|
Ботагоз Сейдахметова
Во вторник, 28 июня 2011 года, в Алматы прошло 3-е заседание казахстанско-китайского экспертного совета, созданного при участии экспертов Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана и Китайской Академии общественных наук. Эксперты обсудили широкий круг вопросов от политики, экономики до существующих в странах нашего региона фобий в отношении китайского соседа.
Один из выводов, который был сделан по завершении заседания, - подобный откровенный обмен мнениями в будущем очень важен для взаимного понимания сторон и соответственно для решения таких вопросов, как безопасность, стабильность, экономическое развитие
Стабильность
и безопасность
нашего региона
Надо отметить, что состав участников заседания позволил поднять качество дискуссий на высокий уровень, в то же время стороны честно делились и негативным опытом, связанным с китайской или казахстанской действительностью.
В частности, стороны подробно обсудили проблему стабильности нашего региона.
Так, по мнению директора Центра исследований ШОС
Сина Гуанчэна, стабильность в Центральной Азии была нарушена после распада Советского Союза. Страны региона были подвержены внешним угрозам, прошла гражданская война в Таджикистане, прочие экстренные события, которые негативно повлияли на ситуацию в регионе, плюс ко всему наступил мировой финансовый кризис. Кроме того, нельзя недооценивать, считает китайский ученый, продолжающиеся конфликты в мире, потенциал угроз, которые они несут. Остаются актуальными проблема трансграничного терроризма, очень серьезная ситуация в Ферганской долине, в Китае в СУАР. Он отметил, что не улучшается ситуация в Афганистане и талибы вернулись. “Хотя США и пытается вывести свои войска из Афганистана, пока для этого недостаточно условий, - считает Син Гуанчэн. - После смерти Бен Ладена неизвестно куда направит свои усилия “Талибан”. Кроме того, ученый говорит, что ситуация в США не вызывает оптимизма, потому как возможен второй раунд финансового кризиса и экспертное сообщество должно создать превентивные меры борьбы с кризисом.
По мнению другого китайского ученого, заместителя директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии
Суня Ли, единственным путем для создания стабильности региона может быть высокий уровень жизни населения.
Казахстанский эксперт
Валихан Тулешов, руководитель Центра международных исследований, выделил два аспекта безопасности нашего региона.
Первый - политическое измерение, которое заключается в том, чтобы предусмотреть ситуацию, которая сложится после вывода американских войск из Афганистана. В этом смысле, по его мнению, необходимо сосредоточить внимание на единстве ШОС.
Второй
аспект, который отметил казахстанский ученый, - социальный. Он уверен, что социальный аспект безопасности - центральный, поскольку социальное развитие - это основа безопасности. В этой связи Валихан Тулешов считает, что нашим сторонам нужно решить проблему стандартов - от социальных до технических. Он считает, что поскольку Казахстан и Китай вступают в глобальную эру сотрудничества, необходимо выработать общую стратегию. “Чем больше будет общаться наших граждан, организаций, тем больше будет возникать проблема нормативного языка”, - сказал эксперт. Для наглядности он привел пример стандартов на железной дороге, который сегодня особенно важен, когда наше руководство подписало договор по строительству скоростной железной дороги Алматы - Астана. Китайские технологии базируются на узкой колее, а мы используем широкую. Необходимо ввести нормативы узкой колеи, которой пользуется весь мир. “Без решения вопроса о стандартах все наши намерения останутся просто словами. Без общих стандартов нет общих стратегий”, - уверен Тулешов.
Таможенный союз
Не осталась без внимания и тема Таможенного союза и приграничной с Китаем торговли.
По мнению
У Хунвея, начальника отдела Центральной Азии Института России, Восточной Европы и Центральной Азии, Таможенный союз для Китая в целом играет негативную роль и признался, что дальнейшие тенденции в ТС в центре интересов китайских ученых. В частности, китайский эксперт считает, что в ТС еще не налажена тарифная политика. Единый тариф был основан на российских стандартах. В результате в Казахстане импорт из Китая подорожал, а в России, наоборот, произошло значительное снижение тарифов. Однако при этом У Хунвей считает, что создание Таможенного союза - это важный шаг для интеграционного процесса. Он уверен, что путем развития ТС будет создано единое экономическое пространство, которое может в будущем иметь формат по подобию Европейского союза.
“Казахстанско-китайские отношения будут выглядеть следующим образом: единый огромный рынок для Китая через Таможенный союз, а значит, новые возможности и вызовы”, - говорит У Хунвей. При этом он отметил, что приграничная торговля занимает большой удельный вес и составляет примерно 45 процентов от общего торгового баланса между Китаем и Казахстаном. “Экономическое сотрудничество - главная цель ШОС, - говорит ученый. - Таможенный союз имеет большое значение для дальнейшего развития членов ШОС. Для Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, которые не состоят в ТС, будут проблемы в торговом процессе”.
