|
Алла Иванилова
Сегодня в Казахстане более 20 тысяч детей воспитываются в неблагополучных семьях. Они не только пропускают школу, бродяжничают, но и с малых лет не понаслышке знают о наркотиках, алкоголе и криминальном мире
Раньше беспризорность и безнадзорность были последствиями войн, революций, социальных катастроф и экономических кризисов. Однако и сегодня, когда в мире относительно спокойная обстановка, эта проблема остается актуальной. На учете в Министерстве внутренних дел состоит около 13 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитываются свыше 20 тысяч детей. Чиновники пытаются таких горе-родителей вразумить как словами, так и делом.
За неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности в текущем году привлечены свыше 3500 родителей, 830 - лишены родительских прав. Более того, возбуждено 16 уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми со стороны родителей и лиц, исполняющих их обязанности.
К сожалению, количество неблагополучных семей на протяжении последних пяти лет не уменьшается. Дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются в детские дома и интернаты. По данным Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки, сегодня в них содержится более четырех тысяч детей, родители которых были лишены родительских прав по причине злоупотребления спиртными напитками. Алкоголизм родителей нередко становится одной из главных причин детских трагедий. По данным МВД, в настоящее время на учете с таким диагнозом состоит более 240 тысяч человек, и, что особенно тревожит, среди них свыше 30 тысяч женщин.
Другая причина детского неблагополучия - снижение роли семьи. Ежегодно увеличивается количество разводов. Сегодня распадается каждый четвертый брак. Уменьшается влияние отцов на воспитание детей. Растет количество неполных семей. В таких семьях воспитывается более полумиллиона детей. Каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака.
Неустроенность в семье заставляет ребенка сбегать из дома. По данным МВД, ежегодно выявляется около 10 тысяч безнадзорных и беспризорных детей. С начала августа текущего года 170 детей самовольно покинули родительский дом. Из них 129 были возвращены обратно. Кроме того, с начала текущего года выявлены 234 подростка, не посещающих школу. В итоге только 67 вернулись за парты, остальные продолжают пропускать занятия.
Кстати, иногда дети вынуждены пропускать уроки по вине взрослых. Прежде всего это касается детей оралманов и сезонных рабочих. Согласно приказу Министерства образования и науки, родители при определении своего ребенка в организацию образования должны представить документ на право постоянного проживания с отметкой о регистрации по месту проживания. Однако процесс получения гражданства или регистрации может затянуться на неопределенное время. В этой связи в Министерстве внутренних дел предлагают упростить процедуру приема детей в организации образования. Принимать на основании справки, выданной органами внутренних дел, подтверждающей нахождение документов на стадии оформления.
Беспризорные дети и подростки - это символ безразличия общества. К сожалению, сегодняшние методы борьбы с этим явлением неэффективны. Основные силы направлены на борьбу с последствиями, а не на предупреждение. Регулярно проводятся рейды, полиция ловит беспризорников, некоторых отводит домой, других сдает в Центры временной изоляции и адаптации несовершеннолетних (ЦВИАРНы).
В стране существует 18 ЦВИАРНов, которые недавно были переданы из МВД в Министерство образования и реорганизованы в центры адаптации несовершеннолетних. Но от переименования их суть не изменилась. С начала этого года в этих центрах содержались 939 детей, из них 784 - безнадзорных и беспризорных, 25 - оставшихся без попечения родителей и 30 - направляемых в специальные организации образования.
Отлов и принудительное возвращение родителям или в учреждения, из которых они неоднократно сбегали, не изменят ситуацию. Таким детям требуется не “колония”, а специальная школа, лагеря, где не только ограничивают свободу и дисциплинируют, но и дают профессию, трудоустраивают. В Министерстве внутренних дел разделяют эту точку зрения, считая, что “при совершении подростками преступления не должна ставиться цель лишить их свободы, изолировать от общества”.
“Прежде всего это обусловлено тем, что в результате длительного нахождения в изоляции они зачастую утрачивают общепринятые нормы поведения, выпадают из системы социально полезных связей. С другой стороны, происходит привыкание к режиму и установкам мест лишения свободы, что в силу еще несформировавшегося характера может повлечь к тяготению подростков к традициям и привычкам, бытующим в преступной среде”, - объяснил вице-министр внутренних дел Кайрат Тыныбеков.
Представители правоохранительных органов считают, что нужны специальные школы для детей с девиантным поведением, в которых наряду с проведением мер правового и воспитательного характера будет предусмотрено лечение от наркотической и токсической зависимости.
Сегодня в 10 таких специальных организациях образования воспитывается около трехсот несовершеннолетних. Чтобы охватить всех трудных подростков, необходимо открыть подобные спецшколы во всех регионах страны, а также проработать вопрос создания республиканской школы с особым режимом для детей, совершивших преступления.
Такое учреждение, действующее в Таразе, было преобразовано в школу для детей с девиантным поведением. А спецшкола-интернат для несовершеннолетних преступников в поселке Белоусовка Восточно-Казахстанской области рассчитана всего на 50 мест и принимает детей только со своего региона.
Полицейские считают - чтобы не было малолетних преступников, необходимо “на ранней стадии” выявлять неблагополучные семьи и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей. Кроме того, следует создать систему семейного просвещения. “Проводить специальные родительские собрания для группового обсуждения актуальных проблем воспитания детей, в рамках которого родители могли бы поделиться своим жизненным опытом, а также прислушаться к советам других родителей”, - предложил вице-министр внутренних дел Кайрат Тыныбеков.
В свою очередь, в Министерстве образования и науки считают, что следует принять специальный закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей, как это было сделано в Таджикистане. (Кстати, этот закон, принятый по инициативе президента республики Эмомали Рахмона, вызвал жесткую критику со стороны гражданского общества и международного сообщества.)
В Советском Союзе проблему беспризорников решали по-своему. В самый разгар Великой Отечественной войны по указу Совета народных комиссаров СССР по всей стране были созданы специализированные военные училища для подготовки кадров военного руководства, а также решения проблемы беспризорных детей, которых за годы войны очень много появилось на улицах. Эти училища получили название Суворовских. За годы своего существования они дали дорогу в жизнь огромному количеству сирот, воспитав из них настоящих офицеров. Возможно, и нам стоит присмотреться к этому методу.
Астана |