|
Вера в любовь
Константин Маскаев
В минувшее воскресенье, в день Святой Пасхи, главного праздника православных христиан, президент Нурсултан Назарбаев посетил Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алматы. Храм встретил главу государства благовестом - торжественным перезвоном колоколов. В главной казахстанской православной святыне президента ждали прихожане и глава православной церкви Казахстана митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий
В приветственном слове Нурсултан Назарбаев сказал:
- Я пришел, чтобы сердечно поздравить вас со светлым праздником Воскресения Христова! Этот день символизирует победу жизни над смертью, добра над злом, любви над разделением. Опираясь на такие вечные человеческие ценности, как “возлюби ближнего”, проявляя уважение, терпение друг к другу, сохраняя межнациональное и межрелигиозное согласие, мы достигли стабильности в Казахстане.
Я уверен, и мы все знаем, что Бог един, и каждый человек идет к нему своим путем - именно так, как это происходит в нашей стране. Благодаря этому пониманию Казахстан стал местом проведения съездов лидеров мировых традиционных религий. В следующем году религиозные деятели соберутся у нас уже в третий раз, потому что мы доказали своей жизнью, своей работой, что можем спокойно жить, творить, растить детей и с уверенностью смотрим в будущее.
Свою речь в храме президент завершил так:
- Хочу напомнить, что завещал нам Иисус Христос: “Любите друг друга так, как Я возлюбил вас”. В этом завете заключаются великие ценности человечества. Поздравляю вас, дорогие мои соотечественники, со Светлым праздником!
С ответным словом выступил и митрополит Мефодий. Он поблагодарил президента за визит и поздравления и подчеркнул, что само нахождение главы государства в этот день в православном храме есть образец толерантности, согласия и добрых отношений, которые характерны для Казахстана.
Торжественная часть завершилась выступлением детского православного хора. В адрес президента прозвучала “Многая лета”. Вслед за детьми здравицу подхватили все присутствующие в храме.
А в понедельник, 28 мая, ранним утром у Свято-Вознесенского кафедрального собора Алматы собралось примерно столько же прихожан, как и накануне - в Светлое Христово Воскресение. Волнение было не меньшим, чем в момент визита президента. На этот раз ждали, когда из аэропорта привезут специальные светильники, зажженные от Благодатного огня в храме Господнем в Иерусалиме.
Трое батюшек, доставившие огонь на специальном микроавтобусе, были встречены самим митрополитом и под пасхальное песнопение внесли его в собор. Здесь же в честь прибытия Благодатного огня состоялось праздничное богослужение. Священный огонь будет гореть в соборе весь год до следующих пасхальных торжеств.
За Благодатным огнем в Иерусалим с высочайшего благословения митрополита накануне Пасхи отправились трое священников и около сорока паломников. Акция стала возможной благодаря поддержке авиакомпании “Саяхат” и личной заботе ее президента Владимира Куропатенко. Все расходы, связанные с перелетом и переносом рейса на нужные дни, авиакомпания взяла на себя. Нашлись также несколько состоятельных людей, которые оказали финансовую помощь по пребыванию паломников и священнослужителей в Иерусалиме.
Один из священников, иерей Никольского храма Алматы отец Игорь, поделился некоторыми подробностями о схождении Огня с нашими читателями:
- Литания (церковная церемония) Святого огня началась за сутки до начала православной Пасхи. В храме Гроба Господня собрались паломники, желающие увидеть это чудо. Сам храм - это комплекс сооружений под одной крышей, он вмещает до 10 тысяч человек. Народу набивается так тесно, что можно поджать ноги и не упасть. Также заполнились народом вся площадь перед храмом и анфилады окрест.
После осмотра полицией Кувуклию (часовня над Гробом Господним - пещерой, где был погребен Спаситель) закрыли и опечатали. Это делает местный ключник-мусульманин. Одна мусульманская семья является ключницей часовни на протяжении последних пяти веков. В Храм вошли иерархи празднующих Пасху конфессий.
Обычно в конце процессии идет православный Патриарх Иерусалимский в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Православный патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию. Его разоблачают от риз, и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь. Затем патриарх входит внутрь. Часовня запечатывается большим куском воска, на дверь налагают ленты. В храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением Благодатного огня храм озаряют яркие вспышки, проскакивают маленькие молнии. Они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон, колонн. Мгновение спустя все помещение опоясывают молнии и блики, которые змеятся по стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.
С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: “Я есмь с вами во все дни до скончания века”. Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.
P.S. В следующем номере “НП” мы опубликуем интервью митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия. Не только очень приятный собеседник, но и человек, глубоко вникающий в проблемы современности, он, пожалуй, впервые дает интервью светскому изданию. Сегодня же предлагаем вашему вниманию небольшую выдержку из беседы с владыкой.
- Ваше высокопреосвященство, какими Вам видятся отношения между народами, проживающими в Казахстане?
- Так уж случилось, что различные народы оказались на казахстанской земле, живут здесь и созидают. В Алматы, например, даже среди христиан можно обнаружить обширные диаспоры. Например, греки часто приходят ко мне в храм за благословением на какое-нибудь дело. Многие помогают в строительстве храмов.
Я упомянул греков, потому что они были в моем роду по маминой линии. Христиане чувствуют себя братьями здесь, на многонациональной земле Казахстана. У нас много общего - и страдания, и гонения, и традиция взаимовыручки. Нам, православным народам, есть о чем вспомнить, есть те моменты в нашей истории, на которые мы должны равняться.
По примеру греческих монастырей и русские монастыри в свое время стали средоточием письменности, культуры, принимали многих беженцев, кормили их, содержали. Кафедральный собор в столице Казахстана Астане освящен в честь великих греческих святых царей Константина и Елены. |