На что казахстанская сторона ответила, что о Таможенном союзе много было споров и много сомнений, но другого пути, как единое экономическое пространство, для Казахстана нет.
|
В Пекин и другие города на востоке Китая еще 30 лет назад потянулись в поисках счастья сельчане с западных регионов... |
Фобии, стереотипы
и трансграничные
реки
Главный редактор журнала “Правила игры” Андрей Хан подробно остановился на проблеме антикитайских настроений в нашем регионе. В частности, на всех видах китайской экспансии, о которых много говорят и пишут в нашей прессе:
- экономическая;
- территориальная;
- демографическая - с учетом малонаселенности Казахстана китайцы могут-де заселить нашу территорию.
Андрей Хан считает, что вся эта риторика используется как претензия к власти со стороны оппозиции, которая считает, что власть не соблюдает интересы народа.
“Мухтар Ауэзов считает - чтобы знать, чего бояться, нужно знать и понимать Китай. И я с ним согласен”, - говорит эксперт. По его мнению, внешняя политика Китая является обеспечивающим инструментом для внутренней политики страны.
Он уверен, что поведение Китая в мире однородно, а не избирательно.
Старший научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии
Сюе Фуци говорил о проблеме трансграничных рек, о том, что и Китай, и Казахстан предпринимают большие усилия по экологической защите рек. “По прошествии 19 лет мы имеем возможность вместе найти приемлемый вариант решения вопроса рационального использования рек, - говорит Сюе Фуци. - А также решения той же китайской угрозы, которая существует в информационном пространстве Казахстана”.
По словам китайского ученого, с одной стороны, “некоторые люди в Казахстане не до конца понимают цели внешней политики Китая”, а с другой - “тема китайской угрозы отпугивает и своих, и чужих”. Сюе Фуци подчеркнул, что Китай не ведет себя как империя, что Китай ведет себя как развивающееся государство, у которого много внутренних проблем. “Это магистральный путь, на который мы пошли осознанно. У нас уже есть печальный опыт конфронтации с Советским Союзом”. Он уверен, что разговоры о “китайской угрозе” нагнетаются внешними силами, для того чтобы сотрудничество Китая и Казахстана не получило дальнейшего развития.
“Видимо, нам нужно прилагать больше усилий для сбалансированного сотрудничества”, - сказал в заключение Сюе Фуци.
Миграция
и трудовые мигранты
Эльнара Байназарова, руководитель отдела евро-азиатских исследований, считает, что проблема миграции, а особенно трудовой миграции, относится к одной из наиболее неопределенных. Одна из причин - это отсутствие точной статистики миграционных потоков. Кроме того, “трудно однозначно определить, чем вызван сам процесс миграции и каким образом миграционные потоки влияют на социально-экономическую ситуацию в стране”.
По ее мнению, опыт зарубежных стран в регулировании миграционных процессов может быть использован странами Центральной Азии, Россией и Китаем. “Анализ зарубежного опыта может способствовать более ясному и адекватному видению общих черт миграционных процессов и специфических особенностей межгосударственного сотрудничества стран Центральной Азии и Китая”.
Казахстанский эксперт говорит, что “миграционная политика руководства КНР дает косвенные гарантии того, что китайская миграция, как экономическая, так и любая другая, не захлестнет территорию близлежащего Казахстана, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет”. При этом она отметила, что эксперты склонны считать, что правительство в Китае обладает чрезвычайно мощными инструментами влияния как на внутренние, так и на внешние миграционные процессы в своей стране, что Пекин фактически руководит этими движениями.
Эльнара Байназарова говорит, что, по некоторым данным, число китайских переселенцев, обосновавшихся в Казахстане, соответствует сотням тысяч, и что в “перспективе при наличии слабых механизмов миграционного контроля китайская диаспора способна стать самой многочисленной в Казахстане, что нарушит демографический баланс и может привести к сильным социальным изменениям в нашей стране”.
По мнению Эльнары Байназаровой, “ШОС могла бы стать площадкой, где страны Центральной Азии могли бы решать проблемы китайской миграции непосредственно со страной-донором”, что “именно в ШОС возможно полноценное многостороннее сотрудничество в регулировании китайской миграции, так как в эту организацию входят все стороны, участвующие в миграционном процессе”.
Эксперт уверена, что тема регулирования миграции из КНР будет сохраняться по мере реализации крупных китайских проектов в Центральной Азии, а также по мере дальнейшего развития торгово-экономических связей стран Центральной Азии и Китая.
