|
Юлиана Жихорь
“Сегодня потребительская корзина означает такую степень бедности, что уже эту корзину надо съедать”, - охарактеризовали степень “благосостояния” населения депутаты, прослушав презентацию проекта бюджета страны на три ближайших года. Кабмин в ответ пообещал, что все будет еще лучше
Наше правительство уже давно подвергалось критике за то, что отечественные прогнозы на будущее экономики уж слишком часто расходятся с реалиями. Оно и понятно: экономисты, может, и умеют правильно предсказывать, да вот политики требуют слишком оптимистичных прогнозов...
Причем оптимизм зашкалил уже настолько, что даже депутаты парламента (а нынешний созыв отличается более чем лояльным отношением к нынешнему же правительству) задались вопросом: а где тут доля правды?
Владимир Нехорошев, например, предложил не строить иллюзий относительно будущего инфляции: “Пока в борьбе с инфляцией побеждают цены на бензин. Инфляция уже более 9 процентов”. И резонно заметил, что “Отдельные наши успехи не смогут затмить больших наших провалов”. И, судя по реакции депутатского зала, заверения Кабмина, что-де борьба с инфляцией - первоочередная задача правительства, слова министров экономического блока упали мимо благодатной почвы.
В том числе и потому, что, по мнению другого мажилисмена Кенжегали Сагадиева, государство само себе роет инфляционную яму, фактически ликвидируя конкуренцию. “Идет огосударствление экономики, - заявил он. - Последний год, пользуясь кризисной ситуацией, мы собрали очень много в лоно государства... Конкурентная среда практически затухает, стагнирует. Не развивается. И никто не влияет на эту инфляцию. Только административными мерами: где-то сдерживая цены. А все остальное не работает у нас. Если не будет рыночной экономики, мы никогда не совладаем с инфляцией”. “Как вы думаете, - задал он правительству вопрос, - будем ли мы продолжать это огосударствление экономики или все-таки будем переходить на рельсы рыночной экономики?”
Надо заметить, что Сагадиев вообще загнал правительство в тупик, задав им вопросы, на которые главные экономисты страны - глава Минэкономразвития Кайрат Келимбетов и министр финансов Болат Жамишев - не нашли что экспромтом ответить: “С каждым днем все явственнее становится угроза рецессии в мировой экономике... Как же мы готовимся к этой рецессии? Все-таки та рецессия, первая, застала нас в определенной степени врасплох. Мы раньше многих своих соседей почувствовали, тяжело это дело пережили. Теперь мы уже научены горьким опытом. Надо и население готовить, и государственные структуры, и всю нашу экономику. А то, что она наступит, - об этом говорит весь мир”.
Просят депутаты также объяснить им и избирателям, какие будут результаты программ индустриализации и социальной модернизации. Тот же Сагадиев, констатируя, что в Программу социально-индустриального развития вкачиваются миллиарды бюджетных и привлеченных средств, очень захотел наглядно, в цифрах, увидеть: а что же получит страна после пяти лет ускоренных темпов развития. “Почему нет прогнозных результатов этой программы? Насколько мы уходим от сырьевой направленности экономики?.. Мы сотни предприятий вводим. Какой объем промышленного производства мы получим и как это повлияет на структуру нашей экономики?”
Аналогичные вопросы и по социальной программе: каков ожидаемый уровень доходов населения, безработицы, сколько рабочих мест мы создаем?
Гульмира Исимбаева задала другой вопрос: как мы собираемся идти в светлое будущее, если за 20 лет не смогли решить вопросы обеспечения нормального образования будущих поколений в приемлемых для жизни и здоровья детей условиях. “Мы в течение всех лет, что находимся в парламенте, поднимаем вопрос строительства школ, ликвидации трехсменки и аварийных школ. Я специально запросила данные и с регионов, и из уполномоченного органа... У нас на сегодня до сих пор количество аварийных школ по республике 228, трехсменных школ - 69. Получается, что мы вообще ничего не сделали?” Она разглядела в проекте бюджета, что в ближайшее время будут строиться только 72 школы. И резонно задала вопрос: “Как мы будем решать проблему аварийных школ?”
|
“Мы делили апельсин” |
Подобная же ситуация и по детским садам. Программа “Балапан” хороша, но: “Я опять прочитала ваш бюджет, и у меня такое впечатление, что мы начали за здравие, а кончаем за упокой. 100 тысяч детей стоят в стране в очереди в детсад, а за три будущих года государство намерено построить только три детских сада. Зато “согласно проводимой политике по обеспечению полного охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием будет осуществлено увеличение расходов на размещение гособразовательного заказа в детские сады. В том числе путем сокращения расходов на строительство новых детских дошкольных организаций”.
“Но если количество детских садов не увеличить, пусть вы хоть 23 миллиарда выделили, они же не резиновые, детей принять не смогут... Где тогда останутся наши 100 тысяч детей, которые стоят сейчас на очереди, не говоря о вновь рожденных”, - недоумевает депутат.
Розакул Халмурадов тоже удивляется особенностям нашего госбюджета. Точнее, его взаимоотношениям с квазигосударственным сектором. Мол, закачиваем в уставные капиталы разных АО миллиарды тенге, а поступления дивидендов - с гулькин нос. Причем вливания предназначены не на цели развития, а на административные расходы и бонусы топ-менеджерам этих АО. (Об этом ежегодно говорится в отчетах Счетного комитета).
Кайрат Келимбетов, как в недавнем прошлом глава самого крупного квазигосударственного образования - Фонда “Самрук-Казына” - обиделся: “Я не знаю, какой Счетный комитет давал отчет. Я могу ответственно заявить, за 2008-2010-е годы никаких бонусов ни в фонде СК, ни в нацкомпаниях группы “Самрук-Казына” не было. Поскольку все эти решения подписывал бы я сам. И я вам ответственно говорю: их не было, можете проверить. Поскольку это было кризисное время и все правительство, совет директоров фонда “Самрук-Казына” запретили нам это делать. Я думаю, что нет безответственных людей, которые бы на это пошли. Другое дело, что, может быть, были премии в каких-то нацкомпаниях, но это в рамках законодательства, это не было каким-то огульным увеличением. Более того, административные расходы за эти годы были снижены на 11 миллиардов тенге, проекты бюджетов были снижены на 100 миллиардов тенге. В целом, нацкомпании жили, как во времена кризиса”.
Что касается же увеличения уставных капиталов, то, как заявил Келимбетов, “все расходы, которые из бюджета выделяются на холдинги “Самрук-Казына” и “КазАгро”, - это расходы на реализацию конкретных инвестиционных проектов. То есть это не в общем какие-то расходы, которые с непонятными целями и задачами”.
По сути, дискуссия по проекту бюджета только началась. Теперь депутатам предстоит месяц пытаться выбить из бюджетных закромов дополнительные миллионы на строительство школ, больниц, водопроводов и т.п. А правительству в ответ повторять заезженную фразу, что нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну. Кто победит в этом противостоянии - предсказать не сложно. Сложнее предугадать счет.
Астана |