|
Алла Иванилова
Казахстанское образование неоднократно подвергалось реформированию. Сначала был переход к платному высшему образованию, потом внедрение ЕНТ. В ближайшем будущем отечественное образование ждет еще ряд перемен. Одновременно с переводом школ на 12 классов школьники получат право выбора - сдать выпускной экзамен в виде Единого национального тестирования либо “по старинке”
В конце прошлой недели в сенате парламента были рассмотрены поправки в Закон “Об образовании”. По словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, начиная с 2014 года тестирование будет проходить в два этапа: “Первый из них - национальное тестирование будет ориентировано только на итоговую оценку за среднюю школу, а второй - на прием в вузы. Причем второй этап будут проходить не все, а только те школьники, которые желают поступать в вузы. И здесь тесты уже смогут гораздо полнее учитывать специфику вуза и отдельных специальностей”. При этом перечень предметов ЕНТ будет меняться, чтобы не было “зазубривания” одних и тех же. Кроме того, как отметил глава ведомства, возможно, некоторые вузы будут внедрять и свои особые дополнительные барьеры - собеседование и так далее.
Но в целом свою позицию министр озвучил: “Думаю, что для выпускников школы надо в перспективе оставить возможность выбора: вместо ЕНТ сдавать выпускные экзамены”. Но решить раз и навсегда проблему ЕНТ чиновники намерены только к 2014 году.
Зато народ все давно для себя решил. Согласно опросу, проведенному движением “Коммунисты Казахстана”, абсолютное большинство казахстанцев против Единого национального тестирования - 99 процентов опрошенных выступили за отмену. От этой системы отказываются и в других странах мира. Сегодня и некоторые чиновники высказывают свои сомнения, полагая, что ЕНТ - это лотерея, где зачастую действует принцип угадывания.
Но прежде чем окончательно решить вопрос с ЕНТ, необходимо повысить качество обучения в стране. На это и направлен обновленный Закон “Об образовании”. Одна из причин нашего отставания в этой сфере - отсутствие действенных механизмов внешнего контроля качества образования в регионах. Мировой опыт развитых стран (Великобритания, Япония, Финляндия, Франция, Норвегия, Корея и др.) показывает, что при нарастающей децентрализации управления образованием контроль за его качеством остается строго централизованным. Поэтому и у нас будет сформирована “вертикаль контроля качества”. Существенно усилят требования к качеству учебников, учебно-методических комплексов и пособий, будет введена их апробация и мониторинг.
Второе, что намерены изменить чиновники, - повысить статус педагога. На первом месте в этом деле стоит модернизация системы повышения квалификации. Для этого законодательно вводится ваучерно-модульная система финансирования. Она позволит учителям выбирать организации для своей переподготовки вплоть до зарубежных центров. Также с целью повышения статуса педагога и его социальной защиты включена новая статья об индивидуальной деятельности, которая не лицензируется. Законодательно обеспечен переход к подушевому финансированию дошкольного воспитания и обучения. Это позволит поднять эффективность труда учителей и воспитателей, развивать государственно-частное партнерство в данной сфере.
Реформирование коснется и промежуточного государственного контроля. Он будет исключен, поскольку, как считают чиновники, свои задачи выполнил, и теперь надо развивать систему внешней оценки учебных достижений. Она будет проводиться методом компьютерного тестирования для определения, насколько успешно учащиеся осваивают образовательные программы. Результаты дадут возможность оценивать и качество образовательных услуг. Система будет вводиться в среднем образовании, а также в вузах по дисциплинам, входящим в государственные образовательные стандарты.
|
Бакытжан Жумагулов: как решить проблему ЕНТ? |
Поправки в Закон “Об образовании” предусматривают новую классификацию вузов. Многие из них носят гордое имя “университет”, но не соответствуют этому высокому званию. Согласно новой классификации, в стране будет 6 категорий: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты. Кроме того, такие звания, как доцент и профессор, будут присваивать лишь в Министерстве образования и науки. Вузы этого права лишаются.
Изменится и система аккредитации учебных заведений. Она будет передана в конкурентную среду. Помимо этого, как и в советское время, вводится система распределения: выпускников-грантников, завершивших обучение по медицинским и педагогическим специальностям, будут отправлять на работу в сельскую местность. Устанавливается требование по обязательной практике студентов профтехшкол.
Одно из новшеств - организации образования смогут самостоятельно определять порядок приема на обучение, разрабатывать собственные учебные программы и устанавливать свои правила в учебной, научной и методической деятельности. Такие “альма-матер” будут иметь особый статус.
Поправки в Закон “Об образовании” заинтересовали сенаторов. Они задавали министру много вопросов, в том числе по стоимости обучения в вузах. Она слишком высокая, особенно для сельчан, считают депутаты. Глава ведомства ответил, что с этого года вузам дано поручение не повышать резко цены. Но держать их на прежнем уровне нельзя, полагает министр, так как учебные заведения должны улучшать свою материально-техническую базу.
Однако министр не смог убедить депутатов принять Закон “Об образовании” в новой редакции. Сенаторы отправили документ на повторное рассмотрение обратно в мажилис, посчитав, что его нужно доработать и привести в соответствие с другими законодательными актами.
Астана |