В этой связи эксперт предложила установить строгие правила проживания, регистрации, предпринимательской деятельности для временных мигрантов и бизнесменов из Китая, внести изменения в миграционное законодательство Казахстана, направленные на ужесточение ответственности и финансовых санкций за незаконное пребывание на территории Казахстана, усилить ограничения на миграцию иностранцев в приграничные и стратегически важные районы Казахстана, активизировать контроль за въездом иностранных мигрантов в Казахстан и совершенствовать методы контроля за их пребыванием в стране со стороны специализированных структур и, наконец, ввести квоты на въезд в Казахстан “трудовых” мигрантов, в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.
На что китайский эксперт
У Хунвей ответил, что миграция тесно связана с экономическим развитием Китая. Китайский ученый рассказал, что начало реформ в Китае было отмечено активизацией миграционных процессов внутри страны с запада на восток, из сел в города. Эта ситуация продолжалась в течение 30 лет, которая отметилась глобальным строительством в городах. Но потом, в период с 2007 по 2009 год наступил финансовый кризис и многие предприятия на юге Китая обанкротились. Более 20 миллионов китайцев потеряли свои места и были вынуждены вернуться в свои села. Официальные лица страны тогда были обеспокоены возможными негативными последствиями такой ситуации. Но на деле все оказалось совсем не так плохо.
Ученый перечислил несколько факторов, которые позволили сгладить последствия кризиса.
Во-первых, китайское село имеет огромные возможности, чтобы принять мигрантов.
Во-вторых, на западе страны были созданы благоприятные условия - многие отрасли экономики были переведены в эту часть Китая. Это позволило безработным найти работу на родине.
Далее ученый рассказал, что в посткризисный период большинство южных инвесторов столкнулись с проблемой нехватки рабочей силы, с дефицитом рабочей силы.
“Масштабная миграция, как в начале реформ в Китае, уже не повторится, - уверен У Хунвей. - И это также связано с миграцией в зарубежные страны”. При этом он подчеркнул, что китайцы эмигрирует в основном в США, Канаду, Австралию и некоторые страны Европейского союза. И немногие китайцы выбирают для карьерного роста страны Центральной Азии.
По его мнению, в Казахстан эмигрировали этнические казахи из Китая, которые приехали на учебу и в поиске работы. “Мы должны отличать долгосрочную миграцию от краткосрочной, - говорит У Хунвей. - И действительно, это миф, что миграция китайцев в Казахстан может создать нестабильность”.
|
...теперь такая ситуация в Алматы и Астане |
Энергетика
и все вокруг нее
Участники мероприятия много говорили о важности гуманитарного и культурного понимания между нашими странами, о том, что на этом строится успешное политическое сотрудничество.
Один из китайских участников заседания отметил, что невозможно избежать вопроса энергетических ресурсов, а также перспектив в сфере сотрудничества.
Исполнительный директор Фонда Первого Президента Республики Казахстан
Бектас Мухамеджанов сообщил, что Казахстан рассматривает разные пути транспортировки энергетических ресурсов, но на сегодняшний день существуют два пути - через территорию России и Китая. “Транспортировка через Каспийское море и Грузию проблематична, - говорит Мухамеджанов. - С Узбекистаном у нас есть определенные проблемы. Я сторонник того, чтобы сырье продавалось через биржу. К сожалению, в Казахстане биржевая торговля неразвита, есть проблема с ценообразованием”. При этом он добавил, что менеджмент китайских государственных компаний, которые работают в Казахстане, часто нарушает казахстанское законодательство.
На что китайский эксперт У Хунвей ответил, что китайские корпорации являются опорой экономического развития Китая. “Китайский народ проявляет большее доверие к государственным предприятиям, чем частным, - говорит
У Хунвей. - По нынешним данным, государственные предприятия инвестируют зарубежные проекты и находят общий язык с правительством той стороны. Многие руководители были высланы из страны в силу незнания законодательства и языка, и эти факты были зафиксированы. Мой вывод: нарушения законодательства носят случайный характер в силу ограниченного доступа к законодательной базе”. При этом он сообщил, что в СУАР выпускали материалы о реальности в странах Центральной Азии, в том числе в Казахстане. “Но назвать это книгой трудно, скорее небольшая брошюрка”, - уточнил У Хунвей.
Мухамеджанов напомнил о скандале, связанном с обнаружением нелегальных китайских работников в китайской нефтяной компании, с которыми наше правительство поступило гуманно. А также о том, что много нарушений китайских компаний связано с экологией. Впрочем, сам Мухамеджанов добавил, что все это скорее наша казахстанская проблема, потому что местные чиновники коррумпированы, с ними можно “договориться”.
Один из казахстанских экспертов в продолжение темы нарушений сказал, что всем известны проблемы, связанные с плохим поведением наших студентов в Китае, с их низкой успеваемостью.
В результате стороны договорились, что будут обмениваться информацией о взаимных нарушениях, чтобы принимать соответствующие решения для их устранения. |