Алла Иванилова
В отечественном образовании и науке наметились большие перемены. Принятый в этом году Закон “О науке” предусматривает новую модель управления. В среднем образовании также запускается новая многоуровневая система подготовки и повышения квалификации учителей
Будут ужесточены требования к отбору, подготовке и сертификации в педвузах. В качестве стимулов к обучению педагогическим профессиям - повышение стоимости грантов (в этом случае их станет меньше) и стипендии для студентов этих педвузов.
Кроме того, для повышения качества подготовки студентов, магистрантов и докторантов PhD стали больше привлекать зарубежных преподавателей. Если в 2005 году ежегодно приглашали 40 иностранных профессоров, то в этом - уже 300. При этом продолжительность их работы увеличилась до 10 месяцев. “Расходы” государства на зарубежных ученых выросли в 10 раз - до 2,5 миллиарда тенге. С учетом этого переориентирована программа зарубежного обучения “Болашак”, которая теперь будет направлена прежде всего на подготовку магистров, докторов PhD и квалифицированных педагогов. Бакалавров за рубежом за счет государственных грантов готовить не будут.
Но главная задача отечественной науки - превращение ее “плодов” в востребованный экономический и социальный товар. Сегодня, к сожалению, наука работает сама для себя. В Минобразовании, проанализировав практически все исследования, проводимые вузами и НИИ, пришли к выводу, что около 170 инновационных проектов могут получить практическую реализацию.
Основная проблема в том, что наука существует отдельно от промышленности. Чтобы их объединить, в системе высшего образования вводится новая классификация вузов. В частности, будут формироваться исследовательские университеты, ориентированные на инновации и внедрение научных достижений в практику. Каждому такому университету ежегодно будет выделяться два миллиарда тенге. Уже в текущем году по результатам конкурса в республике появятся 1-2 исследовательских вуза. Кроме того, на конкурсной основе будут отобраны 10 инновационно ориентированных вузов, где государство также будет поддерживать развитие науки и инноваций, выделяя в год 200 миллионов тенге. Такую возможность дает и начатый в этом году совместно с Всемирным банком проект “Коммерциализация технологий”. На конкурс уже подано свыше 400 проектов, из них международными и казахстанскими экспертами будет отобрано 40 проектов для реализации исследований. Заключительная стадия предусматривает коммерциализацию разработок с участием видных зарубежных специалистов. Как считают чиновники, это должно обеспечить выход казахстанских инноваций на мировой рынок технологий.
Научные мужи должны максимально использовать предоставление государством новых льгот и преференций для инновационной деятельности. Кроме того, проводить постоянный мониторинг потребностей бизнеса в инновационных разработках и предлагать свой “товар”.
Государство в этом случае готово их материально поддержать. Финансирование науки с каждым годом растет. Если в 2010 году расходы составили 24,2 миллиарда тенге, то на этот год выделено 29,3 миллиарда, а на следующий в проекте бюджета Министерство образования просит 54,5 миллиарда.
Реализация амбициозных планов накладывает на ученых большую ответственность. Учитывая тот факт, что экспертиза представленных научных проектов будет проводиться с участием иностранных ученых, все работы должны соответствовать мировому уровню, а изыскания - направлены на реализацию утвержденных государством приоритетов: глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны. Ученые мужи заверяют, что они готовы к таким переменам. “Уж лучше пусть научные разработки приносят пользу, чем пылятся в ящике”, - считают они.
Астана |