоги, другой разрабатывает сюжетную линию. У нас другая традиция в искусстве. И этот “десант” может стать, по выражению режиссера, “последним гвоздем в гроб нашего кинематографа”.
По признанию Хотиненко, он всю жизнь снимает один фильм - объяснение в любви родине: “За это и получаю последнее время по сусалам по полной программе. Но если что-то меня и укрепляет, то это зрительская реакция”.
Особый трепет, рассказывает Владимир Хотиненко, испытал на просмотре своей картины “72 метра”, экранизации повести о затонувшей подводной лодке. После фильма вдова капитана Лячина поклонилась и сказала: “Спасибо вам за всех наших ребят”. Тогда, признается Владимир Иванович, понял - это лучшая полученная в жизни награда.
“Я приведу пример - это простой эксперимент. Мы как-то ехали на юбилей Галины Вишневской. И я подумал, как легко произносится: “Великая Вишневская!”. Совершенно легко, еще при жизни этих людей произносится: “Великий Ульянов”, “Великий Яковлев”, “Великая Образцова”. Я задумался, а о ком из сегодняшних можно так сказать? “Великий Гергиев”? С натяжкой, да и то... Или Женя Миронов - актер невероятный, фантастический! А “Великий Миронов” - пока не складывается”.
Поменялась шкала ценностей, поменялся масштаб. Режиссер говорит, даже придумал этому название: “Пантеон закрыт”. Победило то, о чем с тревогой писал Достоевский, - деньги. И самое страшное - исчезло стремление к красоте. А для искусства, убежден он, нужны идеалы. |