|
Ботагоз Сейдахметова
Свободная зона торговли
Китайская Народная Республика продолжает идти верным путем, по курсу “реформ и открытости внешнему миру”, который проводит Компартия Китая последние тридцать лет. И нам, как самым непосредственным соседям, этот факт трудно отрицать. Тому наглядный пример контрольно-пропускной пункт на Хоргосе, где с китайской стороны открываются картинки коммунистического капитализма с явно выраженным рыночным лицом: хорошие, качественные дороги, прекрасные комфортные торговые здания и порядок.
В начале июля Кашгар и Хоргос официально откроют новую страницу своего развития. А все потому, что правительство Китая планирует открыть там две свободные экономические зоны. СЭЗ будут созданы в регионах, граничащих с Казахстаном и Киргизией.
Что нам это дает, или чем все это грозит? Вопросы, на которые мы очень скоро получим ответы, ведь современный Китай торопится не спеша, но успешно. Чем и вызывает настороженное отношение к себе со стороны менее расторопных соседей
По мнению специалиста по Китаю Адиля Каукенова, в создании СЭЗ на границе Китая и Казахстана больше плюсов, чем минусов, так как проект откроет новые возможности в торговле с Китаем. И потому от его реализации выиграют не только китайцы, но и казахстанцы. Что ж, время покажет.
- Адиль, китайцы на днях через своего посла в Киргизии сообщили, что планируют создать две свободные экономические зоны в регионах, граничащих с Казахстаном и Киргизией. Как Вы считаете, нет ли тут противоречий, связанных с тем, что Киргизия, как и Китай, - член ВТО, а в Казахстане уже действуют законы Таможенного союза?
- В случае с Кыргызстаном - то Китай тоже член ВТО, поэтому никаких противоречий нет. Скорее ВТО поощряет подобную практику, ведь именно либерализация рынков, включая рынок труда, является одной из пропагандируемых целей организации.
С Казахстаном, по сути, тоже все находится в оговоренных рамках. Да, в последнее время в российской прессе ряд экспертов поднимали вопрос об “окне” в Китай именно на Хоргосе, в связи с созданием СЭЗ. Вместе с тем, данные эксперты забывают о том, что на границе Китая с Россией тоже есть зона свободной торговли - Суйфуньхэ, располагающийся в провинции Хэйлунцзян и граничащий с Приморским краем России. Что примечательно, Суйфуньхэ иногда называют очень красноречиво “золотым коридором”. Тем не менее российские эксперты не стремятся критиковать Кремль за то, что он нарушает единство границ Таможенного союза. В общем, прецедент есть и идти, судя по всему, будут по его пути.
Вопрос о Хоргосе - это вопрос не о Таможенном союзе, а о том, как будет действовать эта зона свободной торговли и какие выгоды и риски есть для экономики Казахстана.
|
Мир - Дружба - Хоргос |
- Учитывая рост китайской фобии в нашем регионе и признание китайского посла Ван Кайвэня о том, что “это сильный шаг, необходимый для ускорения социально-экономического развития западных регионов КНР”, то каков может быть прогноз для наших стран? Не будет ли завален наш рынок низкокачественной китайской продукцией? Возможно ли, что “экономическое развитие” относится только к Китаю?
- Наивно ожидать, что Китай будет заниматься нашим экономическим развитием. Так сказать, наше развитие только в наших руках. На мой взгляд, в казахстанско-китайских торгово-экономических отношениях необходимо не увеличивать размер товарооборота, а повышать его качество. Так, чтобы наши производители имели доступ на китайский рынок, а из Китая мы могли получать новые технологии, оборудование, могли создавать совместное производство на нашей территории.
Я имею в виду производство, естественно, только с условием использования полностью казахстанской рабочей силы.
В целом, подобная зона торговли должна будет облегчить жизнь многим бизнесменам и просто потребителям, закупающим товар в Китае. Более того, часть того, что сейчас идет контрабандой по серым схемам, будет идти легально. И в этом большой плюс.
Что касается конкуренции с китайскими производителями, то время уже потеряно, там, где китайский производитель очень силен, он уже вытеснил нашего производителя. Тот, кто выжил, занимает другую нишу, и у китайцев просто нет возможности выйти на этот рынок. Имеется в виду рынок сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Хотя и тут по ряду позиций китайские товары присутствуют повсеместно.
А так как казахстанский рынок и так полностью завален китайскими товарами, то здесь рисков уже нет. Время безвозвратно ушло. Так что, наоборот, может за счет снижения себестоимости будет ввозиться больше качественной китайской продукции и от этого выиграет наш потребитель.
- Вообще, какие виды продукции Китай намерен экспортировать?
- Все те виды, которые экспортировал до этого. Товары народного потребления, продукцию тяжелого машиностроения, текстиль, строительные материалы и т.д. Вы можете сами видеть, что на нашем рынке 90 процентов продукции китайского производства: одежда, мебель, двери, электробытовая техника, даже стены обиты китайскими материалами. Вот это все Китай будет экспортировать и дальше. Так как больше, по сути, некуда, то остается надеяться, что теперь все это будет качественнее и дешевле.
|
Решение партии - в жизнь! |
- Какова официальная реакция Астаны на создание СЭЗ с Китаем?
- Судя по всему, положительная. Ведь Хоргос - это все-таки совместный проект. Но вопрос, как проект будет осуществлен, зависит и от казахстанской стороны. С китайской уже все построено. Великолепная инфраструктура. Но с казахстанской стороны нет. И очень сомнительно, что проект будет успешен и будут какие-то реальные изменения в структуре торговли, если на нашей стороне не будет выстроена такая же комфортная инфраструктура, начиная от дорог, заканчивая обеспечением безопасности.
- Адиль, признаться, я тоже подвержена китаефобии. Так что со страхом жду, что китайцы сегодня говорят, а завтра уже все будет работать, ведь известно, что китайские скорости при выполнении решений Компартии отличаются от отечественных скоростей при запуске любых национальных программ. Каковы сроки запуска китайского проекта?
- Адекватным ответом чьей-то работе может быть только собственная. Хотелось бы еще раз отметить, что это совместный проект. То есть Казахстан и Китай договорились о создании подобного центра международной торговли. И если одна сторона не хотела бы, то другая не смогла бы заставить, ведь в конце концов можно просто саботировать деятельность. Поэтому проект все-таки не китайский, а совместный.
Запуск намечен на 1 июля текущего года, а выход проекта на полную мощность - только к 2018 году. К этому времени предусматривается реализация многих этапов по строительству и созданию всей инфраструктуры. Также надо сказать, что здесь есть немало плюсов: во-первых, для жителей близлежащих районов будут созданы новые рабочие места, возможности для бизнеса по оказанию услуг.
Но самый большой плюс - это упрощение процедуры закупа товаров, которые и так покупаются в Китае. А упрощение это означает уменьшение коррупции на границе и получение возможности казахстанцам покупать более качественные вещи. |