|
Ботагоз Омар
Последние события в мировой космонавтике показывают, что от технических неудач не застрахован никто. Пока Россия и США соревнуются по суммам понесенных потерь, а экипаж международной космической станции вынужден экономить на продуктах питания, Казкосмос усилил контроль систем космического аппарата Kazsat-2, который начнет работать к концу года
Вселенские потери
Нештатные ситуации космической отрасли в очередной раз будоражат общество. 18 августа ракету-носитель, которая должна была доставить на околоземную орбиту космический аппарат “Экспресс-АМ4” для обеспечения телекоммуникационными услугами пользователей России и стран СНГ, так и не смогли вывести на расчетную орбиту. После совершения четырех включений двигателя из пяти необходимых связь с аппаратом разгонного блока “Бриз-М”, запущенного с космодрома “Байконур”, прервалась.
Очередная неудача постигла российскую космическую отрасль 24 августа. Российский космический грузовик “Прогресс М-12М”, груженный едой, водой и необходимым оборудованием для МКС, также не смог выйти на орбиту и, частично сгорев в атмосфере, рухнул в глухой тайге на Алтае. Причем этот случай войдет в историю пилотируемой космонавтики как первый такого рода. Добавим при этом, что стоимость только одного корабля “Прогресс” составляет 650-700 миллионов рублей.
Потери терпят и американцы. Шеститонный спутник под названием UARS потерял управление из-за разрушения неизвестным предметом. Причем американские ученые обвиняют в этой неудаче своих российских коллег, считая, что в аппарат врезался фрагмент советского спутника “Космос-1275”. От UARS уже давно хотели отказаться и снять его с орбиты с помощью одного из челноков, но не успели. Причиной неиспользования спутника стала его дороговизна. Эксплуатация аппарата, запущенного для поиска причин возникновения озоновых дыр, требовала от десяти миллионов долларов в год. Расходы на программу оказались неподъемными даже для Национального аэрокосмического агентства с самым большим бюджетом в мире.
Работа
над ошибками
Между тем Роскосмос поспешил озвучить свои заявления прессе, подчеркнув, что не считает недавние аварии признаком системного кризиса в отрасли. Выступая в ходе телемоста между Москвой и Астаной, заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов сообщил, что аварийная комиссия установила причину падения ракеты-носителя “Союз-У” с космическим грузовиком “Прогресс М-12М”. “Причина может быть производственного плана, на сегодняшний день она ясна”, - отметил он, добавив, что не видит в этом серьезного системного кризиса в отрасли.
Давыдов добавил, что виновные в ЧП как со спутником связи “Экспресс-АМ4”, так и грузовым кораблем “Прогресс М-12М” однозначно будут уволены. По поручению премьер-министра РФ система контроля и приемки космических аппаратов при их изготовлении, а также производстве отдельных узлов, будет кардинально пересмотрена.
Российские представители заверяют, что предприятия космической отрасли будут нести финансовую ответственность в случае неудачных пусков, но только после укрупнения и создания интегрированных структур. “Сейчас нам очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а неприятности, которые они причинили, обходятся в несколько миллиардов. Это будет означать, что эти предприятия просто перестанут существовать”, - отметил замглавы Роскосмоса.
Без права
на ошибку
Для нашей страны все эти вопросы имеют немалое значение, ведь именно в России создаются казахстанские спутники связи. Напомним, что первый “блин” вышел комом: Kazsat-1 потерялся в космическом пространстве. После этого в 2008 году было принято решение об улучшении качественных характеристик системы управления спутника Kazsat-2. Комплекс командных приборов российского производства был заменен на французские аналоги.
Как сообщил на днях заместитель председателя национального космического агентства Меирбек Молдабеков, Kazsat-2, выведенный на орбиту в середине июля, начнет свою работу к концу текущего года. Весь этот процесс ведется с особой тщательностью: второй раз допустить многомиллиардных потерь мы просто не имеем права.
Представитель Казкосмоса сообщил, что космический аппарат Kazsat-2 уже находится в своей точке стояния, и начаты летные космические испытания систем приборов космического аппарата. После успешного завершения летно-космических испытаний, которые выявят работоспособность всех систем и агрегатов, должны быть проведены испытания аппаратуры на борту, которая передает, принимает сигнал, с наземными операторами совместно. “Вот эти два испытания - летно-космические и зачетные - займут не менее двух месяцев. Только после этого государственная комиссия должна принять аппарат в эксплуатацию”, - сказал Молдабеков.
“К концу года при положительном результате можно начать переходить к непосредственному использованию полезной нагрузки. Там уже начнется работа с операторами, которые пожелают использовать возможности спутника”, - добавил он.
Напомним, что самоокупаемость проекта составит не более пяти лет, если будет обеспечена загрузка 80 процентов ресурсов спутника. Вообще же детище московского Центра имени Хруничева должно проработать не менее 12,5 года. Ожидается, что он будет предоставлять телекоммуникационные услуги в Казахстане, странах Центральной Азии и центральной части России.
По информации министра финансов Болата Жамишева, выступившего в конце прошлой недели на заседании правительства, всего на реализацию космической программы в рамках Госпрограммы индустриализации ближайшие три года будет выделено 43 миллиарда тенге. Данные средства будут направлены на реализацию крупнейших проектов, среди которых космический спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), сборочно-испытательный комплекс (СБиК), система высокоточной спутниковой навигации (СВСН), спутник связи и вещания Kazsat-3, кредитование космического комплекса “Байтерек”, создание резервного наземного комплекса управления геостационарными космическими аппаратами.
Говоря о затратах, нельзя не упомянуть и о доходах, получаемых от сдачи в аренду космодрома “Байконур”. Недавно Россия подтвердила, что по-прежнему будет арендовать для эксплуатации наш космодром, несмотря на запуск российского космодрома “Восточный”.
“Нет, в наших планах никогда не было отказа от “Байконура”. Мы считаем, что есть много задач, которые удобнее решать с “Байконура”. Это общее наше достояние и мы не собирались оттуда уходить”, - сказал в ходе недавнего телемоста Виталий Давыдов. Он напомнил, что у России и Казахстана есть соглашение об использовании космодрома до 2050 года. “Мы приложим все силы, чтобы он по-прежнему работал”, - подчеркнул представитель Роскосмоса.
Астана |