|
Алла Иванилова
Эксперты прогнозируют наступление очередного экономического кризиса в Казахстане в начале 2012 года. Однако чиновники не паникуют, считая, что сейчас наша страна “лучше готова”, чем в 2008-2009-е годы
Первым, кто заявил о возможности наступления новой волны мирового финансового кризиса в 2012 году, был профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. По его словам, есть 60 процентов вероятности того, что большинство развитых стран столкнутся с повторным экономическим спадом.
Казахстанские “пророчества” о предстоящем кризисе появились после экспертного опроса “Оценка вероятности новой волны кризиса и устойчивости экономики Казахстана”, проведенного Институтом политических решений. О наступлении кризиса в 2012 году заявила треть респондентов. Из опрошенных 70 процентов ответили, что Казахстан готов противостоять новым экономическим трудностям, 17 процентов экспертов настроены менее оптимистично. По мнению 27 процентов участников опроса, наибольшему влиянию кризиса подвергнется сфера малого и среднего бизнеса. При этом 22 процента респондентов считают, что больше других спад в экономике ощутит обрабатывающая промышленность.
Депутат мажилиса Кенжегали Сагадиев считает, что “сейчас наша страна лучше готова к возможному повторению мировой рецессии мировой экономики, чем это было в 2008-2009-х годах”: “Во-первых, у нас сейчас гораздо больший объем национального фонда, большой резерв национальной валюты, а это очень серьезная подушка безопасности. Мы запустили очень серьезные программы. (Программа занятости 2020 и программа форсированного индустриально-инновационного развития. -
“НП”.) В бюджет на 2011-2013-е годы мы заложили антицикличную программу, определенное противодействие цикличному кризису, который, возможно, будет в предстоящие годы. Так что со всех точек зрения у нас готовность общества, государства к возможному кризису мировой экономики более высокая, чем в прошлые времена”.
Но весьма печален тот факт, что половина населения Казахстана не имеет финансовых сбережений. Это определил уже другой социологический опрос - “Кризисные опасения и финансовая состоятельность казахстанцев”. Оказалось, что треть жителей страны хранит деньги в национальной валюте. У 46 процентов опрошенных есть кредиты в банках. Самая закредитованная область - Восточно-Казахстанская. При этом половина респондентов готовы брать повторный кредит в банке, а треть казахстанцев не намерены вновь связываться с кредитами.
Исследования Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) подтвердили особую роль в период финансового кризиса систем социального обеспечения. Так, растущая безработица сказалась на сокращении налогооблагаемой базы и повлекла за собой дополнительные расходы на выплату пособий. Казахстану, уверены государственные мужи, не грозит повальная безработица. К тому же наша страна успешно справилась с ней и во время недавнего кризиса. “Казахстан не только учится мировому опыту социальной политики. В нашей стране уже накоплен и свой успешный опыт социальных реформ. Это и реформы конца 90-х, а также комплексные антикризисные меры правительства начиная с 2008 по 2010 год. Это стратегия региональной занятости и переподготовки кадров - “Дорожная карта”. Я знаю, что другие страны очень внимательно изучают наш опыт”, - отметил заместитель премьер-министра Ербол Орынбаев.
Несмотря на сокращение в последние годы социальных расходов во многих странах мира, в Казахстане, наоборот, их постоянно повышали. В соответствии с ежегодными посланиями президента в 2009-2011-х годах выросла заработная плата работников бюджетной сферы, социальные и пенсионные выплаты. Государственные мужи заверяют: в случае повторения кризиса соцрасходы не урежут.
Зарубежные эксперты положительно оценивают казахстанскую систему социального обеспечения. Сегодня, по их словам, она соответствует международным стандартам. Для этого было сделано немало. Казахстан с советских времен унаследовал систему предоставления льгот более чем 40 категориям граждан. Постсоветская пенсионная система не соответствовала требованиям рыночной экономики. “Ее характерными чертами в тот период были большое число лиц, выходивших на пенсию по льготному возрасту, а также несвоевременное отчисление взносов в пенсионный фонд”, - констатировала министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова. В итоге, на 1 апреля 1997 года государство накопило долгов перед пенсионерами на 500 миллионов долларов. Чиновникам ничего не оставалось, как реформировать пенсионную систему. Сначала был повышен пенсионный возраст, а с 1 января 1998 года Казахстан первым среди стран СНГ перешел к накопительной пенсионной системе. “Сегодня в результате проведенных реформ сформирована структура нового пенсионного рынка. Активно действует 11 накопительных пенсионных фондов. Число вкладчиков в них составило более 8,1 миллиона человек. За прошедшие годы ими произведены выплаты на сумму 36 миллиардов тенге... По итогам последних 11 лет минимальный размер пенсии вырос в 7 раз, средний размер пенсии - в 8 раз, а максимальный - в 6,4 раза”, - подвела итог реформ министр труда и соцзащиты.
Но, как известно, совершенству нет предела. Вот и чиновники намерены усовершенствовать пенсионную систему. Минтруда совместно со Всемирным банком начало специальное исследование по ее анализу. Создана комиссия по выработке предложений. Для начала планируется перевести “добровольные” пенсионные взносы в “обязательные” для лиц, занятых на тяжелых работах, а также связанных с вредными и опасными условиями труда. Также будет пересмотрено комиссионное вознаграждение накопительных пенсионных фондов и введены совместные семейные аннуитеты, а также усовершенствовано пенсионное обеспечение военнослужащих. В правительстве планируют, что к 2016 году базовая пенсия будет составлять 60 процентов от размера прожиточного минимума.
Астана |