|
Алла Иванилова
Казахстан медленно, но верно готовится к завоеванию зарубежных рынков. На предприятиях пищевой продукции внедряются международные стандарты, фермеров учат продвигать свой товар, и даже разработана кампания по улучшению имиджа отечественной сельскохозяйственной продукции
В Казахстане совместно со Всемирным банком с 2006 года реализуется проект “Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции” общей стоимостью 24 миллиона долларов. Это своего рода новая форма поддержки фермеров, которые привыкли получать только субсидии или кредиты. Здесь им дается возможность на конкурсной основе выиграть грант по нескольким направлениям. В частности, деньги выделяются на модернизацию лабораторий по определению качества и безопасности продукции, на развитие маркетинговой инфраструктуры, на внедрение новых технологий... И что немаловажно - на повышение имиджа сельскохозяйственной продукции посредством рекламной кампании, участия в выставках и раскрутки брендов.
Проект должен был завершиться еще в прошлом году, но, учитывая его востребованность, по согласованию со Всемирным банком был продлен до 2012 года. На сегодняшний день выделено 580 грантов на общую сумму свыше трех миллиардов тенге. Софинансирование со стороны заявителей составило более трех миллионов тенге. Больше всего грантов получили фермеры из Южно-Казахстанской и Акмолинской областей. Для реализации своих проектов грантополучатели могут закупить необходимое лабораторное и технологическое оборудование, сельхозтехнику, племенной скот, семена, корма, ГСМ, удобрения и т.д. 71 проект уже успешно завершен, по 37 разработаны научные рекомендации и подано 8 заявок на получение патентов. Так, в Сарыагаше (ЮКО) наладили производство арбузного сока, сушеных овощей, заготовок для компота и борща. Стопроцентные натуральные продукты пользуются спросом и после получения сертификата появятся в широкой продаже. Алматинский технологический университет разработал целебный хлеб, который очищает кишечник, лечит и предупреждает образование камней в различных органах, очищает кровь, улучшает зрение и работоспособность, предотвращает ожирение. Разработчики тоже ждут получения сертификата, чтобы хлеб появился в отечественных супермаркетах.
|
Как красиво подать блюдо к мировому столу? |
Проект повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции направлен на гармонизацию и внедрение международных стандартов на предприятиях пищевой промышленности. В частности, речь идет о системе менеджмента безопасности пищевой продукции по международному стандарту ISO 22000:2005. Сегодня он действует на 60 казахстанских предприятиях (в рамках проекта - на 23). Грант на его внедрение оценивается в 6 миллионов тенге. Исполнители проекта констатируют, что отечественные предприниматели не заинтересованы этим направлением и связывают это со слабой пропагандой, отсутствием методических рекомендаций и высокими ценами на консалтинговые и сертификационные услуги. При этом с 2014 года выпуск продукции по стандарту ISO 22000:2005 в Казахстане будет обязательным.
Чтобы отечественная продукция появилась на зарубежных прилавках, необходимо провести грамотную пиар-кампанию. В рамках проекта “Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции” в этом направлении велась определенная работа. В частности, наша продукция оценивалась отечественными и зарубежными экспертами по таким критериям, как качество, цена, натуральность и вкусовые качества. В целом, эксперты сошлись во мнении, что имидж казахстанской продукции положительный. Отечественным продуктам поставили три балла из пяти. Иностранные специалисты особо отметили муку, зерно, хлопок, мясо, кумыс и казы.
Однако существует и ряд недостатков. В частности, они касаются проблем транспортировки, недостаточной информированности о казахстанских товарах и невыполнения нашими поставщиками своих обязательств по отгрузке. Чтобы “раскрутить” отечественные продукты питания, была разработана пиар-кампания. В качестве слогана выбран “Растущий Казахстан”. Логотип в виде растущего дерева означает, что наша республика развивается и “пускает свои” корни по всему миру. Определен список из 16 стран, где необходимо рекламировать казахстанскую продукцию. Среди них Россия, Украина, Азербайджан, США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Египет и др. Чтобы информация о наших сельхозтоварах была доступна всем, разработчики предложили создать единый сайт с описанием каждой продукции.
“Раскручивать” отечественные агропродукты вызвались три компании (две зарубежных и одна местная). Однако их суммарный расход в 3-4 раза превысил выделенную в рамках гранта сумму. Поэтому было принято решение приостановить имиджевые работы, а пиар-программу передали в Министерство сельского хозяйства, и теперь чиновники будут решать, как недорого, но эффективно рекламировать казахстанские биопродукты.
Астана |