|
Дмитрий Бабич, политический обозреватель “РИА Новости”
Главным противником всех партий на выборах будет недоверие населения
Парламентские выборы состоятся в России 4 декабря 2011 года. Министерство юстиции уже опубликовало список партий, имеющих право в соответствии с Законом “О политических партиях” принимать участие в грядущих выборах в качестве избирательных объединений. Как и ожидалось, это “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия”, “Яблоко”, “Правое дело” и “Патриоты России”. Впрочем, сюрпризом этот список ни для кого не стал - все эти семь партий участвовали и в прошлых выборах.
“Яблоко”, “Правое дело” и “Патриоты России” не входят в действующий парламент, поэтому им еще предстоит собрать по 150 тысяч подписей избирателей
Теперь в промежутке между 9 и 29 сентября всем этим партиям предстоит провести съезды, чтобы определиться со списками своих кандидатов, финансированием, предвыборными штабами и т.д.
Семь партий - это теоретически совсем неплохой “ассортимент мнений” для восточноевропейской страны. Не секрет, что в США более полутора веков действует двухпартийная система, а в политической жизни Великобритании реально принимают участие 2-3 партии. В Германии этот круг с грехом пополам расширился до 4-5 партий, да и то только в последние годы, после полувека демократии. Беда, однако, в том, что большинство избирателей в России этим самым семи партиям, а также выборам в целом не доверяют.
По данным опроса, проведенного “Левада-центром” в 45 регионах страны, 59 процентов россиян считают выборы “борьбой бюрократических кланов за доступ к госбюджету”, 53 процента ожидают, что 4 декабря будет иметь место лишь имитация выборов. Лишь 28 процентов верят, что состоятся действительно “всенародные выборы”. При этом из семи вышеупомянутых партий серьезными политическими силами россияне считают только “Единую Россию” и КПРФ. Остальные партии большинство рассматривает как марионеток власти, олигархов, иностранцев и т.д.
Настроение людей
изменится?
Значит ли это, что эти недоверчивые 53 процента не пойдут на выборы, а, скажем, у социал-демократических идей, представляемых “Справедливой Россией”, в России нет почвы?
“Нет, хотя на данный момент о своем намерении идти на выборы заявили 48 процентов опрошенных - то есть в основном те самые люди, которые не разделяют скептический взгляд вышеупомянутых 53 процентов, - объясняет вице-президент “Левада-центра” Алексей Гражданкин. - Но потом, когда пойдет предвыборная пропаганда, настроение людей изменится. У многих появится надежда, что на этот раз выборы могут изменить жизнь в стране и что у них, избирателей, есть шанс именно сегодня на что-то повлиять. Потом, вскоре после выборов, у многих наступит разочарование, и эти люди будут опять зарекаться от любого участия в выборах”.
“Главные враги выборов - это люди, которые считают, что от их голоса ничего не зависит. Хуже всего, когда эти люди еще и подрывают веру в голосование в других гражданах”, - считает глава ВЦИОМа Валерий Федоров.
Рациональное
голосование
Что же касается доверия к партиям, то не стоит думать, что, скажем, все не собирающиеся голосовать за “Справедливую Россию” 95-96 процентов не разделяют социал-демократических идей.
Очень многие люди не голосуют за партию с симпатичными им лозунгами, потому что не считают “идеологически близкую” им партию настоящей, не верят в ее реальный успех. И наоборот - некоторые люди голосуют за “немилых” им идеологически кандидатов ради какого-то практического результата.
“Есть люди вполне либеральных убеждений, которые голосуют за КПРФ, потому что считают эту партию единственной реальной оппозицией”, - объясняет Валерий Федоров из ВЦИОМа. Что же касается “Единой России”, то ее избиратели часто - вовсе не однозначные сторонники действующей власти.
“У людей есть восприятие, что ЕР - единственная политическая сила в стране, которая может что-то реально сделать, изменить жизнь, - отмечает Алексей Гражданкин. - В итоге люди голосуют за нее вполне рационально: да, выборы нечестные; да, мне и партия эта не нравится, но кто еще может хоть что-то сделать? Есть и просто личный интерес - избежать нареканий и получить вполне реальные бонусы в местах, где ваше участие или неучастие в выборах легко проконтролировать, - в воинских частях, в маленьких селах и так далее”.
Отражают ли семь зарегистрированных партий разброс мнений россиян? И да, и нет. В стране есть и либералы, и коммунисты, и социал-демократы, и националисты. Некоторый рост рейтинга ЛДПР отражает, по мнению сотрудников “Левада-центра”, вполне реальный рост межнациональной напряженности, передвинувшейся из Чечни к месту жительства среднего россиянина.
Но все эти партии, кроме ЕР, не имеют доступа к власти. И это делает отражение ими идеологических пристрастий россиян призрачным и искаженным - вы же не захотите покупать муляжи фруктов, даже если они полностью соответствуют “идеям” в вашем мозгу. |